Финансовые ресурсы предприятия: формирование, определение потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время на исследование различных аспектов управления финансами организаций направлены усилия и современных представителей экономической науки, и экономистов-практиков. Наиболее значительное влияние на представления автора диссертации о проблемах управления финансами оказали научные труды В. М. Батурина, Т. И. Безбородовой, А. В. Ендовицкой, А. Л. Карапетяна, Н. П. Любушина, Д. С. Молякова, О. А. Новикова, А. М. Руденко, П. А. Фомина, А. Хачатуряна, В. В. Хохлова.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Понятие И СТРУКТУРА финансовых ресурсов ПРЕДПРИЯТИЯ….7
Сущность и функции финансов предприятия……………………………………………..8
Финансовый механизм…………………………………………………………..…………12
Финансовые ресурсы предприятия и их состав…………………………………..………13
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………….…….18
2.1 Источники и политика формирования финансовых ресурсов………………………….18
2.2 Методы финансового планирования и определение финансовых потребностей предприятия…………………………………………………………………………………….21
2.3 Финансовое управление на основе бюджетирования……………………………………24
2.5 Определение потребности предприятия в оборотных средствах………………….……27
2.6 Стратегия управления собственным и заемным капиталом……………………………..29
ГЛАВА 3. определение и ФОРМИРОвание потребности финансовых ресурсов полиграфического предприятия ОАО "РАДУГА"…………….…..31
3.1. Общая и организационная характеристика ОАО "РАДУГА" …………………….……31
3.2 Калькулирование себестоимости продукции полиграфического предприятия…….…34
3.3 Инвестиционная деятельность полиграфического предприятия……………..…………37
Заключение…………………………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………………40
Приложения……………………………………………………………………….……………42

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_Finansovye_resursy_predpriatia_formiro.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

Собственный, заемный  и привлеченный капитал, который  формирует, с одной стороны, финансовые ресурсы предприятия и принимает  участие в финансировании их активов, с другой стороны, он представляет собой обязательства (долгосрочные и краткосрочные) перед конкретными собственниками - государством, юридическими и физическими лицами.

Состав финансовых ресурсов, их объемы зависят от вида и размера предприятия, рода его деятельности, объема производства. При этом объем финансовых ресурсов тесно связан с объемом производства, эффективной работой предприятия16.

Чем больше объем производства и выше эффективность работы предприятия, тем больше величина собственных финансовых ресурсов, и наоборот. 
 Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность.

В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

 

 

 

 

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Источники  и политика формирования финансовых  ресурсов


 

Управление собственным  капиталом связано не только с  обеспечением эффективного использования  уже накопленной его части, но и с формированием собственных  финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования.

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия.  Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью собственных основных средств и нематериальных активов. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемое им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня).

 В число прочих  источников входит бесплатно  передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса. (Рис.2 Приложение 2).

Основу управления собственным  капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.  
 Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия  осуществляется по следующим основным этапам:

Анализ формирования собственных  финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствие темпам развития предприятия. Изучается общий объем формирования собственных ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции.

Определение общей потребности в собственных  финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле (ф.2.1): 
                   Пк  *  Уск 
Псфр  =  -------------   -  СКи  +  Прф 
                         100 
где Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде; 
Пк – общая потребность в капитале на конец планового периода; 
Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме; 
Ски – сумма собственного капитала на начало планируемого периода; 
Пр – сумма прибыли, направляемая на потребление в плановом периоде. 
 

Оценка стоимости привлечения  собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников.


Обеспечение максимального объема привлечения  собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия является сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.  
 Метод ускоренной амортизации активной части основных фондов увеличивает возможность формирования собственных финансовых ресурсов за счет этого источника.

Оптимизация соотношения  внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях: 

- Обеспечение минимальной  совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться; 

- Обеспечение сохранения  управления предприятия первоначальными  учредителями.

Схема разработки финансового раздела  бизнес-плана в процессе проектирования финансовой стратегии представлена в Приложении 4.

 


2.2 Методы финансового  планирования и определение финансовых потребностей предприятия

 

Методы финансового  планирования:

  1. Метод коэффициентов.
  2. Нормативный.
  3. Балансовый метод.
  4. Метод экстраполяций.
  5. Метод математического моделирования.

 

 1. Метод коэффициентов. Предполагает использование коэффициентов к результатам, достигнутым на определённый момент времени (год, квартал).

Недостаток: метод не стимулирует поиск резервов и не способствует внедрению режима экономии средств.

2. Нормативный предполагает при планировании финансовых показателей использование прогрессивных норм и нормативов с учётом особенностей отраслей производственной и непроизводственной сфер с использованием изменений, произошедших за период, предшествующий планированию.

3. Балансовый метод требует сбалансирования источников ресурсов с запланированными расходами; установления взаимосвязи производственных и финансовых ресурсов и создание резервов.  Почти вся система финансового планирования строится на балансовом методе.

4. Метод экстраполяции заключается в определении финансовых показателей на основании анализа их динамики. За основу расчётов берутся показатели отчётного года и корректируются на относительно постоянный темп изменения.

5 Метод математического программирования заключается в разработке математических моделей, имитирующих реальные экономические и социальные процессы. Задачи планирования труда, максимизации прибыли при размещении товаров на рынках сбыта, оптимальное планирование которого определяется с помощью симплекс - метода, являются простейшими экономико-математическими моделями.

Методы определения  финансовых потребностей

1. Метод процентов от товарооборота предполагает, что изменение объёмов продаж влияет на величину активов, который должна иметь компания. По определению активы, которые изменятся вследствие роста и падения товарооборота, называются спонтанно активными. То есть товарооборот в значительной степени определяет сколько средств необходимо для ведения дела.

Анализируя предыдущую финансовую отчётность финансист может определить зависимость различных активов и пассивов от объёма продаж товаров. Для определения финансовых потребностей компании за счёт внешних источников используют следующую формулу

S = (2.1)

А - активы спонтанные;

П - пассивы спонтанные;

ΔТ - плановое изменение  объёма товарооборота за год;

К - отношение чистой прибыли  после выплаты дивидендов к товарообороту;

Т - товарооборот.

2. Метод баланса денежных поступлений и платежей

Финансист каждый месяц  сравнивает будущие денежные поступления  с суммами для выплат и определяет ежемесячный убыток (дефицит) следовательно  составляется баланс денежных поступлений, на основании которого менеджер предвидит  будущие финансовые потребности фирмы.

Очень распространённый метод. Но предполагаемый денежных поток  надёжен лишь тогда, когда правильно  определены денежные поступления и  суммы выплат. Деньги в большинстве  случаев поступают от:

  • выручки от продаж;
  • поступления дивидендов от инвестиций;
  • доход от аренды;
  • продажа старого оборудования.

Суммы к выплате составляются из:

  • платежей за приобретённые товары;
  • оплаты кредиторской задолженности;
  • выплаты заработной платы, арендной платы, дивидендов, процентов;
  • выплаты страховых взносов.

Примерная форма составления  баланса денежных поступлений

Месяц

Поступления

Суммы к выплате 

Чистые денежные поступления (1-2)

Остаток на начало

Остаток на конец (3+4)

Резерв 

Избыток (дефицит) (5+6)

Январь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Метод учёта оборачиваемости денег. По этому методу минимальная сумма денег, необходимая компании для осуществления своих операций, определяется по формуле:

S = ,(2.3)

где S - минимум необходимой суммы  денег;

Q - годовые расходы по операциям;

N - оборачиваемость.

Эта формула действительна тогда, когда операция расходов равномерны в каждом периоде. Годовые операционных расходы определяются как сумма расходов денег или расходовна покупку товаров и сырья, зарплаты, проценты и дивиденды.

Оборачиваемость денег - это количество оборотов денег фирмы за год, определяются

,(2.4)

где n - количество дней между  закупкой сырья и поступления  выручки от продаж готового изделия, то есть цикл оборота денег.

 

2.3 Финансовое  управление на основе бюджетирования


 

Бюджетирование является важным фактором повышения эффективности производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, так как  позволяет оптимизировать систему  использования его различных  ресурсов.

Система планирования на отечественных предприятиях имеет в настоящее время ряд недостатков:

  • процесс планирования начинается от производства, а не от сбыта продукции;
  • плановые данные отличаются от фактических, так как: накладные расходы рассчитываются в процентах от трудоемкости, что делает их переменной величиной; учет прямых затрат на сырье и материалы основан на завышенной нормативной базе; прогнозы изменения цен на факторы,  как правило, отсутствуют;
  • в планировании преобладает затратный механизм;
  • калькуляция себестоимости выполняется на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции;
  • отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные (поэтому анализ безубыточности невозможен);
  • экономическое планирование, как правило, не доводится до планирования финансового.

Устранение перечисленных  недостатков во многом может быть обеспечено с помощью разработки и внедрения на предприятии системы  бюджетирования.

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия: формирование, определение потребности