Финансовый анализ в деятельности коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Однако при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности организации относительно будущих условий существования. Информационной базой финансового анализа является финансовая (бухгалтерская) отчетность, потому что в классическом понимании финансовый анализ – это анализ данных финансовой отчетности.

Содержание

1. Финансовый анализ, его сущность, цели и задачи
1.1. Сущность, цели и задачи финансового анализа
1.2. Принципы организации финансового анализа
1.3. Виды финансового анализа
2. Классификация методов финансового анализа.
2.1.Основные методы финансового анализа
2.2. Значение методов финансового анализа в современных условиях
3. Применение методов финансового анализа в практической деятельности
3.1. Основные процедуры, методы финансового анализа
3.2. Практическое применение результатов финансового анализа в оценке бизнеса

Вложенные файлы: 1 файл

финансовый анализ.docx

— 135.80 Кб (Скачать файл)

Предикативные модели - это  модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для  прогнозирования доходов предприятия  и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них  являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических  финансовых отчетов, модели динамического  анализа (жестко детерминированные  факторные модели и регрессионные  модели), модели ситуационного анализа. [13, c.270]

Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические  результаты деятельности предприятий  с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей. [13, c.292]

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный  метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится  историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика финансового  анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

- горизонтальный (временной)  анализ - сравнение каждой позиции  отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный)  анализ - определение структуры итоговых  финансовых показателей с выявлением  влияния каждой позиции отчетности  на результат в целом;

- трендовый анализ - сравнение  каждой позиции отчетности с  рядом предшествующих периодов  и определение тренда, т.е. основной  тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний  и индивидуальных особенностей  отдельных периодов. С помощью  тренда формируют возможные значения  показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

- анализ относительных  показателей (коэффициентов) - расчет  отношений между отдельными позициями  отчета или позициями разных  форм отчетности, определение взаимосвязей  показателей;

- сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный  анализ сводных показателей отчетности  по отдельным показателям предприятия,  филиалов, подразделений, цехов,  так и межхозяйственный анализ  показателей данного предприятия  в сравнении с показателями  конкурентов, со среднеотраслевыми  и средними хозяйственными данными;

- факторный анализ - анализ  влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель  с помощью детерминированных  или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. [22, c.338]

В ходе анализа будет использоваться дескриптивная модель, т.е. модель описательного  характера, в рамках которой применимы  следующие методы и направления  анализа:

1) Вертикальный и горизонтальный  анализ отчетности - выражением данного  метода будет построение сравнительного  аналитического баланса;

2) Построение системы  аналитических коэффициентов, на  основе которых будут рассматриваться  финансовая устойчивость, ликвидность;

3) Факторный анализ - определение  степени влияния отдельных составляющих  показателя на его величину - будет  проводиться при рассмотрении  структуры активов и пассивов, выручки от реализации;

4) Анализ рентабельности - показатели этой группы будут  использоваться для оценки общей  эффективности вложения средств в данное предприятие.

В настоящее время практически  невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно  ей. Так и в финансовом анализе  применяются различные методы и  приёмы, ранее не используемые в  нем. [20, c.271]

 

 

2.2. Значение финансового  анализа в современных условиях

 

 

Финансы предприятия - это  экономическая категория, особенность  которой заключается в сфере  ее действия и присущих ей функций.

Современная финансовая система  государства состоит из централизованных и децентрализованных финансов.

Финансы - это совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др. [14, c.106]

Исходя из этого, финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для  развития, в целях обеспечения  роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т. е. улучшение  финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние - это  совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. [9, c.93]

Так как, цель анализа состоит  не только и не столько в том, чтобы  установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и  в том, чтобы постоянно проводить  работу, направленную на его улучшение.

Анализ финансового состояния  показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность  выявить наиболее важные аспекты  и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.

Оценка финансового состояния  может быть выполнена с различной  степенью детализации в зависимости  от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового  обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа  и углубленного анализа финансового состояния.

Финансовый анализ дает возможность оценить:

- имущественное состояние предприятия;

- степень предпринимательского  риска;

- достаточность капитала  для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

- потребность в дополнительных источниках финансирования;

- способность к наращиванию капитала;

- рациональность привлечения заемных средств;

- обоснованность политики  распределения и использования прибыли. [11, c.155]

Основу информационного  обеспечения анализа финансового  состояния должна составить бухгалтерская  отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности.

Результаты финансового  анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.

Не секрет, что процесс  принятия управленческих решений в  большей степени искусство, чем  наука. Результат выполненных формализованных  аналитических процедур не является или по крайней мере не должен являться единственным критерием для принятия того или иного управленческого  решения. Результаты анализа - "материальная основа" управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и  антипатиях лица, принимающего эти решения.

Все это лишний раз свидетельствует  о том, что финансовый анализ в  современных условиях становится элементом  управления, инструментом оценки надежности потенциального партнера.

Необходимость сочетания  формализованных и неформализованных  процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает отпечаток, как на порядок подготовки документов, так и на последовательность процедур анализа финансового состояния. Именно такое понимание логики финансового  анализа является наиболее соответствующим  логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. [7, c.219]

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной  деятельности; если он основан на данных только бухгалтерской отчетности - внешний анализ; внутрихозяйственный  анализ может быть дополнен и другими  аспектами: анализом эффективности  авансирования капитала, анализом взаимосвязи  издержек, оборота и прибыли и т.п.

Финансовый анализ деятельности предприятия включает:

- анализ финансового состояния;

- анализ финансовой устойчивости;

- анализ финансовых коэффициентов:

- анализ ликвидности баланса;

- анализ финансовых результатов,  коэффициентов рентабельности и  деловой активности. [18, c.162]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Применение методов финансового анализа в практической деятельности

 

 

3.1. Основные процедуры, методы финансового анализа

 

 

 

Основными аналитическими процедурами  финансового анализа являются:

    • горизонтальный (временной) анализ – сравнение показателей отчетности с данными предыдущего периода;
    • вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
    • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя;
    • сравнительный (пространственный) анализ – это сопоставление данных предприятия с показателями аналогичных предприятий или предприятий-конкурентов, сопоставление со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными (межхозяйственный, межфирменный сравнительный анализ фирмы) или внутрихозяйственное сопоставление по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов;
    • анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между данными отчетности и определение их взаимосвязи;
    • факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т. е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель. [16, c.339]

 В процессе функционирования  предприятия величина активов,  их структура претерпевают постоянные  изменения. Для выявления качественных  изменений в структуре средств и их источников, а также динамики этих изменений проводят вертикальный и горизонтальный анализ отчетности.

 Вертикальный анализ  – анализ отдельных разделов  и статей баланса, отчета о  финансовых результатах показывает  структуру средств предприятия и их источников. Расчеты обычно проводят в процентах от общей суммы средств предприятия для сопоставимости данных, что позволяет избежать инфляционной корректировки ретроспективной финансовой документации.

 Горизонтальный анализ  – анализ финансовой документации  за ряд лет, данные которого  представляются в виде индексов  по отношению к базисному году  или сопоставления процентных  изменений по статьям за анализируемый  период. Выявление базисных темпов  роста за ряд лет позволяет  анализировать не только изменение  отдельных показателей, но и прогнозировать их значения. [16, c.341]

 Сначала выявляются  важнейшие характеристики деятельности  предприятия: общая стоимость  имущества, собственных и заемных  средств. Затем вырабатывается  суждение о структуре имущества  предприятия, характере использования  финансовых ресурсов, выявляются  сильные и слабые стороны предприятия в абсолютном выражении.

 Признаками «хорошего» баланса являются:

    • валюта баланса в конце отчетного периода должна увеличиваться по сравнению с началом периода;
    • темпы прироста оборотных активов должны быть выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
    • собственный капитал организации должен превышать заемный, и темпы его роста должны быть выше, чем темпы роста заемного капитала;
    • темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности должны быть примерно одинаковыми;
    • доля собственных средств в оборотных активах должна быть более 10%;
    • в балансе должна отсутствовать статья «непокрытый убыток». [14, c.225]

 При анализе структуры  активов и пассивов предприятия особое внимание уделяется:

 - соотношению между собственными и заемными средствами;

 - обеспеченности запасов и затрат собственными источниками (анализ собственного оборотного капитала);

Информация о работе Финансовый анализ в деятельности коммерческой организации