Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать фискальную политику Республики Беларусь, раскрыть ее сущность и значение, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить разновидности фискальной политики;
- исследовать особенности фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь.
- сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.

Содержание

Введение ………………………………………………..………………………………..4
1. Фискальная политика: понятие, достоинства и недостатки, основные задачи и цели, ее виды и инструменты ……………………….….…..………………6
2. Механизмы фискальной политики …………………………………………15
2.1. Дискреционная фискальная политика………………………..…………………..15
2.2. Автоматическая фискальная политика……………………………...…..…….….22
3. Фискальная политика Республики Беларусь ………………………..……...26
Заключение ……………………………………………………………………………..39
Список использованных источников …………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

2. Системы пособий по безработице и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат.

Существуют  и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения, система  участия в прибылях т.д.

Встроенные  стабилизаторы смягчают изменения  в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Степень  встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и  излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (профицит) государственного бюджета возникает в результате автоматического сокращения (увеличения) налоговых поступлений и увеличения (сокращения) государственных трансфертов в условиях спада (роста) ВНП.

Это прямо следует из функций налоговых поступлений и государственных расходов, имеющих вид:

Т = Та + t х Y, (2.8)

где Та — автономные налоги, не зависящие от величины текущего  дохода Y (например, налоги на имущество, наследство и т.д.);

t — предельная  налоговая ставка.

G = Gа - γ х  Y,  (2.9)

где Gа — автономные государственные расходы, не зависящие от величины текущего дохода Y (например, стипендии, пособия на рождение ребенка и т.п.);

γ - коэффициент, связывающий величину трансфертов  с уровнем доходов населения.

Правильно продуманные система налогообложения и система адресной социальной помощи, в соответствии с которой государственные трансферты растут при уменьшении доходов граждан (например, если доходы на одного члена семьи опускаются ниже величины прожиточного минимума) позволяют создать эффективный механизм встроенных стабилизаторов экономики, действие которых показано на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Действие встроенных стабилизаторов

 

В фазе циклического подъема Y2>Yo, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате накапливается профицит бюджета, который «замораживается». Последнее связано с тем, что рост бюджетного профицита происходит на подъеме экономики, который нередко сопровождается усилением инфляционного напряжения. В этих условиях любые выплаты населению (в виде погашения облигаций, увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будут способствовать дальнейшему увеличению совокупных расходов и нарастанию инфляции. Напротив, "замораживание" бюджетного профицита ограничивает избыточное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.

В фазе циклического спада Y1<Y0, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге возникает бюджетный дефицит, посредством  которого стимулируется совокупный спрос, вызывающий активизацию экономической активности с последующим ростом ВНП.

Величины циклических  дефицитов и излишков определяются степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов G —величиной у, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода - тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок. В то же время, увеличение налогов вызывает, как известно, снижение совокупного предложения товаров и услуг. В этой связи правительство постоянно стоит перед выбором конкретной модели фискальной политики, которая должна преследовать как текущие цели выхода из экономического спада, так и более долгосрочные цели роста инвестиционной активности в стране.

Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. При полной занятости ресурсов тоже могут возникать бюджетные дефициты (профициты), которые называются структурными. Таким образом, структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — это разность между его доходами и расходами в условиях полной занятости экономических ресурсов. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

 

 

 

 

 

 

3. Фискальная политика Республики Беларусь

 

Основной целью  бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь имеет следующие  направления:

- обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной системы;

- поэтапное сокращение налоговой  нагрузки и упрощение налоговой  системы;

- повышение уровня жизни посредством  увеличения зарплаты, пенсий, пособий  и других выплат населению,  укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

- государственная  поддержка приоритетных отраслей  реального сектора экономики.

Для укрепления бюджетно-налоговой политики необходима более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования.

Фискальная  политика останется достаточно жесткой. Это связано с сохранением  риска инфляции на фоне высоких инфляционных ожиданий и потенциалом роста  цен на услуги, в особенности ЖКХ. Консолидированный бюджет в таких условиях может быть выполнен в 2012 году с профицитом в 0,2% от ВВП. Дополнительное давление на бюджет в дальнейшем будет исходить от расходов по обслуживанию государственного внешнего долга, что приведет к дефициту бюджета в 2013 году.

Прогноз государственных  финансов в 2012-2013 гг. основывается на предположении, что правительство будет стараться  проводить жесткую фискальную политику. Она может оказаться не реалистичной, если правительство будет вынуждено ускорять экономический рост для выполнения планов на 5 лет. Однако стимулы к экспансионистской политике в краткосрочной перспективе будут слабыми из-за опыта кризиса 2011 г. Ожидается, что консолидированный бюджет в таких условиях будет выполнен с профицитом 0,2% от ВВП в 2012 г. и умеренным дефицитом 1,4% от ВВП в 2013 г. на фоне растущих обязательств по внешним займам и восстановлением капитальных расходов.

Расходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 27,6% от ВВП в 2012 г., что на 1,4 п.п. ниже уровня 2011 г. Кроме этого, ожидаются значительные изменения в структуре расходов. С одной стороны, неизбежен рост расходов по обслуживанию долга (на 0,2% от ВВП в 2012 г.). Еще одной растущей статьей могут быть текущие трансферты и субсидии (на 0,2% от ВВП) из-за ухудшившегося материального положения населения и необходимости расширения социальной поддержки. С другой стороны, в прогноз заложено сокращение капитальных расходов на 0,6% от ВВП из-за высокой базы начала прошлого года. Кроме того, необходимость сохранения жесткой фискальной политики приведет к сокращению расходов, связанных с государственными закупками.

Доходы консолидированного бюджета, согласно оценкам, сократятся на 3,4 п.п. до 27,8% от ВВП. Однако основное сокращение (на 1,4% от ВВП) происходит за счет неналоговых доходов, так как доходы в форме процентов, дивидендов и от участия в прибыли снизятся из-за кризиса 2011 года (таблица 3.1).

Таблица 3.1 Параметры  консолидированного бюджета, %ВВП

 

2011

2012F

2013F

Доходы

31,2

27,8

26,9

Расходы

29,0

27,6

28,3

Сальдо

2,3

0,2

-1,4


В структуре  налоговых доходов основное сокращение ожидается в доходах, связанных  с внешней торговлей, Во-первых, произойдет сокращение поступлений от импортных  пошлин на автомобили. Во-вторых, сокращение доли импорта в ВВП также приведет к падению доходов от импортных пошлин и НДС. В результате доходы бюджета от импортных пошлин и НДС сократятся на 1,4 и 0,2% от ВВП соответственно. Также на 0,2% от ВВП сократятся доходы от налога на прибыль из-за сокращения процентной ставки в 2012 году.

ВВП за январь-март 2012 года составил в текущих ценах 105,6 трлн. руб. и увеличился по сравнению  с январем-мартом 2011 года на 3% в сопоставимых ценах. Основным источником роста валового внутреннего продукта стало динамичное развитие промышленного производства. Его объем в январе-марте текущего года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,3%. Розничный товарооборот вырос на 7,4%. Инвестиции в основной капитал сократились на 15,1%.

Инфляция на потребительском рынке за три месяца составила 105%.

В январе-марте 2012 года в условиях благоприятной  для белорусского экспорта конъюнктуры  мировых товарных рынков объем внешнеторгового  оборота увеличился по сравнению  с январем-мартом 2011 года на 22,6%, составив 22,9 млрд. долл. США, при этом экспорт возрос на 49,4 %, импорт – на 2,9% (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Динамика внешнеторговых операций

Итоги хозяйственной  деятельности организаций реального  сектора экономики в январе-марте  текущего года характеризовались ростом продаж, прибыли и рентабельности по сравнению с январем-мартом 2011 года (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Прибыль до налогообложения и чистая прибыль

По итогам 1 квартала 2012 года доходы консолидированного бюджета  составили 34,3 трлн. руб. и увеличились  по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,6 раза (в реальном выражении – на 25,1%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 32,5% ( в 1 квартале 2011 года – 31,0% ВВП).

Рис. 3.3. Динамика доходов консолидированного бюджета 

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формировалась за счет налоговых  поступлений. За 1 квартал 2012 года в  бюджет поступило 31,6 трлн. руб. налоговых  доходов. По сравнению с аналогичным  периодом 2011 года поступления увеличились  в 2,6 раза в реальном выражении – на 25,1%).

Неналоговые доходы за 1 квартал 2012 года сложились в  сумме 2,7 трлн. руб. и по сравнению  с 1 кварталом 2011 года увеличились в 2,7 раза ( в реальном выражении –  на 29,9%).

Формирование  налоговых доходов за 1 квартал 2012 года на 92,9% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (26,6%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (15,8%), налога на прибыль (28,4%), подоходного налога (11,6%), акцизов (6,8%), налогов на собственность (3,7%).

Изменение структуры  налоговых доходов по сравнению  с 1 кварталом 2011 вызвано, главным образом, увеличением в 2012 году доли налога на прибыль (+10 п.п.) за счет произведенной  доплаты по налогу на прибыль по фактически сложившейся прибыли 2011 года.

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 1 квартале 2012 года составили:

- по налогу  на добавленную стоимость 8,4 трлн. руб. (прирост поступлений к соответствующему  периоду 2011 года 140,7%, в реальном  выражении – 15,8%);

- по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 5,0 трлн. руб. (прирост 151,6%, в реальном выражении – 21,0%);

- по налогу  на прибыль 9,0 трлн. руб. (прирост  303,7%, в реальном выражении –  94,2%);

- по подоходному  налогу 3,7 трлн. РУ. (прирост 118,0%, в  реальном выражении – 4,9%);

- по акцизам  2,1 трлн. руб. (прирост 137,3%, в реальном  выражении снижение на 14,1%);

- по налогам  на собственность 1,2 трлн. руб. (прирост  102,1%, в реальном выражении снижение  на 2,8%).

В структуре  консолидированного бюджета 53,1% составляют доходы республиканского бюджета и 46,9% - доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом: полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог и налоги на собственность. Распределяются между республиканским и местными бюджетами налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2012 года профинансированы в сумме 30,9 трлн. руб. (на 15,9% выше уровня 1 квартала 2011 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета  сократились на 1 п.п., составив 29,3% ВВП (рис. 3.4.)

Информация о работе Фискальная политика