Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать фискальную политику Республики Беларусь, раскрыть ее сущность и значение, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить разновидности фискальной политики;
- исследовать особенности фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь.
- сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.

Содержание

Введение ………………………………………………..………………………………..4
1. Фискальная политика: понятие, достоинства и недостатки, основные задачи и цели, ее виды и инструменты ……………………….….…..………………6
2. Механизмы фискальной политики …………………………………………15
2.1. Дискреционная фискальная политика………………………..…………………..15
2.2. Автоматическая фискальная политика……………………………...…..…….….22
3. Фискальная политика Республики Беларусь ………………………..……...26
Заключение ……………………………………………………………………………..39
Список использованных источников …………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

- оптимизация  портфеля государственного долга  по сроку, валюте и долговым  инструментам;

- диверсификация  финансовых инструментов заимствований  и повышение эффективности использования  государственных займов;

- совершенствование  системы управления долгом органов  местного управления и самоуправления;

- развитие внутреннего  рынка государственных заимствований.

Намеченная  налоговая политика должна способствовать модернизации и повышению конкурентоспособности  национальной экономики, активизации  инвестиционных процессов. Удельный вес  доходов консолидированного бюджета  в ВВП планируется сократить с 27,9 % в 2010 году до 25,4 % в 2015 году.

С 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты на 3 процентных пункта. Снижение налоговой нагрузки на экономику составит 1,3 процента к ВВП. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога.

Успешная реализация предложенных мер по корректировке  налоговой политики уже в 2011-2012 годах  позволит повысить нейтральность и стабильность налоговой системы, значительно снизить налоговую нагрузку на экономику и с 2013 года уже не потребуется проводить существенные изменения налогового законодательства.

Снижение налогового бремени будет осуществляться в  увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.

Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы  должно быть упрощение налоговой  системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс  должен сопровождаться мерами по существенному  расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:

- завершение  работы по отмене всех оборотных  налогов и сборов, взимаемых с  выручки от реализации товаров  и услуг на республиканском и местных уровнях;

- снижение нагрузки  на фонд заработной платы путем  отказа от практики взимания  чрезвычайного налога, оптимизации  ставок и совершенствования механизма  уплаты страховых взносов в  ФСЗН Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в фонд содействия занятости.

- снижение и  унификация таможенных пошлин.

При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных  обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.

В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.

При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.

Упорядочению  государственной поддержки реального  сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.

Таким образом, основными направлениями совершенствования  налоговой политики Республики Беларусь являются следующие:

- упрощение  расчётов и порядка взимания  налогов;

- жёсткая регламентация прав и ответственности плательщиков;

- совершенствование  норм юридической ответственности  за нарушения в области налогов;

- поэтапное  снижение уровня налогообложения  с одновременным расширением  налоговой базы;

- борьба с  теневым сектором экономики;

- предотвращение  утечки капитала и стимулирование  инвестиционной активности;

- пересмотр  и упорядочение льгот в системе  налогообложения;

- постепенное  перемещение налогового бремени  с предприятий на доходы и  имущество физических лиц;

- совершенствование  таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;

- согласование  механизма налогообложения научно-инн6овационных  субъектов хозяйствования;

- стремление  к унификации с налоговыми  системами, действующими в государствах  СНГ и ЕС, в частности создания согласованного налогового законодательства с Российской Федерацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги работы, сделаем краткие выводы:

1) фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций;

2) стратегическая цель фискальной политики - оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.

3) направленность фискальной политики современного государства непосредственно зависит от:

а) состояния  национальной экономики и фазы промышленного цикла;

б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;

в) имеющегося у  правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;

г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.

Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

4) основными путями преодоления негативных тенденций финансовой системы в условиях мирового финансово-экономического кризиса являются:

- минимизация дефицита государственного бюджета путём сокращения некоторых статей расходов и увеличения доходной части, сокращение расходов за счёт снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата;

- за счёт  дальнейшего снижения дотаций,  выплачиваемых из республиканского бюджета, на отдельные мероприятия местным бюджетам для их сбалансирования, перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений (например, спортивных сооружений, учебных заведений и др.);

- консервация  в ряде случаев строительных  объектов, финансируемых за счёт средств государственного бюджета и др.

В качестве приоритетного  направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение  уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

- повышение  эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других  отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет;

- изменение  направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

- привлечение  в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

- претворение  в жизнь всех тех конкретных  мероприятий в финансово-экономической  сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.

Основными направлениями совершенствования налоговой политики Республики Беларусь являются следующие:

- упрощение  расчётов и порядка взимания  налогов;

- жёсткая регламентация  прав и ответственности плательщиков;

- совершенствование  норм юридической ответственности  за нарушения в области налогов;

- поэтапное  снижение уровня налогообложения  с одновременным расширением  налоговой базы;

- борьба с  теневым сектором экономики;

- предотвращение  утечки капитала и стимулирование инвестиционной активности;

- пересмотр  и упорядочение льгот в системе  налогообложения;

- постепенное  перемещение налогового бремени  с предприятий на доходы и  имущество физических лиц;

- совершенствование  таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;

- согласование  механизма налогообложения научно-инн6овационных  субъектов хозяйствования;

- стремление  к унификации с налоговыми  системами, действующими в государствах  СНГ и ЕС, в частности создания  согласованного налогового законодательства с Российской Федерацией.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бюджетная  и налоговая система Республики  Беларусь: Учеб. Пособие / Н.А. Мельникова. – Минск : БГУ, 2005. – 262 с.

2. Гаралова, Н.  Налоговая система Беларуси: история и современность// ФУА. 2002. №10. С. 36-37.

3. Демчук, Н.  О налоговой системе РБ. // НЭГ. 2006. № 1. С.1-4;

4. Заяц, Н.Е. Теория  налогов: Учебник. – Минск : БГЭУ, 2002. – 220с.

5. Комментарий  налогового законодательства: ответы  налоговых и др.компетентных органов на запросы аудит. / Сост. А.Н. Малофеева.- М.: АиН, 2003.- 63с.

6. Курс экономической  теории: общие основы экономической  теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики:  Учебное пособие. Под ред. А.В.  Сидоровича – М. Дело и сервис, 2000. – 530с.

7. Курс экономической  теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и  др.; Под ред. М.И. Плотницкого  – Минск : Книжный дом; Мисанта, 2005. – 480 с.

8. Лемешевский,  И.М. Макроэкономика / Учебное пособие  для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Минск ООО «ФУАинформ», 2006 г. – 544 с.

9. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ Под ред. Л.П.  Зеньковой.- Минск : Новое знание. 2002. - 244с.

10. Налоговый  кодекс Республики Беларусь. Общая  часть: 19 декабря 2002 г. N 166-З : в Кодекс с 13 ноября 2008 г. изменения не вносились : по состоянию на 10 февраля 2009 г. / Республика Беларусь. Законы. - Минск : Амалфея, 2009. - 140 с.

11. Налоги и  налогообложение: Учеб. пособие для  студентов специальностей Миронова Т.Н.; БГУ. Экон.фак. Минск : БГУ, 2002. - 85 с.

12. Налоги и  налогообложение: учебник / Н.Е.  Заяц [и др.]; под общ. Ред. Н.Е.Заяц, Т.Е. Бондарь. – 3-е изд., испр. И доп. – Минск : Вышк. Шк., 2003 с.

13. Едронова, В.Н., Мамыкина, Н.Н. Принципы налоговой  политики// Финансы и кредит. 2005. №8 (176). С.69-73.

14. Экономическая  теория: Системный курс : учеб. пособие  / Под ред. Э.И.Лобковича – Минск  : ООО «Новое знание», 2000 г. –  460с.

15. Экономическая  теория : учебник / Под ред. Н.И.  Базылева, С.П.Гурко – Минск : БГЭУ, 2000 г. – 530с.

Информация о работе Фискальная политика