Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа
Цель работы - исследовать фискальную политику Республики Беларусь, раскрыть ее сущность и значение, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить разновидности фискальной политики;
- исследовать особенности фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь.
- сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.
Введение ………………………………………………..………………………………..4
1. Фискальная политика: понятие, достоинства и недостатки, основные задачи и цели, ее виды и инструменты ……………………….….…..………………6
2. Механизмы фискальной политики …………………………………………15
2.1. Дискреционная фискальная политика………………………..…………………..15
2.2. Автоматическая фискальная политика……………………………...…..…….….22
3. Фискальная политика Республики Беларусь ………………………..……...26
Заключение ……………………………………………………………………………..39
Список использованных источников …………………………………………………41
Рис. 3.4. Исполнение консолидированного бюджета в 2010-2012 годах, трлн. руб.
Бюджетная политика в текущем году направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.
Финансирование расходов в январе-марте 2012 года в разрезе функциональной классификации увеличилось в реальном выражении по всем разделам, кроме разделов «Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности» и «Охрана окружающей среды». Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – в 1,7 раза в реальном выражении, из них расходы на реализацию государственной инвестиционной программы – почти в 1,6 раза. Рост общегосударственных расходов обусловлен также увеличением расходов по обслуживанию государственного долга - в 2,2 раза в реальном выражении, что в определенной мере связано с девальвацией белорусского рубля в прошедшем году. Удельный вес общегосударственных расходов в структуре консолидированного бюджета увеличился на 6,1 п.п. по сравнению с январем-мартом 2011 года.
Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 14,5 трлн. руб., или 47,1% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на социальную политику увеличились по сравнению с январем-мартом 2011 года на 19,6% в реальном выражении. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам.
Расходы на национальную экономику составили 5,6 трлн. руб., или 18,1% всех бюджетных расходов вместо 18,6% в январе-марте 2011 года. В реальном выражении расходы по этому разделу увеличились на 12,4%. Более 40% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Рост бюджетных расходов на национальную экономику обусловлен, главным образом исполнением обязательств по компенсации процентов по кредитам банков реальному сектору экономики.
В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начисления на зарплату работников бюджетного сектора – 9,3 трлн. руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года такие расходы сократились на 6,8% в реальном выражении, составив 29,8% от общего объема бюджетных расходов и 34,3% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 4,6 трлн. руб. бюджетных средств, или 14,8% всех расходов. По сравнению с 1 кварталом 2011 года капитальные расходы увеличились на 45,1%.
Консолидированный бюджет в 1 квартале 2012 года исполнен с профицитом в размере 3,4 трлн. руб., или 3,2% ВВП ( в 1 квартале 2011 года – 0,7% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.
Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет ФСЗН) в январе-марте 2012 года исполнен с профицитом в размере 4,1 трлн. руб. (3,9% ВВП). Доходы бюджета составили 45,5 трлн. руб. (43,1% ВВП), расходы – 41,4 трлн. руб. (39,2% ВВП).
За 1 квартал 2012 года в республиканский бюджет поступило 18,2 трлн. руб., что в 2,6 раза больше аналогичного периода 2011 года (в реальном выражении – на 23,7%).
Налоговые доходы республиканского бюджета за 1 квартал 2012 года составили 16,5 трлн. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года поступления увеличились в 2,6 раза (в реальном выражении – на 23,5%).
Неналоговые доходы республиканского бюджета за 1 квартал 2012 года сложились в сумме 1,7 трлн. руб. и по сравнению с 1 кварталом 2011 года увеличились в 2,6 раза (в реальном выражении – на 26,4%).
Доходы местных бюджетов в 1 квартале 2012 года составили 22,3 трлн. руб., что в номинальном выражении в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2011 года (в реальном выражении на 21,9%).
Основными источниками доходов местных бюджетов в 1 квартале 2012 года явились поступления по налогу на прибыль (29,7% от всех доходов), подоходному налогу (16,5%), налогу на добавленную стоимость (10,6%), налогам на собственность (5,3%), а также безвозмездные поступления из республиканского бюджета (27,8%).
В 1 квартале 2012 года наблюдался рост собственных доходных поступлений местных бюджетов по сравнению с аналогичным периодом 2011 года в номинальном (реальном) выражении:
- по г. Минску – 268,7% (в реальном выражении – 129,2%);
- по Брестской области – 253,1% (в реальном выражении – 121,7%);
- по Витебской области – 273,3% (в реальном выражении – 131,5%);
- по Гомельской области –241,9% (в реальном выражении – 116,4%);
- по Гродненской области –241,0% (в реальном выражении – 115,9%);
- по Минской области – 319,8% (в реальном выражении – 153,8%);
- по Могилевской области - 233,5% (в реальном выражении – 112,3%).
Средний уровень дотаций в консолидированные бюджеты областей в общем объеме их доходов составил 32,3%. Бюджет г.Минска является бездотационным.
Расходы местных бюджетов в январе-марте 2012 года профинансированы в сумме 18,4 трлн. руб., что в номинальном выражении в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период 2011 года (в реальном выражении на 8,7%).
В январе-марте 2012 года усилилась социальная направленность местных бюджетов – наибольшие средства направлялись на функционирование и развитие социальной сферы регионов.
Увеличился объем средств, направляемых на первоочередные расходы в том числе на текущее функционирование организаций бюджетной сферы, субсидирование услуг ЖКХ и транспорта, обслуживание долговых обязательств с 54,6% до 55,7% в объеме расходов местных бюджетов.
В 1 квартале 2012 года профицит местных бюджетов составил 3,9 трлн. руб.
В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.
При реализации
указанных мер налоговой
В области расходов
бюджета, в связи со значительным
сокращением налоговой
В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики.
Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в 2012 – 35%, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.
В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2011 году – около 33%.
С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг.
Ключевая задача бюджетной политики в предстоящие годы – повышение эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов, максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций.
Одна из важнейших задач бюджетной политики, призванной создать механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений и экономное использование финансовых резервов, – ликвидация государственных целевых бюджетных фондов. Так, с 2012 года мероприятия государственных программ в области охраны природы планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы. Не будет формироваться фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в связи с отменой платежей экологического налога, которые были источником его доходной части.
Со следующего года намечается также отменить отчисления в инновационные фонды для хозяйственных обществ, где в уставном фонде доля государства составляет менее 50%.
С 2013 года инновационные фонды будут формироваться исключительно за счет прибыли организаций.
Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
- повышение
эффективности работы
- изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;
- привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;
- претворение
в жизнь всех тех конкретных
мероприятий в финансово-
Основные направления налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет должны быть нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.
Основная целевая
ориентация налоговой политики на предстоящее
пятилетие - повышение оптимальности
применяемой в республике налоговой
системы при безусловном
В связи с этим в 2011-2015 годах будут решаться следующие задачи:
- совершенствование
структуры и механизмов
- радикальное
упрощение процедур налогового
администрирования и контроля, укрепление
позиций страны в мировых
- оптимизация и секвестирование неэффективных бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов и повышение эффективности использования выделяемых ресурсов;
- концентрация
бюджетных средств, включая
- повышение
эффективности управления
Для реализации поставленных задач планируется:
- упразднение мелких налогов и сборов и снижение налогового давления на прибыль организаций и фонд заработной платы;
- упрощение
порядка исчисления и переход
к квартальным срокам уплаты
основных налогов и сборов, развитие
системы электронного
- упорядочение взимания местных налогов и сборов;
- сокращение
объемов перераспределяемых
- обеспечение
адресности социальных
- отработка
механизмов и постепенный