Формирование затрат на производство продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – Изучить формирование затрат на производство продукции в ОАО «Метровагонмаш».
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления формированием затрат на производство продукции;
2. Изучить особенности управления затратами на производство продукции в ОАО «Метровагонмаш»;
3. Определить пути совершенствования формирования затрат на производство продукции.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы управления формированием затрат на производство продукции........................................................................................5
1.1 Сущность и регулирование формирования затрат на производство продукции.................................................................................................................5
1.2 Виды и классификация затрат..........................................................................6
1.3 Оценка методов управления затратами на производство продукции........11
2. Особенности управления затратами на производство продукции в ОАО «Метровагонмаш».................................................................................................19
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «Метровагонмаш».................................................................................................19
2.2 Оценка состава и структуры затрат по статьям и элементам....................21
2.3 Оценка постоянных и переменных затрат....................................................25
2.4 Влияние затрат на безубыточный объем производства...............................26
3. Пути совершенствования формирования затрат на производство продукции...............................................................................................................29
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

111 Курсовая.docx

— 65.89 Кб (Скачать файл)

В структуре  себестоимости изготовления продукции  наибольшую долю составляют  расходы  на материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия. За 2011 г. величина материальных расходов  на производство составила 8719621 тыс. руб. или 66,49 % всех затрат (за 2010 г. величина этих  показателей  составила  5813738 тыс. руб. или 64,57 % всех затрат).

Расходы на оплату труда за 2011 г. составили  2071576 тыс. руб. (15,80 %) (2010 г. – 1496206 тыс. руб. или 16,62 %).

В 2011 г. наблюдался рост коммерческих и управленческих расходов по отношению к 2010 г. на 9471 тыс. руб. и на 203061 тыс. руб. соответственно. Прочие расходы в 2011 г. составили 499616 тыс. руб., что на 820086 тыс. руб. меньше чем в 2010 г. (2010 г. – 1319702 тыс. руб.).

Группировка затрат по экономическим элементам  является объектом финансового учета  и показывает, что именно израсходовано  на производство продукции, каково соотношение  отдельных элементов в общей  сумме затрат. Она позволяет определять и анализировать структуру текущих  издержек производства и обращения. Для проведения такого рода анализа  необходимо рассчитать удельный вес  того или иного элемента в общей  сумме затрат.

Установлен  единый для всех предприятий перечень экономически однородных элементов  затрат:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Анализ  затрат в разрезе экономических  элементов дает возможность оценить  изменения в организации производства, установить влияние технического процесса на структуру затрат, а также рассчитать и проанализировать такие важные  показатели как материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость.

 

 

 

 

2.3 Оценка переменных и постоянных  затрат

 

Переменные  затраты — это, в основном, прямые затраты ресурсов на производство и  реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии). Переменные затраты отражают виды расходов, величина которых изменяется пропорционально изменению объема выпуска продукции.

 Постоянные  затраты не участвуют непосредственно в процессе производства продукции, и их величина не зависит от объема производства и реализации продукции (административно-управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходы по маркетинговым и научным исследованиям, реклама, проценты по кредитам и др.).

При росте  производства и реализации продукции производственная и коммерческая себестоимость продукции снижаются, прибыль увеличивается. И наоборот, при спаде производства и реализации продукции постоянные затраты сложно уменьшить, что ведет к росту себестоимости продукции. Таким образом, постоянные затраты характеризуют уровень хозяйствования, отражают эффективность управления.

Изменение  переменных и постоянных затрат можно  проследить по данным таблицы 2.3.

 

2010

2011

Отклонение,(+/-)

Себестоимость всего:

9482133

12285386

2803253

в том числе:

переменные

 

5813738

 

8719621

 

3905833

постоянные

3668395

3565765

-102630


 

Исходя  из данных табл. 2.3  видно, что в 2011 г. переменные затраты увеличились  по сравнению с 2010 г. на 3905833 тыс. руб. ( в 2010 г. – 5813738 тыс. руб.), а постоянные затраты в 2011 г. сократились на 102630 тыс. руб. по сравнению с 2010 г. ( в 2919 г. -  3668395 тыс. руб.).

 

2.4  Влияние затрат на безубыточный  объем производства

 

Безубыточность  — это такое состояние, когда  бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица  проданной продукции будет приносить  прибыль предприятию.

Разность  между фактическим количеством  реализованной продукции и безубыточным объемом продаж — это зона безопасности (зона прибыли), чем она больше, тем  прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный  объем продаж и зона безопасности — основные показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.

В современных  условиях владение приёмами анализа  безубыточности приобретает особое значение, так как этот анализ даёт возможность организации устанавливать  обоснованные цены на свою продукцию, подбирать наиболее выигрышные комбинации показателей «затраты - объём –  прибыль», позволяющие не только покрыть  затраты, но и получать прибыль, необходимую  для расширения деятельности.

Методика  анализа «затраты-объем-прибыль» позволяет  отыскать наиболее взаимовыгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом выпуска продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального (предельного) дохода. Это можно достичь снижением цены продажи, увеличением объема реализации и снижением уровня постоянных затрат. На выбор модели поведения предприятия также оказывает влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции.

В целях  определения возможности безубыточной деятельности коммерческой организации анализируется взаимосвязь следующих факторов: - цены на товары, работы, услуги;

- объём производства;

- производственные  мощности;

- расходы  на производство продукции;

- рынок продукции;

- рынок сырья  и ресурсов.

Для проведения анализа безубыточности по категории  «маржинальный доход» (выручка минус переменные затраты) необходимым условием является деление затрат на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объёма производства, а переменные изменяются с ростом (снижением) объёма выпуска и продаж. Для расчёта объёма выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные организации в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода. В использовании маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходами организации.

Величину  маржинального дохода можно определить следующим образом:

- из выручки  предприятия за реализованную  продукцию вычитают все переменные  затраты, т.е. все прямые расходы  и часть накладных расходов (общехозяйственные  расходы), зависящих от объема  производства и относящихся к категории переменных затрат.

МД= Выр. – Зпер.

Произведем  расчет маржинального дохода за 2010 и 2011 гг.

2010 г.: МД= 11424878- 5813738=5611140

2011 г.: МД= 15330799-8719621= 6617178

Исходя  из расчетов видно, что маржинальный доход в 2011 г. вырос на 1006038 тыс. руб.

Далее рассчитаем выручку безубыточную по следующей  формуле 2.1:

Вб= З  пост./ Доля МД в выручке,                          (2.1)

где доля МД в выручке = маржинальный доход / выручка

 

Рассчитаем  выручку безубыточную за 2010 и 2011 гг.

2010 г.: Вб = 3668395/ 0,49 = 7486520 тыс. руб.

2011 г.: Вб = 3565765 / 0,43 = 8292476 тыс. руб. 

Из расчетов видно, что выручка безубыточная за год выроста на 805956 тыс. руб.

Также рассчитаем максимальную величину постоянных затрат по формуле 2.2:

Зпост max = Вфакт х(Доля МД в Выр)= В факт х(В факт – З пер)/ Вфакт  (2.2)

2010 г.: Зпост  max = 11424878 х 0,49 = 5609615 тыс. руб.

2011 г.: Зпост  max = 15330799 х 0,43 = 6592243 тыс. руб.

Исходя  из данных расчетов видно, что фактические  постоянные затраты предприятия  значительно ниже максимально возможных  постоянных затрат.

К сожалению, у анализа безубыточности существует ряд ограничений. Он может дать точную информацию, если:

- переменные  и постоянные затраты можно  определить с достаточной степенью  точности;

- затраты  и выручка от реализации продукции  имеют линейную зависимость от уровня производства туристских продуктов;

- переменные  затраты и цены не изменяются  в течение исследуемого периода;

- структура  продукции не изменяется в  течение данного периода;

- объём  производства и объём их реализации  приблизительно равны,

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования формирования  затрат на производство продукции

 

В условиях рыночных отношений основной целью  деятельности предприятий является достижение максимальной прибыли, поскольку  именно она является основой и  источником средств для дальнейшего  развития. Предприятия в процессе производства продукции используют разнообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., величина которых в значительной степени  влияет на результативность производства.

Основным  финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая  служит основой и источником средств  для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно, увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую  продукцию. Однако это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому в системе  развития предприятия в условиях значительных экономических ограничений  повышение финансового результата непосредственно связано со снижением  затрат.

Практически на каждом предприятии имеются резервы  для снижения затрат до рационального  уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности  деятельности, повышения конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы  продукции позволяет предприятию  устанавливать более низкие и  гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для  каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата.

В стратегическом плане предприятия, рассчитанном на 3—5 лет, определяются основные направления  деятельности по рационализации использования  ресурсов, прежде всего — по техническому совершенствованию производства, внедрению  новейших технологических процессов, углублению специализации производства. В годовом бизнес-плане предприятия  содержится раздел «Затраты на производство и реализацию продукции», включающий разработку и обоснование ряда документов и показателей [24. С.176]:

- смета или бюджет затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг (по экономическим элементам);

- показатель затрат на рубль товарной (реализуемой) продукции;

- показатель снижения себестоимости сравнимой товарной (реализуемой) продукции;

- плановые калькуляции себестоимости всех видов продукции, производство и реализация которых предусмотрены бюджетом продаж и производственной программой;

- планы и сметы затрат по структурным подразделениям или центрам ответственности.

Доведение заданий по затратам до непосредственных исполнителей и контроль за их выполнением  — важнейшее условие эффективности  управления затратами.

По каждому  подразделению или центру ответственности  должен быть разработан и утвержден  регламент, в котором указывается:

- за какие именно затраты отвечает данный центр (подразделение);

- формы контроля за соблюдением норм расхода производственных ресурсов и плановой суммы (сметы) затрат;

- формы стимулирования экономии и ответственности за перерасход ресурсов;

- порядок корректировки норм, планов и бюджетов при изменении условий деятельности.

В любом  производственном предприятии должны быть созданы условия формирования и функционирования комплексной  системы управления затратами на производство и реализацию продукции, работ и услуг — КСУЗ. Комплексная  система управления затратами определяет порядок, последовательность и регламентацию  деятельности по организации, планированию, регулированию, мотивации, учету, контролю и анализу затрат.

Система управления затратами должна обеспечивать:

- ориентацию всех подразделений и персонала на наиболее рациональное использование ресурсов;

- оперативную и достоверную информацию о реально сложившихся затратах и их сопоставлении с нормативами, с затратами конкурентов;

- создание предпосылок для обеспечения предприятию ценового конкурентного преимущества;

- объективную оценку деятельности каждого подразделения, центра ответственности в части эффективного использования ресурсов;

- оценку обоснованности затрат на производство и реализацию продукции, их соответствия реальным условиям деятельности предприятия, объективным возможностям организации;

- взаимосвязь управления затратами со всей системой менеджмента предприятия, бюджетов затрат — со всеми разделами бизнес — плана предприятия.

Кардинальным  решением является предоставление центрам  ответственности широкой хозяйственной  самостоятельности, придание им статуса  предпринимательских подразделений, бизнес-центров или бизнес-единиц. Целью внутрифирменного предпринимательства  является вовлечение структурных подразделений  в систему рыночных отношений, развитие инициативы и творческого потенциала персонала, повышение эффективности  использования ресурсов и, соответственно, снижение затрат, повышение инновационной  активности подразделений.

Информация о работе Формирование затрат на производство продукции