Формирование цен на услуги в отрасли торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение процесса ценообразования в сфере торговли.
Задачи, которые надо решить для достижения цели работы:
1. рассмотреть понятие, сущность и роль ценообразования в рыночной экономике;
2. изучить ценообразование в сфере торговли на современном этапе развития в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Ценообразование в сфере торговли 2010 год.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Роль  всеобщего эквивалента закрепилось за золотом в силу его особых природных качеств. Можно утверждать, что все перечисленные стадии развития обмена прошла и наша страна. Известно, что в древней Руси роль денег выполняли скот, меха. В летописи "Русская Правда" о "кунах" (мех куницы) говорится как о металлических деньгах, сохранивших старое название меховых денег. В таких деньгах, исчислялась дань, взимались штрафы, измерялись ценности при товарообмене.

      Чеканные  металлические деньги впервые появляются еще при Владимире под влиянием внешней торговли, когда стали обмениваться по арабской системе серебряные и золотые монеты, не получившие распространения во внутреннем товарообороте.

      После падения Киевского государства, в наступивший период феодальной раздробленности, обращение металлических денег и чеканка их, уже имевшая место в Киевской Руси, на какой-то период сокращаются. Сокращается также и денежное обращение; данные об изготовлении металлических денег в XII-XIII вв. отсутствуют.

      В центральные русские княжества  серебро в основном привозили из-за границы. Однако Новгород осуществлял добычу серебра и пользовался им главным образом во внешней торговле. Используемые в обращении слитки различались по форме и по весу. Слитки, весившие полфунта, назывались гривенниками. Помимо слитков, в обращении находились различные иностранные серебряные монеты (марки, шиллинги, пфенниги и др.). В Новгороде в 1420 г. была предпринята попытка выпуска серебряных денег. Этим промыслом занимались так называемые денежники. Но так как чеканка серебряных монет осуществлялась без всякого контроля, денежники начали выпускать монеты с пониженным содержанием серебра, и монеты обесценивались, что вызывало недовольство населения. Чеканка денег "вольными денежниками" была прекращена. Пришлось также изъять из обращения неполноценные монеты. После этого в Новгороде был создан монетный двор, где под строгим контролем работали пять денежников.

      С XIV века начинается чеканка монет  в Московском княжестве. Дмитрий  Донской перечеканивал татарскую  серебряную монету - "деньгу", дав этой монете татарское название. Московская деньга содержала в два раза меньше серебра, чем новгородская. При Иване III чеканка денег удельными князьями прекращается, но сохраняется двойственность монетной системы - наличие московских и новгородских монет. На монетах малого веса - "московках" - был изображен всадник с мечом. Такие монеты получили название мечевых денег. Монеты же большего веса с изображением всадника с копьем получили название копеек.

      Таким образом, можно утверждать, что уже  в XV в, возникают русские счетные денежные единицы - рубль и копейка, которые сохранились до наших дней.

      В 1654 г. правительство приняло решение  выпускать вместо серебряных монет  медные деньги. При этом был установлен принудительный курс: одна мелкая копейка  должна была приниматься за серебряную того же веса. Иными словами, курс медной монеты в 100 раз превышал ее реальную стоимость. Однако, несмотря на принятые меры, реальная стоимость медных денег падала, а цены на товары завышались. В Новгороде в 1662 г. за серебряный рубль давали 19 медных рублей. Повышение цен, естественно, крайне отрицательно сказалось на положении широких слоев населения. Накопившееся недовольство народа вылилось в восстание (1662 г.), получившее название "Медный бунт". Правительство было вынуждено отказаться от медных денег. Их обменивали из расчета по пять копеек за номинальный рубль (в медных деньгах). С 1667 г. стали выпускать только серебряные деньги.

      Характеризуя  этот период истории денежного обращения  и ценообразования, нельзя не отметить возникновение в начале XVII в. первого опыта в отечественной истории государственного регулирования цен. В результате жестокого неурожая 1601 г. в стране начался голод. Положение осложнялось тем, что появились скупщики зерна, которые захватили в свои руки обращение хлеба на рынках и путем сговора искусственно поднимали цены на хлеб. В этих условиях появился указ Бориса Годунова, запрещавший скупку зерна. Указ устанавливал цену на обязательную продажу зерна и предусматривал наказание за спекуляцию хлебом. В конце XVIII в., еще при Петре I, государство стало прибегать к усиленному выпуску медной монеты, что привело к росту цен. Во второй половине XVIII в. был учрежден Медный банк, перед которым стояла задача облегчить обращение тяжеловесных медных денег (на основе уменьшения их номинальной стоимости в 5 раз). Однако это не привело к улучшению денежного обращения, и возник вопрос о выпуске бумажных денег.

      При Екатерине II (в 1769 г.) были образованы два  разменных банка в Москве и  Петербурге. Созданные банки получили право выпуска ассигнаций за счет вкладов, осуществляемых в виде металлической монеты. Банковские ассигнации свободно обменивались на медную монету. Сначала выпуск ассигнаций был определен в размере 1 млн. руб., затем до 20 млн. руб. (в 1774 г.) и, наконец, в сумме 40 млн. руб. (в 1779 г.). Однако в 1786 г. оба разменных банка были слиты в один - Ассигнационный, и размен ассигнаций на металлические деньги был прекращен. Стоимость ассигнаций уже не была связана с депозитами; ассигнации по мере их избыточного выпуска начали падать в цене. К 1796 г., когда лимит выпуска ассигнаций был установлен в размере 100 млн. руб., их разменный курс снизился до 70 коп., а к 1800 г., при выпуске ассигнаций в размере 212,7 млн. руб., разменный курс упал до 65 коп. Соответственно на все товары повысились цены, исчисляемые в ассигнациях. С этих пор денежное обращение России приходило во все больший упадок (вплоть до 1843 г.). Для укрепления денежного хозяйства правительство прибегало также к внешним займам. Однако внешняя задолженность составляла всего около 29% общего государственного долга (большая его часть приходилась на внутренний долг из-за выпуска ассигнаций), при этом весь долг не достигал и 3% государственных доходов.

      На  этот же период приходится образование ряда других банков, целью которых было покровительство дворянскому землевладению и облегчение торгового оборота купечества. Дворянские земельные банки были учреждены в Петербурге и Москве Купеческий банк - в Петербурге. Дворянские земельные банки выдавали ссуды под ценности и под населенные имения из расчета 10-20 руб. на "крепостную душу". Купеческий банк выдавал купцам ссуды на товары. Однако деятельность этих банков оказалась неэффективной, и они были ликвидированы.

      В конце царствования Николая I (в 1839-1843 гг.) была проведена реформа, которая предусматривала изъятие ассигнаций и введение твердой валюты (путем выпуска "государственных кредитных билетов", которые разменивались на серебро). В первой половине XIX в. стали все больше давать о себе знать противоречия между потребностями развивающемся промышленности и организацией крепостного хозяйства. Россия со своими крепостническими порядками все более отставала от промышленно развитых капиталистических стран, в том числе и от второстепенных. Продукция, выпускаемая промышленностью, была низкого качества, а цены на нее чрезмерно высокими. Низкая покупательная способность населения, а также господство натурального хозяйства затрудняли сбыт промышленной продукции на внутреннем рынке. Наиболее острыми становятся вопросы о ценах на продукцию промышленности и сельского хозяйства, об их соотношении, их неустойчивости.

      Во  второй половине 70-х и с начала 80-х годов под влиянием вывоза зерна из России и заокеанских  стран произошло падение мировых  цен на зерно и наступил продолжительный  мировой кризис сельского хозяйства. Самого низкого уровня цены достигли в 1894 г. - в этот период они составляли лишь половину цен 70-х гг. Падение мировых цен отразилось и на ценах российского экспорта.

      Для развития российского предпринимательства, и тем более для привлечения  иностранного капитала, была необходима устойчивая металлическая валюта вместо находящейся в обращении бумажной. Этого особенно требовало развитие отраслей, связанных с вложением капитала на длительный срок, например таких, как тяжелая промышленность. Неустойчивая и падающая бумажная валюта стимулировала экспорт (экспортер выживал за счет разницы в курсе бумажных денег - более высоком внутри страны и более низком за рубежом). Поэтому крупные землевладельцы, занимающиеся хлебным экспортом, были заинтересованы в сохранении бумажного обращения. Однако в интересах развития промышленности требовалось введение золотого обращения. В 1897 г. был принят закон о проведении золотой реформы, и началась чеканка золотых монет пятирублевого достоинства в одну треть прежнего империала.

      Вскоре  после вступления в первую мировую  войну Россия столкнулась с серьезными продовольственными трудностями. Угроза голода широчайших масс населения потребовала введения государственного регулирования цен на продукты питания, а также создания государственной системы регулирования снабжения ими населения и армии.

      В 1915-1916 гг. государство устанавливало  твердые цены на хлеб при закупке  для армии. В случае отказа продавцов  сдать хлеб по твердым ценам применялась  реквизиция с понижением твердых  цен на определенный процент.

      Однако  эти меры оказались недостаточными, и власти начали вводить регулирование распределения и потребления продуктов питания. Конечной ступенью этой системы явилась карточная система: каждый гражданин имел право получить определенную норму распределяемого продукта.

      Вступление  России в первую мировую войну крайне осложнило ее финансовое положение. Во всех странах, участвовавших в войне, проводились мероприятия по государственному регулированию народного хозяйства, хотя это и встречало большие трудности и не всегда приводило к тем результатам, на которые рассчитывали правительства этих стран. В России же вследствие ее экономической отсталости не было достаточных предпосылок для применения эффективных мер по государственному регулированию хозяйства. Колоссальные расходы, которые потребовала война, оказалось невозможным покрыть за счет имеющихся источников дохода бюджета.

     Когда произошла Февральская революция  и было образовано Временное правительство, последнее сразу столкнулось  с проблемой наступления голода в России.

      Осенью 1917 г. к хлебной монополии добавилась сахарная монополия - сахарозаводчики были обязаны сдавать сахар продовольственным органам. Правительство было вынуждено прибегать к усиленной эмиссии бумажных денег, что, в свою очередь, вело к росту дороговизны товаров, снижению реальной заработной платы. Огромные военные расходы во все большей мере покрывались эмиссией.

      После свержения Временного правительства  и установления Советской власти в нашей стране начался новый  этап в истории ценообразования. С принципиальным изменением социально-экономических условий кардинально стала меняться и политика государства в области формирования цен. Вспыхнувшая во второй половине 1918 г. гражданская война потребовала свертывания существовавших рыночных отношений и расширения натуральных форм распределения продуктов.

      Однако  уже в 1921 г. была провозглашена новая  экономическая политика, в основе которой лежали замена продразверстки продналогом, предоставление крестьянам права продавать излишки производимых ими продуктов. Переход к новой  экономической политике означал развитие товарно-денежных отношений.

      В последующий период, после проведения сплошной коллективизации сельского  хозяйства, окончания новой экономической  политики, в стране была создана  система установления государственных  цен почти на все товары и услуги. По существу, свободные рыночные цены действовали только на колхозных рынках, где колхозники могли продавать продукты, полученные в качестве натуроплаты по трудодням в колхозах или произведенные в своих подсобных хозяйствах; на этих рынках могли также реализовывать свою продукцию колхозы. В стране в основном действовали следующие цены:

установленные государством заготовительные (закупочные) цены, по которым колхозы сдавали  свою продукцию государству; 

оптовые государственные цены на промышленные товары;

розничные цены, также устанавливаемые государством на промышленные и сельскохозяйственные товары. Другим крупным экономическим  успехом нашей страны в области  политики ценообразования стало  многократное снижение розничных цен, осуществляемое государством после отмены карточной системы ежегодно на протяжении длительного периода.

      В результате цены были снижены на 43%. Снижение государственных розничных  цен оказало влияние и на рыночные цены - они снизились к этому  времени почти в 4 раза (по сравнению со среднегодовым уровнем 1947 г.). Массовое снижение розничных цен продолжалось и в 1951-1954 гг.

      Во  второй половине 80-х годов среди  экономистов началось обсуждение вопросов коренного реформирования экономики  на основе внедрения рыночных отношений. В центре внимания находилась проблема освобождения цен от жесткого государственного регулирования. Эти идеи нашли свое воплощение в утвержденном летом 1990 г. «Положении о предприятиях в СССР», где указывалось, что предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе.

      Однако  самые решительные шаги в области  освобождения цен были предприняты  в конце 1991 г. в связи с переходом  страны к рыночной экономике. В декабре 1991 г. Президент подписал указ "О мерах либерализации цен". Этим указом предписывалось со 02.01.92 г. перейти "в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги". В январе 1992 г. цены были отпущены. Последовал взлет цен, который превзошел все прогнозы экономистов либерального направления, ратовавших за свободное ценообразование. Об этом свидетельствуют следующие факты.

Информация о работе Формирование цен на услуги в отрасли торговли