Характеристика основных видов планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе планирование занимает свое место в ряду функций менеджмента. Во многом в настоящее время оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, планирование использует творческий, интуитивный подход.

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………3стр.

1. Теоретические аспекты процесса планирования…………………………5стр.

1.1 Понятие и классификация планирования ………………………….…5стр.

1.2 Процесс планирования в организации……………...…………………7стр.

1.3 Понятие и виды плана…………………….…………………………..11стр.

1.4 Принципы планирования…………………….……………………….13стр.

2. Характеристика основных видов планирования………………………….14стр.

2.1 Сущность и этапы стратегического планирования…………………14стр.

2.2 Понятие, сущность и функции тактического планирования…...….19стр.

2.3 Содержание и задачи оперативного планирования…………...……22стр.

Заключение……………………………………………………………………..26стр.

Список использованных источников……………….………………………..27стр

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по ЭП Основной вариант.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение…..……………………………………………………………………3стр.

 

1. Теоретические аспекты  процесса планирования…………………………5стр.

 

1.1 Понятие и классификация  планирования ………………………….…5стр.

 

1.2 Процесс планирования  в организации……………...…………………7стр.

 

1.3 Понятие и виды плана…………………….…………………………..11стр.

 

1.4 Принципы планирования…………………….……………………….13стр.

 

2. Характеристика основных  видов планирования………………………….14стр.

 

2.1 Сущность и этапы  стратегического планирования…………………14стр.

 

2.2 Понятие,  сущность и  функции тактического планирования…...….19стр.

 

2.3 Содержание  и задачи оперативного планирования…………...……22стр.

 

Заключение……………………………………………………………………..26стр.

 

Список  использованных источников……………….………………………..27стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Введение 

 

     Темой данной  курсовой работы является планирование  в организации. Планирование в  организации - это одна из функций  управления, которая представляет  собой процесс выбора целей  организации и путей их достижения. Актуальность данной работы определяется  тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных  условиях внешней среды, необходимы  предварительный анализ деятельности  самой организации и возможность  предвидеть изменения внешней  среды, поскольку это является  непременным условием для дальнейшей  выработки последовательности действий  по постановке целей и их  реализации.

 

     Планирование  представляет собой набор действий  и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке  специфических стратегий, предназначенных  для того, чтобы помочь организации  достичь своих целей. Процесс  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих  решений. Его задача обеспечить  нововведения и изменения в  организации в достаточной степени.

 

     Особенностью  процесса планирования является  тот  факт, что описание или  объяснение многих экономических  явлений представляет собой процесс  решения неточной задачи, базирующейся  на субъективных оценках. И  действительно, если производственный  процесс можно в известном  приближении описать с помощью  математических формул, внося в  них время от времени определенные  коррективы, то, например, при планировании  хозяйственной деятельности предприятия  математические методы уже не  дают требуемой точности. Например, нельзя (или, во всяком случае, очень рискованно) просчитать сбыт  продукции даже на ближайший  период, опираясь лишь на математический  аппарат.

 

     В этом, а  также во многих других случаях,  нет объективного критерия, позволяющего  сделать прогноз надежным.

 

     Относиться  к подобного рода обстоятельствам следует философски, ведь если было бы возможно владеть всей опорной информацией, экономике не потребовались бы менеджеры в современном понимании этого слова, да и специалисты множества других профессий.

 

     Так как  наряду с объективными данными  приходится использовать субъективную  информацию, то возникает потребность  в соответствующем методологическом  обеспечении обработки собранных  данных.

 

     Таким образом,  потребность в менеджерах, их  знание, опыт и интуиция требуются  именно в тех направлениях  производственной и коммерческой  деятельности, которые менее всего  поддаются формализации.

 

     Постоянно  изменяющийся процесс планирования  влияет на все управленческие  функции. Не применяя положительные  стороны, преимущества планирования, предприятия в целом и отдельные  люди будут лишены четкого  способа оценки цели или направления  корпоративного предприятия. Процесс  планирования обеспечивает основу  для управления членами организации.

 

       В современном  обществе планирование занимает  свое место в ряду функций  менеджмента. Во многом в настоящее  время оно приобрело новое  содержание, обогатилось за счет  синтеза с гуманизированным подходом. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, планирование использует творческий, интуитивный подход.

 

     В процессе  формирования и развития процесса  планирования создано и действует  большое число методов и моделей  стратегического анализа, формальных  способов решения задач. Целью  курсовой работы является изучение  роли планирования в системе  менеджмента. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ 

 

1.1 Понятие и  классификация  планирования 

 

     Планирование  — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс   выбора целей организации и  путей  их достижения. Именно  посредством  планирования руководство  организации стремится установить  основные направления усилий  и принятия решений, которые  обеспечат единство целей для  всех ее членов. В управлении  планирование занимает основное  место, воплощая в себе организующее  начало всего процесса реализации  целей организации.

 

     По  сути, и  содержанию функция планирования  должна отвечать на следующие  три вопроса:

 

1. В  каком состоянии  организация  находится в настоящее  время?

 

2. В  каком направлении  хочет двигаться  организация?

 

3. Каким  образом организация  собирается  сделать это?

 

     Сущность  планирования  состоит в обосновании  целей  и способов их достижения на  основе выявления комплекса задач   и работ, а также определения  эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых  для выполнения этих задач  и установления их взаимодействия.

 

     Планирование  направлено на оптимальное использование   возможностей предприятия и предотвращение  ошибочных действий, могущих привести  к снижению эффективности деятельности  предприятия, потере клиентов.

 

     Основная  цель  планирования — интеграция всех  членов организации для решения  комплекса задач и выполнения  работ, обеспечивающих эффективное  достижение конечных результатов.

 

     Планирование  можно классифицировать по различным   направлениям:

 

1. По  степени охвата  сфер деятельности:

 общее планирование, т.  е. планирование всех сфер деятельности  предприятия;

 частное планирование, т. е. планирование определенных  сфер деятельности.

 

2. По содержанию (видам)  планирования:

 стратегическое - поиск  новых возможностей, создание определенных  предпосылок; 

 оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.

 текущее - планирование, в котором увязываются все  направления деятельности предприятия  и работы всех его структурных  подразделений на предстоящий  финансовый год.

 

3. По объектам функционирования:

  • планирование производства;
  • планирование сбыта;
  • планирование финансов;
  • планирование кадров.

 

4. По  периодам (охвату  отрезка времени):

 

  • краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;

 

  • среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет

 

  • долгосрочное  планирование, охватывающее отрезок  времени больше 5 лет.

 

5. По  возможности внесения  изменений:

 

  • жесткое - не предполагает внесения изменений;

 

  • гибкое – при таком планировании внесение изменений возможно.

 

     В качестве  оценки эффективности планирования  используют несколько критериев:

 

- полнота планирования, т.  е. степень охвата планированием  всех подразделений предприятий;

 

- непрерывность планирования;

 

- гибкость планирования, т. е. возможность оперативной  корректировки планов;

 

- возможность контроля за выполнением плана;

 

- экономичность планирования;

 

- точность планирования.

 

     Весь  процесс  планирования в экономической   организации можно разделить   на три основные стадии: процесс  стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

 

     Стратегическое  планирование ставит целью дать  комплексное научное обоснование  проблем, с которыми может столкнуться  предприятие в предстоящем периоде,  и на этой основе разработать  показатели развития предприятия  на плановый период. Стратегическое  планирование задает направления  для деятельности организации  и позволяет ей лучше понимать  структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения,  и сбыта, а также планирования  цен. 

 

     Оперативное  планирование чаще всего охватывает  пятилетний срок, как наиболее  удобный  для обновления производственного  аппарата и ассортимента продукции  и услуг. В них формулируются  основные задачи на установленный  период, например, производственная  стратегия предприятия в целом  и каждого подразделения; стратегия  продажи услуг; финансовая стратегия  кадровая политика; определение  объема и структуры необходимых  ресурсов и форм материально-технического  снабжения. Такое планирование  предусматривает разработку в  определенной последовательности  мероприятий, направленных на  достижение целей, намеченных  долгосрочной программой развития.

 

     Текущее планирование  осуществляется путем  детальной  разработки (обычно на один год)  оперативных планов для компании  в целом и ее отдельных подразделений,  в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям,  планов по производству, материально-техническому  снабжению. Основными звеньями  текущего плана производства  являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые  представляют собой детальную  конкретизацию целей и задач,  поставленных перспективным и  среднесрочным планами. В календарных  планах предусматриваются расходы  на реконструкцию имеющихся мощностей,  замену оборудования, сооружение  новых предприятий, обучение обслуживающего  персонала. 

 

 

 

1.2 Процесс планирования  в организации 

 

     Деятельность, связанную с планированием, можно   разделить на несколько основных  этапов:

  • Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
  • Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
  • Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

 

     Таким образом,  процесс планирования является  первым этапом общей деятельности  фирмы. 

 

     Процесс планирования  состоит из ряда этапов, следующих  друг за другом:

  • Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
  • Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
  • Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
  • Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
  • Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
  • Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
  • На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
  • Процесс выполнения плана.
  • Контроль за выполнением плана.

Информация о работе Характеристика основных видов планирования