Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:44, курсовая работа
Выбор цели. Любая фирма должна, прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости фирмы, максимизацию прибыли и удержание рынка.
Обеспечение выживаемости – главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жестокой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Эту цель фирма выбирает в следующих случаях:
Ценовой спрос потребителей эластичен (ED > 1);
Фирма желает добиться максимального роста сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения доходов с каждой единицы товара;
Фирма предполагает, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта;
Низкие цены отпугивают конкурентов;
Существует большой рынок потребления.
1 Методы формирования цены
Методы формирования
цены на фирме –
сложный и многоэтапный
процесс. Рассмотрим
этапы процесса ценообразования
(рис.1).
Рис. 1. Этапы процесса ценообразования | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
Обеспечение выживаемости – главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жестокой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Эту цель фирма выбирает в следующих случаях:
Для захвата большей части доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены – цены проникновения. Руководители небольших фирм не слишком уверенные в их будущем, пытаются максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этом случае прибыль доминирует во всех отношениях. Цель, основанная на максимизации прибыли, имеет несколько разновидностей:
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
Выбирая цель, основанную на максимизации прибыли, фирма оценивает спрос и издержки применительно к разным уровням цен и останавливаются на таких ценах, которые обеспечат ей в будущем максимальную прибыль.Цель, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Фирма предпринимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы. Работая в таких условиях, компании тщательно следят за ситуацией на рынке: динамикой цен, появлением новых товаров, действиями конкурентов. Они не допускают чрезмерного завышения или занижения цен на свою продукцию и стремятся снижать издержки производства и сбыта. Определение цены – следующий важный этап установления цены. Его нельзя устранить или отложить, так как совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар. Однако следует иметь в виду, что высокая или низкая цена, назначенная фирмой сразу, не отразиться на спросе на товар. Определяя величину спроса на свою продукцию, фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения. Как уже было сказано на величину спроса влияют разные факторы, среди которых выявляются потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и предпочтения. Приспосабливая цену товара к спросу, следует помнить, что спрос по разному реагирует на цену. Анализ издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, устанавливаемый фирмой. Валовые издержки производства (сумму постоянных и переменных издержек) определяют минимальную величину цены. Это важно учитывать при снижении цены, когда появляется реальная угроза
понесенная убытков
из-за установления
цен ниже издержек.
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
Такую политику фирма может проводить только в короткий период при проникновении на рынок. Анализ
цен конкурентов.
Существенное влияние
на цену оказывают
поведение конкурентов и цены на их продукцию. Каждая фирма должна знать цену на продукцию конкурентов и цены на их продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров. С этой целью делаются покупки товаров фирм-конкурентов. Затем проводиться сравнительный анализ цен, товаров и их качества у конкурентов и данной фирмы. Фирма может использовать полученную информацию как исходную для ценообразования и определения своего места среди конкурентов.Выбор метода ценообразования и установление окончательной цены. Пройдя все указанные этапы, фирма может приступить к определению цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечить получение определенной нормы прибыли.Возможны три варианта установления уровня цены;
Наиболее распространенными методами установления цен являются следующие:
Методы ценообразования (рис. 2) | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды. Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует производственную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. Реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должна возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены. Оптовая (отпускная) предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по пол акцизным товарам) и НДС. Оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческую сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Розничная цена - цена, по которой товар реализуется в Розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, она является конечной; по этой цене товар выбывает из сферы обращения и потребляется в домашнем хозяйстве или в производстве. | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими оптовой цены промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек в торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).Закупочная цена – это оптовая цена, по которой реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. По своему составу закупочная цена состоит: 1) Из себестоимости; 2) Размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства; 3) НДС. Важнейшим для развития сельского хозяйства является вопрос обеспечения ценового паритета в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена, недопущения ценового противостояния между городом и селом. Этот паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта имеют две составляющие:
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
Рис. 3 Система цен в экономике | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
Цены на бытовые и коммунальные услуги – плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами.Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС. В зависимости от территории действия различают:
Региональные и местные цены регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы за подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению. Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает. Свободная цена складывается на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого-бы то ни было прямого влияния государственных органов. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены. Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат. Регулируемая цена складывается под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется посредством: | ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||
| ||||||
Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |