Цены и ценообразование на продукцию и услуги предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Однако, в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования. Далее, в своей курсовой работе, я попробую показать на примере организации ООО «Стиль», что из себя представляет цена, и рассмотрим несколько способов ценообразования.

Содержание

1.Введение. 3
2.Глава 1.
2.1.Цена-инструмент экономики. 4
2.2.Функции цены. 8
2.3.Виды цен. 12
2.4.Виды цен, различающиеся степенью и
способами регулирования 14
2.5.Затратный механизм ценообразования. 20
2.6.Рыночный механизм ценообразования. 26
2.7.Воздействие государства. 30
3.Глава 2.
3.1.Общая характеристика предприятия. 33
3.2.Характеристика продукции. 34
3.3.План маркетинга. 36
4.Глава 3.
4.1.Факторы микросреды влияющие на сбыт. 39
4.2.Калькуляция себестоимости. 42
4.3.Полная себестоимость. 45
4.4.Ценовая политика. 46
5.Заключение. 48
6.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 89.38 Кб (Скачать файл)

 

По духу и смыслу затратный механизм ценообразования наиболее соответствует  централизованно управляемой экономике  и назначаемым ценам. Вместе с  тем элементы затратного подхода  в явной форме свойственны и рыночной экономике, являются частью рыночного механизма, как было показано выше.

В условиях централизованной экономики  предприятия, фирмы, предприниматели, определив совокупные издержки производства и обращения калькуляционным  или иным способом и на их основе удельные издержки в расчете на единицу  товара (средние или предельные), суммируют их с прибылью от реализации единицы продукции, устанавливают  цену. При этом прибыль обычно устанавливается, исходя из принятой нормы прибыли  или показателя рентабельности. Так, если себестоимость (издержки) единицы  товара составляет 1000 рублей, а показатель рентабельности принимается равным 0,3 (30%), то прибыль будет составлять 300 рублей (10000,3), а цена товара принимается  равной 1000+300 = 1300 рублей. Понятно, что  эта цена, на которую ориентируется  производитель, и нет гарантии, что  покупатель станет приобретать товар  по такой цене.

При назначении государственных цен  на товары и услуги, исходя из затратного подхода, приведенная выше формула  цены несколько трансформируется и  предстает в виде:

 

P=AC+RH,

где H – надбавка к цене или скидка с цены, исчисленной по затратному способу.

Надбавки к ценам представляют собой чаще всего акцизный сбор или  другие виды налогов, например налог  с оборота, налог с продаж, включаемые в цену. А скидки с цены – это  государственные дотации, позволяющие  продавать товар по цене ниже цены производства.

 

При назначении цены государственными органами совокупные издержки, то есть себестоимость единицы товара, исчисляют  в масштабе не одного предприятия, а  целой отрасли или всего хозяйства  страны, то есть это средние издержки на производство и обращение единицы  товара по обширной группе предприятий, производящих и реализующих данный товар. Величина прибыли устанавливается  на нормативной основе при относительно умеренной норме прибыли, на уровне примерно 20-30%. Надбавки к цене или  скидки с цены зависят от вида товаров  и услуг.

Если государство не заинтересовано в расширении продажи и потребления  товаров, сами товары не являются социально  значимыми, то есть предметами первой необходимости, а являются скорее предметами роскоши, удовлетворяют вредные  потребности, то на них вводится государственная  ценовая надбавка в виде акцизного  сбора или других видов налогов  и сборов в пользу государственного бюджета. Такие надбавки вводятся к  ценам на алкогольные напитки, табачные изделия, драгоценности.

Если же оказывается, что затратная  цена на товары первой необходимости  становится социально недоступной  для ряда потребителей, то государственные  органы обеспечивают скидки с цены посредством денежных дотаций из государственного или местного бюджетов. В этом случае товар продается  потребителю по цене ниже затратной (равной сумме себестоимости и  прибыли) на величину H, но производители  при этом не несут потерь, так  как недостающую часть цены товара оплачивает бюджет и тем самым  производитель реализует товар  по затратной цене.

В какой же мере затратный ценовой  механизм способен проявлять свое действие в экономике? Он воздействует прежде всего на цену предложения. Продавец на рынке запрашивает цену на свой товар, во всяком случае, не ниже совокупных издержек производства и обращения, да еще желает и прибыль поиметь. Так что продавцы на рынке исходят из затратной модели ценообразования. Но там, где действуют законы рынка, они вынуждены одновременно реагировать на спрос, на ценовую реакцию покупателя, а не только на свои затраты, приближая цену предложения к цене спроса. В этом плане выделяют ликвидационную цену, которая может быть ниже минимального уровня средних переменных издержек, и цену безубыточности, равную минимальному уровню средних совокупных издержек в краткосрочном периоде или минимальному уровню совокупных издержек в долгосрочном периоде.

 

Рыночный  механизм ценообразования.

 

Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий  на рынке. Однако, как нам уже известно, существует множество видов рынков, поэтому, строго говоря, под рыночным механизмом ценообразования понимается множество механизмов. В то же время  среди них есть ведущие, наиболее типичные механизмы, на которых и  будет сосредоточено наше внимание. Рыночный механизм ценообразования обладает также той особенностью, что действие его «пружин и винтиков» скрыто от глаз, в особенности от невооруженного взгляда. Недаром Адам Смит называл его «невидимой рукой». Даже в ситуации аукциона или элементарного взаимного торга между покупателем и продавцом мы видим и слышим только реакцию продавцов и покупателей на предложения каждой стороны, участвующей в торге. О скрытых побудительных мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно они и представляют механизм ценообразования.

 

Истина рождается в споре, в  сопоставлении разных точек зрения и в стремлении сторон, представляющих разные интересы, прийти к согласию. Продавец, представляющий интересы производителя  товаров и свои собственные, стремится  повысить цену, руководствуясь затратным  подходом и желанием получить весомую  прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.

 

В этой сложной многофакторной картине  акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается  на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Такая цена получила, как уже упоминалось, название рыночной, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, – договорной.

 

Сколько бы ни ломали копья и ни изобретали новых методик и формул ценовики-теоретики, какими бы аргументами ни подкрепляли их политэкономы, какова бы ни была социальная реакция любителей «твердых» цен, нет никакой другой цены, кроме рыночной, которая наиболее объективно выражает истинную стоимость товара. Свободный рынок – это величайший и гениальный оценщик стоимости в ее денежном выражении. И в полной мере заменить его ничто не способно. Нет рынка – нет и объективной цены.

 

Обрисуем несколько детальней  механизм рыночного ценообразования, исходя из предположения, что рассматривается  рынок, в условиях которого действует  закон спроса и закон предложения. Такие условия имеют место  на свободном конкурентном рынке, признаки которого уже рассматривались выше.

D

S

 

Дефицит товара

 

Избыток товара

 

Цена спроса и предложения (P)

 

 

   

 

 

 

Схема формирования равновесной рыночной цены.

 

Покажем, что на рынке автоматически  устанавливается равновесная цена P0, при которой величина спроса Qd0 равна величине предложения Qs0, то есть Qd0=Qs0= =Q0. это значение цены соответствует  точке E0 пересечения кривых спроса и предложения, называемой точкой равновесия.

 

Действительно, если покупатели пожелают купить товар по цене P1, которая ниже равновесной, то величина спроса Qd1 окажется большей, чем величина предложения Qs1, возникает дефицит товара, измеряемый разностью Qd1 – Qs1, и цена вследствие этого будет возрастать до тех  пор, пока предложение не уравняется со спросом.

 

Если же продавцы пожелают продавать  товар по цене P2, которая выше равновесной, то величина предложения Qs2 окажется выше величины спроса Qd2, образуется избыток  товара, равный (Qs2 – Qd2), и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение  не уравновесятся.

 

Таким образом, на конкурентном рынке  в условиях, когда спрос на товар  и предложение товара зависят  только от цены, устанавливается равновесная  рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.

 

Воздействие государства на механизм ценообразования.

 

Согласно закону спроса, импульс  поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой  производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения - только исходная, начальная цена товара, которая  затем сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии  и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в  виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается  и покупается. Рыночную цену называют еще «ценой равновесия», поскольку  она находится на том уровне, когда  продавец еще согласен продать (по более  низкой цене продажа убыточна), а  покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

 

Уровень пересечения кривых спроса и предложения и определяет уровень  рыночной цены (так называемой «цены  равновесия»). Это - действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любая  иная «точка» означает диспропорцию между платежеспособным спросом  и соответствующим ему товарным предложением.

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два  обстоятельства:

а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в  свою пользу,

о) административное регулирование  цен (отсюда, в частности, видна ответственность  государства за установление цен, приводящее, как правило к дефициту или перепроизводству).

 

В некоторых случаях государство  может вмешиваться в объективный  механизм ценообразования, как правило это осуществляется путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне выше или ниже которой она не может меняться. Почему происходит вмешательство?

 

Государство может ставить две  цели:

1. Обеспечить доступ большинству  потребителей к потреблению определенного  товара. В этом случае устанавливается  законодательно максимальная цена, которую продавцу разрешается  запрашивать за свой товар  или услугу. Это называется потолком  цены. Выше этой цены производители  не имеют право поднимать цену. Если потолок цены окажется  ниже равновесного уровня, то  может возникнуть устойчивый  дефицит этого товара. Следовательно,  первоначальная цель обеспечит доступ большинства потребителей к потреблению этого товара будет не достигнуто из-за дефицита.

Можно ли предотвратить этот дефицит? Можно, если законодательное установление цены будет дополнено другими  мерами. Главный критерий вмешательства  государства в ценовой механизм следующий: во-первых, первоначально поставленная цель должна быть достигнута, во-вторых, цена, которую государство платит за это вмешательство не должна превышать тот результат, который будет получен.

2. Обеспечить определенный уровень  доходов некоторым группам поставщиков  ресурсов или помочь производителям  покрыть свои издержки. В этом  случае устанавливается минимальная  цена законодательно. Она как правило превышает цену равновесия. В результате этого может возникнуть довольно устойчивый излишек продукта или ресурсов. Для производителей это будет означать, что продукция не реализуется и издержки все равно не покрываются. Для поставщиков ресурсов означает, что ресурсы все равно не продается, следовательно не обеспечивается желаемый уровень дохода, т.е. первоначально поставленная цель может быть не достигнута. Зачем нужно такое вмешательство? Можно избежать излишков, если дополнить эту меру некоторыми другими. Критерий вмешательства можно определить по тому достигнута ли первоначально поставленная цель и не превышают ли затраты по вмешательству в ценовой механизм ту пользу, которую мы получаем в результате.

 

Таким образом, при всем, казалось бы необъятном диапазоне возможных цен они в классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню.

 

Равновесная цена жестко «зафиксирована»  со всех сторон:

а) по горизонтали - преодолением искусственного дефицита или перепроизводства (механизм - изменение количества товара),

б) по вертикали - стремление к достижению предельной выгодности (механизм - изменение  уровня цен).

Купля-продажа результатов производства («товаров») -факт признания за ними общественной ценности. Эта ценность, выраженная в определенном количестве денежных знаков, есть цена товара.

Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется (в силу необозримого числа объективных и субъективных причин), то и цена товара находится  в постоянном движении. Свободное  движение товарных цен и есть «рыночная  экономика».

 

Непосредственный толчок к такому движению дает взаимодействие спроса и предложения. Но ведь каждый из них  сам является результатом множества  сложнейших процессов Поэтому адекватное природе рыночной экономики регулирование цен не требует непосредственного манипулирования ими, а опосредованного воздействия на цены через регулирование тех факторов, которые влияют на спрос и предложение.

Очевидно, однако, что и цены оказывают  активное воздействие на спрос и  предложение. Поэтому возникает  соблазн «ускоренного» решения  экономических проблем путем  прямого назначения цен. Конечно, в  экстремальных ситуациях такое  управление ценами на короткий срок может  быть оправданно, но превращать управление ценами в единственный метод регулирования  экономики недопустимо.

Глава 2.

 

Общая характеристика предприятия.

 

Предприятие «Стиль» - общество с ограниченной ответственностью.

Дата регистрации – 20.10.97г

Номер регистрационного удостоверения  – 883857543212505.

Место регистрации – Администрация  Октябрьского района г. Москвы.

Адрес: г.Москва, ул.Черемушкина, д15.

Вид Деятельности : производство.

Форма собственности : частная.

Размер уставного капитала составляет 25 000 руб.

Планируется осуществление производства керамической плитки с использованием долгосрочного кредита на приобретение основных фондов сроком на 3года с погашение  кредита в конце 1999 и 2000гг. Ставка кредита на момент планирования – 28%годовых.

Банковские реквизиты: банк Сберегательного  банка РФ, р/счет : 3345543645765787864566

Предприятие арендует производственные помещения площадью 600 м2 и помещение под офис площадью 20 м2.

Руководство деятельностью предприятия  ведет Генеральный директор. Он самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, действует от его имени, имеет  право первой подписи, распоряжается  имуществом предприятия, осуществляет прием и увольнение работников.

Информация о работе Цены и ценообразование на продукцию и услуги предприятия