Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 06:12, реферат
Производственно-хозяйственная система (ПХС) — образование (система), в котором целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технической и социальной природы, чтобы посредством изготовления (производства) и реализации продуктов, изделий, услуг и т. п. обеспечить достижение поставленных целей.
С позиций теории систем любое образование (системы, созданные человеком) представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного потребления. Можно сказать, что бригада, цех, участок, завод, структурное подразделение и учреждения (лечебные, учебные, по оказанию услуг, заведения культуры и искусства) — все это системы «Ресурсы — продукция» (рис. 11).
Понятие производственно-хозяйственной системы и ее системные признаки
Системные признаки социально-хозяйственных образований
Организационно-правовые формы предприятий
Структура производственно-хозяйственной системы: понятие, условие и законы формирования
Понятие структуры ПХС
Условия и законы формирования структуры ПХС
Участники деятельности ПХС и их интересы
Эволюция взглядов на производственно-хозяйственные системы как объекты организации
Классические представления о ПХС
Современные теории и концепции
Список используемой литературы
Рис.20. Среда прямого воздействия
Рис.21. Среда косвенного воздействия
Внутренняя среда ПХС состоит из элементов структурного и процессного характера. Элементы структурного характера; закрепляются в структуре ПХС, а процессные — это элементы каждодневной деятельности.
Процессные элементы. Процессы в деятельности ПХС можно классифицировать по объекту — на подсферы (субсистемы) маркетингового, финансового, кадрового, производственного, материального и транспортного хозяйства. В каждой из этих подсфер различают процессы применения (занятости), производства, транспортировки, хранения и выхода (сбыта, выдачи, высвобождения и погашения).
Осуществляемая ПХС деятельность регулируется действиями ведущего процесса — менеджмента (инновация, постановка целей, планирование, принятие решения, распоряжение, мотивация, организация, координирование, разрешение конфликтов, контроль, представительство и ответственность, информирование, коммуникации), реализуемого в организационной структуре.
Структурные элементы. К структурным элементам, которые
обусловливают строение предприятия,
в первую очередь относятся высшие цели,
а именно цели, обещающие успех, к которому
стремится ПХС (производственно-
Кроме того, к структурным элементам относятся собственники предприятия (семьи, не связанные или связанные с общественным правом, долевые собственники, анонимные вкладчики капитала, государство в качестве собственника), связи с другими предприятиями (система производственных длительных соглашений по распределению заданий, ограничению компетенций, коммуникаций). И, наконец, к структурным элементам предприятия на определенном отрезке времени относятся принципиальное качественное оснащение производственными факторами (профессиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация) и их количественное разграничение (размер предприятия: малое, среднее, большое).
Факторы изменения структуры ПХС. Хотя структурные элементы в некоторой степени стабильны и характеризуют предприятие в течение длительного времени, однако они не остаются неизменными. При рассмотрении структурных элементов в генетическом аспекте можно выделить однократные события, которые определяют структуру ПХС.
Создание предприятия — первое соединение производственных факторов в единый работоспособный организм. В ходе развития производства (расширения) могут произойти различные изменения структуры: может возникнуть другая цель (например, переориентация с общехозяйственных на производственно-хозяйственные цели) или объект предпринимательской деятельности (переход с производства одного вида продукции на несколько). При последующем устройстве, разделении или объединении речь может идти о смене месторасположения ПХС в целом или ее частей. За период существования ПХС может измениться и ее правовая форма (преобразование); могут создаваться и исчезать связи с другими предприятиями, проводиться разделение или слияние предприятий; меняться собственники предприятия (например, вследствие наследования, продажи предприятия) или организационная форма (реорганизация). ПХС могут изменяться качественно с точки зрения организации факторов (например, замещение личного фактора машинами) или менять свою величину (рост предприятия и сокращение, возможно, стагнация предприятия), существовать с получением больших доходов (процветание предприятия) или попасть в критическое положение, выйти из кризиса (санация предприятия) или кончить свое существование (ликвидация предприятия, банкротство).
Факторы изменения структуры ПХС представлены рис. 22. Часть их относится к внутренним, а часть — к факторам внешнего окружения.
Из внутренних факторов рассмотрим в первую очередь размеры предприятия. Крупные предприятия, как правил более специализированы, с высокой степенью разделения труда. Их производственная структура разветвлена и включает многочисленные подразделения и связи между ними. Высокая степень специализации обусловливает более сильную формализацию организации и сложный механизм деятельности как Производственных, так и управленческих подразделений.
Участники деятельности ПХС |
Интересы |
Государство |
Рыночное хозяйство Рабочие места Конкурентоспособность Социальный продукт Налоговые поступления Стабильность цен Социальный мир |
Кредиторы |
Высокие проценты Услуги капитала Гарантии Информация |
Менеджеры |
Равновесие интересов с собственниками Сохранение ПХС Независимость Власть Признание Карьера |
Клиенты |
Широкие предложения Низкие цены Высокое качество Выгодные условия |
Поставщики |
Высокие доходы Низкие расходы Благоприятные условия деятельности и отношений |
Собственники капитала |
Сохранение ПХС Возрастание капитала Получение дивидендов Возможность участия в принятии решений Признание |
Наемные рабочие |
Гарантия рабочего места Высокая зарплата Хорошие условия работы Социальные услуги Соучастие Самореализация |
Общественность |
Содействие достижению целей Здоровье Благосостояние, уровень жизни Охрана окружающей среды Информация |
Изменение взглядов на ПХС как объект организации непосредственно связано с эволюцией управленческой мысли и систем управления. Классическими являются следующие представления о производственно-хозяйственной системе:
Представление основано на механических концепциях жесткого структурного детерминизма, обусловленного технико-технологической основой производственной деятельности, когда человек — работник в системе «человек—машина» рассматривается как технический элемент производственного процесса наряду с машиной. В основе такого представления лежат физические, материально-энергетические (структурные) связи элементов машины. Естественно, в машине никаких лишних, непроизводственных движений, связей быть не должно. К представителям этого направления можно отнести Ф. Тейлора, Ф. Гилбрета, Г. Ганта, Г Форда, А. Гастева, П. Керженцева и др.;
В основу теории организационного поведения также положен постулат системного подхода о целесообразности системы, наличия у нее и ее элементов (прежде всего работников) определенных целей, которые необходимо по возможности согласовывать и совмещать. В отличие от теории человеческих отношений в теориях организационного поведения в основу положены человеческие ресурсы, когда сама выполняемая работа и надлежащие организационные условия и процедуры могут органически, естественно, без принуждения со стороны, самостоятельно, через выполнение работы надлежащим образом удовлетворять индивидуальные потребности работников.
В последние 20—30 лет XX столетия появилось много ид взглядов, теорий, связанных с процессами формирования; развития производственно-хозяйственных систем. Некоторые из них не затрагивали в полной мере организационные процессы в ПХС, но создавали определенную теоретическую базу для организации управления ПХС: теории институтов институциональных преобразований, реинжиниринга, альянсов. Другие же — концепция жизненного цикла ПХС, внутренних рынков, популяционной экологии, теория организационного потенциала — вносят непосредственный вклад в теорию организации, формируя конкретные направления организации ПХС и управления ею.
Приведем основные положения первой группы теорий, имеющие принципиальное значение для теории организаций. Другие же концепции и теории рассмотрим более подробно.
Теория институтов и институциональных преобразований.
Институты — это разработанные людьми формальные (законы) и неформальные (договоры, кодексы поведения) ограничения, факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Теория институтов исходит из двух основных моментов:
1) возрастает роль организационных факторов, обусловливающих институциональные изменения;
2) гибкие институциональные
структуры позволяют легче
Теория реинжиниринга. Реинжиниринг — это перестройка организации производства и управления на современной информационной и технологической основе, перестройка с четко поставленными целями и средствами. Это теория и методы комплексного оздоровления ПХС на основе сочетания управленческого ренессанса и современных концепций.
Теория альянсов. Основные ее положения:
1) интеграция управленческих
процессов с созданием
2) расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей.
Концепция жизненного цикла ПХС. Согласно органическому подходу к ПХС функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего так и его процессуальность развития, так и его стадийность.
Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл ПСХ обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или размножение, стабилизация и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться смертью или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее возрождения или преображения (рис. 13).
1. Этап предпринимательства:
• нечеткие цели;
• высокие творческие возможности.
2. Этап коллективности:
• формализация правил;
• высокие обязательства.
3. Этап формализации и управления:
• формализация правил;
• стабилизация структуры;
• упор на эффективность.
4. Этап выработки структуры:
• более сложная структура;
• децентрализация;
• диверсифицированные рынки. Этап упадка:
• высокая текучесть кадров; возрастающие конфликты.
Рост
Создание Упадок
1 2 3 4 5
Рис. 13 Жизненный цикл организации
В соответствии с принципом процессеуальности и стадийности развития организации ни одно предприятие не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов развития, каждый из которых сменяется следующим, что зачастую связано с трудностями противоречиями. Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие в первую очередь специфику организационных задач определенный период функционирования организации, называются стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, — циклами развития.
Первая стадия развития организации — ее формирование. На этой стадии для организации важно определить товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти в следующую стадию — интенсивного роста. На второй стадии организация развивается, увеличиваются объем продаваемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности.