Эволюция взглядов на производственно-хозяйственные системы как объекты организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 06:12, реферат

Краткое описание

Производственно-хозяйственная система (ПХС) — образование (система), в котором целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технической и социальной природы, чтобы посредством изготовления (производства) и реализации продуктов, изделий, услуг и т. п. обеспечить достижение поставленных целей.
С позиций теории систем любое образование (системы, созданные человеком) представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного потребления. Можно сказать, что бригада, цех, участок, завод, структурное подразделение и учреждения (лечебные, учебные, по оказанию услуг, заведения культуры и искусства) — все это системы «Ресурсы — продукция» (рис. 11).

Содержание

Понятие производственно-хозяйственной системы и ее системные признаки
Системные признаки социально-хозяйственных образований
Организационно-правовые формы предприятий
Структура производственно-хозяйственной системы: понятие, условие и законы формирования
Понятие структуры ПХС
Условия и законы формирования структуры ПХС
Участники деятельности ПХС и их интересы
Эволюция взглядов на производственно-хозяйственные системы как объекты организации
Классические представления о ПХС
Современные теории и концепции
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ПХС.docx

— 1.98 Мб (Скачать файл)



 

 

 

                            Рис.20. Среда прямого воздействия      




 

 


 

 

 

                         Рис.21. Среда косвенного воздействия

 

Внутренняя среда ПХС состоит из элементов структурного и процессного характера. Элементы структурного характера; закрепляются в структуре ПХС, а процессные — это элементы каждодневной деятельности.

Процессные элементы. Процессы в деятельности ПХС можно классифицировать по объекту — на подсферы (субсистемы) маркетингового, финансового, кадрового, производственного, материального и транспортного хозяйства. В каждой из этих подсфер различают процессы применения (занятости), производства, транспортировки, хранения и выхода (сбыта, выдачи, высвобождения и погашения).

Осуществляемая ПХС деятельность регулируется действиями ведущего процесса — менеджмента (инновация, постановка целей, планирование, принятие решения, распоряжение, мотивация, организация, координирование, разрешение конфликтов, контроль, представительство и ответственность, информирование, коммуникации), реализуемого в организационной структуре.

Структурные элементы. К структурным элементам, которые обусловливают строение предприятия, в первую очередь относятся высшие цели, а именно цели, обещающие успех, к которому стремится ПХС (производственно-хозяйственные, корпоративные или общехозяйственные), а также социальные цели. Поле деятельности ПХС — это работы, которые необходимо выполнить (в области первичной продукции, промышленной или ремесленной продукции, в секторе платных услуг). К структурной характеристике предприятия относятся его местоположение (расположение) и правовая форма. В последнем случае речь идет об унифицированной предписанной правопорядком системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятием и его окружением, в пределах предприятия — между долевыми собственниками (например, в акционерном обществе, товариществе).

Кроме того, к структурным элементам относятся собственники предприятия (семьи, не связанные или связанные с общественным правом, долевые собственники, анонимные вкладчики капитала, государство в качестве собственника), связи с другими предприятиями (система производственных длительных соглашений по распределению заданий, ограничению компетенций, коммуникаций). И, наконец, к структурным элементам предприятия на определенном отрезке времени относятся принципиальное качественное оснащение производственными факторами (профессиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация) и их количественное разграничение (размер предприятия: малое, среднее, большое).

Факторы изменения структуры ПХС. Хотя структурные элементы в некоторой степени стабильны и характеризуют предприятие в течение длительного времени, однако они не остаются неизменными. При рассмотрении структурных элементов в генетическом аспекте можно выделить однократные события, которые определяют структуру ПХС.

Создание предприятия — первое соединение производственных факторов в единый работоспособный организм. В ходе развития производства (расширения) могут произойти различные изменения структуры: может возникнуть другая цель (например, переориентация с общехозяйственных на производственно-хозяйственные цели) или объект предпринимательской деятельности (переход с производства одного вида продукции на несколько). При последующем устройстве, разделении или объединении речь может идти о смене месторасположения ПХС в целом или ее частей. За период существования ПХС может измениться и ее правовая форма (преобразование); могут создаваться и исчезать связи с другими предприятиями, проводиться разделение или слияние предприятий; меняться собственники предприятия (например, вследствие наследования, продажи предприятия) или организационная форма (реорганизация). ПХС могут изменяться качественно с точки зрения организации факторов (например, замещение личного фактора машинами) или менять свою величину (рост предприятия и сокращение, возможно, стагнация предприятия), существовать с получением больших доходов (процветание предприятия) или попасть в критическое положение, выйти из кризиса (санация предприятия) или кончить свое существование (ликвидация предприятия, банкротство).

Факторы изменения структуры ПХС представлены рис. 22. Часть их относится к внутренним, а часть — к факторам внешнего окружения.

Из внутренних факторов рассмотрим в первую очередь  размеры предприятия. Крупные предприятия, как правил более специализированы, с высокой степенью разделения труда. Их производственная структура разветвлена и включает многочисленные подразделения и связи между ними. Высокая степень специализации обусловливает более сильную формализацию организации и сложный механизм деятельности как Производственных, так и управленческих подразделений.

    1. Участники деятельности ПХС и их интересы

 

Участники деятельности ПХС

Интересы

Государство

Рыночное хозяйство Рабочие места Конкурентоспособность Социальный продукт Налоговые поступления Стабильность цен Социальный мир

Кредиторы

Высокие проценты Услуги капитала Гарантии Информация

Менеджеры

Равновесие интересов с собственниками

Сохранение ПХС

Независимость

Власть

Признание

Карьера

Клиенты

Широкие предложения Низкие цены Высокое качество Выгодные условия

Поставщики

Высокие доходы

Низкие расходы

Благоприятные условия деятельности

и отношений

Собственники капитала

Сохранение ПХС Возрастание капитала Получение дивидендов Возможность участия в принятии решений Признание

Наемные рабочие

Гарантия рабочего места Высокая зарплата Хорошие условия работы Социальные услуги Соучастие Самореализация

Общественность

Содействие достижению целей

Здоровье

Благосостояние, уровень жизни

Охрана окружающей среды

Информация


 

 

 

 

 

 

 

  1. Эволюция взглядов на производственно-хозяйственные системы как объекты организации

 

    1. Классические представления о ПХС

 

Изменение взглядов на ПХС как объект организации непосредственно связано с эволюцией управленческой мысли и систем управления. Классическими являются следующие представления о производственно-хозяйственной системе:

  • как о производственной машине, в которой все элементы? трудового процесса: станок, инструмент, работник, материал — механически (на основе точных инженерных? расчетов) функционально подгоняются друг к другу. Прежде всего, это относится к человеку как наиболее адаптивному элементу системы.

Представление основано на механических концепциях жесткого структурного детерминизма, обусловленного технико-технологической основой производственной деятельности, когда человек — работник в системе «человек—машина» рассматривается как технический элемент производственного процесса наряду с машиной. В основе такого представления лежат физические, материально-энергетические (структурные) связи элементов машины. Естественно, в машине никаких лишних, непроизводственных движений, связей быть не должно. К представителям этого направления можно отнести Ф. Тейлора, Ф. Гилбрета, Г. Ганта, Г Форда, А. Гастева, П. Керженцева и др.;

  • как об абстрактной формализованной системе. В основе данного представления лежит системный подход, в соответствии с которым ПХС рассматривается во всей совокупности ее материальных, нематериальных (идеальные, абстрактные, психические), информационных, организационно-экономических, социально-психологических и других элементов и связей, причем не только внутри организации, но и во взаимосвязи с внешней средой (представители общей теории систем — С. Оптнер, Л. фон Берталанфи, кибернетики — Н. Винер и др.);
  • как о социальной («человеческой») системе, функционирующей во взаимосвязи с внешней средой (Ч. Барнард, Т. Парсонс, Р. Мертон, Г. Саймон, Д. Марч, Ф. Селзник, Д. Мак-Грегор, И. Ансофф и др.). Общим фоном является системный подход к предприятиям и организациям как к социальному объекту управления. При этом социальная система противопоставляется ее окружению и выделяется из внешней среды, внутри нее выделяются целевые подсистемы, связанные отношениями иерархии;
  • как о неформальной структуре с внутриорганизационными взаимосвязями в форме социально-психологических, «гуманистических» неформальных отношений (теории «гуманистических организаций»). Концепции «человеческого отношения», «организации как общины», разрабатываемые Э. Мэйо, М. Фоллет, Ф. Ротлисбергером, Р. Лайкертом, Д. МакГрегором и др., исходили из того, что отношения в производственно-хозяйственной системе, построенные на принципах гуманизма, человеческого участия и т. п., дают больший экономический эффект, чем формальные, безличностные. Отсюда попытка построить теорию «социальной организации», используя концепции качества рабочей жизни, ротации труда, обогащения работы, участия рабочих в управлении, распределении власти и социальной ответственности и т. п.;
  • как о системе управленческого поведения человека в организации, но не прямыми административными методами, а косвенными, построенными на мотивации, стимулирующей соответствующее ожиданиям поведение как ответную реакцию человека, — «теории организационного поведения» («бихевиоральный подход»: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд, В. Врум и др.).

В основу теории организационного поведения также положен постулат системного подхода о целесообразности системы, наличия у нее и ее элементов (прежде всего работников) определенных целей, которые необходимо по возможности согласовывать и совмещать. В отличие от теории человеческих отношений в теориях организационного поведения в основу положены человеческие ресурсы, когда сама выполняемая работа и надлежащие организационные условия и процедуры могут органически, естественно, без принуждения со стороны, самостоятельно, через выполнение работы надлежащим образом удовлетворять   индивидуальные   потребности   работников.

 

    1. Современные теории и концепции

 

В последние 20—30 лет XX столетия появилось много ид взглядов, теорий, связанных с процессами формирования; развития производственно-хозяйственных систем. Некоторые из них не затрагивали в полной мере организационные процессы в ПХС, но создавали определенную теоретическую базу для организации управления ПХС: теории институтов институциональных преобразований, реинжиниринга, альянсов. Другие же — концепция жизненного цикла ПХС, внутренних рынков, популяционной экологии, теория организационного потенциала — вносят непосредственный вклад в теорию организации, формируя конкретные направления организации ПХС и управления ею.

Приведем основные положения первой группы теорий, имеющие принципиальное значение для теории организаций. Другие же концепции и теории рассмотрим более подробно.

Теория институтов и институциональных преобразований.

 Институты — это разработанные людьми формальные (законы) и неформальные (договоры, кодексы поведения) ограничения, факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Теория институтов исходит из двух основных моментов:       

1)  возрастает роль  организационных факторов, обусловливающих  институциональные изменения;

2)  гибкие институциональные  структуры позволяют легче адаптироваться  к переменам.                                        I

Теория реинжиниринга. Реинжиниринг — это перестройка организации производства и управления на современной информационной и технологической основе, перестройка с четко поставленными целями и средствами. Это теория и методы комплексного оздоровления ПХС на основе сочетания управленческого ренессанса и современных концепций.

Теория альянсов. Основные ее положения:

1)  интеграция управленческих  процессов с созданием многообразных форм горизонтального объединения организаций;

2)  расширение кооперирования  среди конкурентов, поставщиков и потребителей.

Концепция жизненного цикла ПХС. Согласно органическому подходу к ПХС функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего так и его процессуальность развития, так и его стадийность.

Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл ПСХ обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или размножение, стабилизация и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться смертью или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее возрождения или преображения (рис. 13).

1. Этап предпринимательства:

•  нечеткие цели;

•  высокие творческие возможности.

2. Этап коллективности:

•  формализация правил;

•  высокие обязательства.

3. Этап формализации и  управления:

•  формализация правил;

•  стабилизация структуры;

•  упор на эффективность.

4. Этап выработки структуры:

•  более сложная структура;

•  децентрализация;

•  диверсифицированные рынки. Этап упадка:

•  высокая текучесть кадров;  возрастающие конфликты.

 


 

 

                                                                    Зрелость


 

              Рост



    Создание Упадок



             1                   2                  3                    4                        5


Рис. 13 Жизненный цикл организации

 

В соответствии с принципом процессеуальности и стадийности развития организации ни одно предприятие не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов развития, каждый из которых сменяется следующим, что зачастую связано с трудностями противоречиями. Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие в первую очередь специфику организационных задач определенный период функционирования организации, называются стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, — циклами развития.

Первая стадия развития организации — ее формирование. На этой стадии для организации важно определить товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти в следующую стадию — интенсивного роста. На второй стадии организация развивается, увеличиваются объем продаваемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности.

Информация о работе Эволюция взглядов на производственно-хозяйственные системы как объекты организации