Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 06:12, реферат
Производственно-хозяйственная система (ПХС) — образование (система), в котором целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технической и социальной природы, чтобы посредством изготовления (производства) и реализации продуктов, изделий, услуг и т. п. обеспечить достижение поставленных целей.
С позиций теории систем любое образование (системы, созданные человеком) представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного потребления. Можно сказать, что бригада, цех, участок, завод, структурное подразделение и учреждения (лечебные, учебные, по оказанию услуг, заведения культуры и искусства) — все это системы «Ресурсы — продукция» (рис. 11).
Понятие производственно-хозяйственной системы и ее системные признаки
Системные признаки социально-хозяйственных образований
Организационно-правовые формы предприятий
Структура производственно-хозяйственной системы: понятие, условие и законы формирования
Понятие структуры ПХС
Условия и законы формирования структуры ПХС
Участники деятельности ПХС и их интересы
Эволюция взглядов на производственно-хозяйственные системы как объекты организации
Классические представления о ПХС
Современные теории и концепции
Список используемой литературы
Если организации удается стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии — стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить; себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации.
После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию — стадию кризиса, которая? Характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.
Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она найдет новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она снова переживает стадии формирования, интенсивного роста, стабилизации, кризиса. В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50—60 лет. Это соответствует теории длительных циклов Кондратьева (рис. 14). Для изменчивых российских условий этап развития может продолжаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев.
Практика успешных компаний позволяет выделить следующие основные особенности целевой ориентации организации на различных стадиях ее развития.
На стадии формирования в условиях рыночных отношений цели определяются через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с представлениями о задачах деятельности организации.
Стадия закрепления на рынке связана с ориентацией на поиск и производство других (помимо зарекомендовавших себя с лучшей стороны) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного неповторимого имиджа. Поскольку достижение поставленной цели часто сопряжено с экспансией со стороны организации, то необходимо быть готовым к противодействию со стороны конкурентов. Следовательно, важная особенность организации на этом этапе — готовность к борьбе.
Стадия стабилизации представляется, на первый взгляд, заветной мечтой, к которой организация стремилась с самого начала. Однако основная цель, преследуемая на этой стадии, — закрепление достигнутого — потребует от организации не меньших, если не больших, усилий, чем цели предыдущих стадий. Это связано с тем, что проблемы, которые необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер, т. е. связаны с самой организацией. Если для стадии формирования была характерна пассионарность отцов-основателей, означающая известную долю вдохновения и сверхнормативного творчества, которыми и определялся успех предприятия, а для стадии закрепления — азарт борьбы, то для стадии стабилизации определяющим становится следование внутренним нормам (причем без всякого творчества). Успешность организации на этой стадии зависит от ее аутентичности существующим во внешней среде образцам. Иногда это может приводить к отказу от предыдущей истории жизни организации.
Стадия кризиса организации — самый трудный этап ее существования — ставит целью сопротивление кризису и поиск путей выхода из критического состояния.
На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. При идентифицировании основных целевых и стратегических установок организации могут определить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации.
Однако если мы сравним особенности внутрифирменными установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкретный период функционирования организации. Не мене существенной оказывается и генеральная целевая, ценности установка фирмы.
Организационные консультанты, проанализировав деятельность ряда длительно существующих фирм, обратили внимание на то, что организации проходят еще один временно цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить различные типы ценностных установок.
Установка, характерная для цикла развития организации «тусовка», ставит во главу ценности межличностного общей создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и человеческим особенностям.
Установка, характерная для цикла развития организации «механизация», связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно в данном цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.
Взгляд на организацию сквозь призму циклов и стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки, конкретизировать стоящие перед ней задачи, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.
Концепция внутренних рынков. Перенесение рыночных отношений внутрь компаний (внутренние рынки) вызвало к жизни новый тип структур — сетевые организации. Сети представляют собой средоточие фирм или специализированных единиц, координируемых рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, лучше отвечающая современным требованиям внешней среды. Предпринимательские сети, или союзы (их часто называют также кластерами, сообществами, виртуальными корпорациями), — это объединяющие организации, каждая из которых в сети выполняет свою специфическую роль. Компании, входящие в группу, рассматриваются как субъекты хозяйственных связей и партнеры в системе взаимодействующих организаций. Это достаточно устойчивая, гибкая структура, влияющая на результаты деятельности и систему управления входящих в нее организаций, позволяющая им координировать свои действия, привлекать новых партнеров и даже конкурировать между собой.
Исследователи отмечают, что в сетевых образованиях акцент смещается с рассмотрения фирмы как самостоятельного хозяйственного звена, формирующего свою стратегию развития на основе согласования внутренних ресурсов с состоянием внешней среды, к анализу системы взаимодействующих фирм как единого рыночного образования. Это приводит к новой трактовке фирмы, рыночных отношений на уровне конкретных хозяйственных связей, методов управления. Участники сети владеют ресурсами и посредством их комбинирования занимаются различными видами деятельности. Между партнерами в сети складывается система взаимоотношений, которая увязывает их ресурсы и деятельность. В интересах развития сети они могут мобилизовать и совместно использовать ресурсы, принадлежащие отдельным организациям. Таким образом, деятельность каждого участника встраивается в сеть и определяется ею как целостное образование.
Вместе с тем известно, что эффективность таких организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими. Движение к сетевой форме началось в 1980-е гг., когда. конкуренция и быстрые технологические изменения потребовали массового реструктурирования. Как показано на рис. 15, некоторые сети объединяют поставщиков, производителей в. органы по реализации продукции на основе долгосрочных, отношений. Другие сети, гораздо более динамичные, соединяются контрактным соглашением в интересах реализации проекта или производства продукции, а затем разъединяются, чтобы стать новой ценностной цепью для следующего предпринимательского проекта.
Характеристика различных типов сети представлена в табл. 4.
Рис. 15 Типы сетевых организаций: а) стабильная сеть; б) динамическая сеть
Таблица 4
Характеристика сетевых организаций
Тип сети |
Особенности организации |
Сферы применения |
Недостатки, связанные с расширением сети |
Недостатки, связанные с модификацией структуры |
Стабильная
|
Крупная фирма (с центром), создающая рыночно ориентированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз |
Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Разнообразная собственность ограничивает риск и побуждает к полному использованию всех ресурсов |
Чрезмерное использование поставщика или продавца может привести к нездоровой зависимости от центра фирмы
|
Большие надежды, возлагаемые на кооперацию, могут ограничить творчество партнеров
|
Внутренняя |
Совместное владение, распределение ресурсов по цепи ценностей с использованием рыночных механизмов
|
Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Рыночные цены позволяют оценивать внутренние подразделения |
Фирма может расширить владение активами за пределы возможностей внутреннего рынка и механизмов оценки результатов деятельности |
Исполнительные лица используют команды вместо влияния и стимулов, чтобы направлять внутренние операции
|
Динамическая |
Независимые элементы фирмы вдоль ценностной цепи формируют временные союзы из большого количества потенциальных партнеров |
Отрасли с низким техническим уровнем, коротким производственным циклом и. динамично изменяющиеся, высокотехнологичные отрасли (электроника, биотехнология и т. д.) |
Экспертиза может оказаться слишком узкой, и выгоды от ценностной цепи могут достаться другой фирме |
Могут быть разработаны механизмы, чтобы предотвратить сопротивление партнеров. Ограниченное общение с нижестоящими и вышестоящими партнерами |
Сетевые организации имеют следующие особенности.
Важное условие при формировании сети — добровольность. Если добровольность в цепи не соблюдается, то подавляется творческое начало. В результате фирма-центр превращает организацию в вертикально интегрированную функциональную систему. Сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы — в состоянии корректировки в соответствии с требованиями рынка, новыми технологиями и другими факторами внешней среды. Считается, что сетевые организации — один из эффективных способов организации малого бизнеса: при объединении усилий малых предприятий появляется возможность конкурировать на рынке с крупными организациями, выполнять задачи, не выполнимые для одной маленькой фирмы, быть маневреннее и эффективнее.
Концепция популяционной экологии. Анализируя процессы рождения, расцвета и упадка многих производственно-хозяйственных систем, М. Хэннон и Д. Фриман сделали заключение: внешняя среда любой организации состоит преимущественно из других организаций, так что существование каждой из них граничит с существованием организаций того же или других видов. Это заключение легло в основу концепций популяционной экологии.
В концепции был сформулирован ряд утверждений.
1. Способность всего общества изменяться зависит от развития новых форм организаций. Если общество включает большое разнообразие форм организаций, то существует вероятность того, что одна или несколько из них могут подойти к новым условиям более подготовленными, преимущества этих новых условий могут быть быстро извлечены, и общество будет развиваться быстрее. Если в обществе существует сравнительно немного организационных форм ПХС, то оно должно адаптироваться к изменениям путем модификации этих форм организаций или путем создания новых форм. Это занимает больше времени при переходе в новое состояние. Например, общество, имеющее большое разнообразие организационно-правовых форм в сельском хозяйстве, может быстрее приспособиться к изменившимся условиям, чем общество с однообразным множеством форм. Данный вывод полностью соответствует положению системного анализа: чем больше альтернатив в достижении цели, тем выше вероятность выбора наиболее эффективной, тем интенсивнее механизм отбора.
2. Развитие, организаций
во многом происходит так же,
как популяции биологических
видов: соответствующие условиям
выживают и развиваются, а несоответствующие
вымирают. Это напоминает известное
эволюционное положение Ч. Дарвина
о действии механизма отбора.
Таким образом, изменения в обществе
происходят в большей степени
за счет роста новых
достигают успеха в намеренной
реорганизации ПХС для приведения их к
современному состоянию.
3. Эволюция организаций
— необязательно устойчивый
4. Существует понятие
плотности популяции, означающее
количество организаций с
Существуют пределы плотности: каждая ниша во внешней среде может поддерживать плотность до тех пор, пока ее емкость не будет исчерпана. Когда ресурсы ниши истощены, плотность популяции дальше не может расти. Таким образом, когда конкуренция за поставщиков и покупателей достигнет непреодолимого уровня, некоторые ПХС будут вытеснены другими. Аналогичный процесс происходит в природе, когда; количество организационных систем становится слишком большим в границах определенной ниши обитания (лемминги). В нишах обитания ПХС, как и в естественной природе, существует ограниченное пространство. С этим тесно связано понятие, риска бизнеса: чем выше плотность популяции, тем выше риск ведения бизнеса в том или ином сегменте рынка.