Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 12:30, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи.
Введение 3
1 Эластичность спроса 4
1.1 Общая характеристика 4
1.2 Факторы, влияющие на эластичность 7
1.3 Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу 9
2 Эластичность предложения 11
2.1 Общая характеристика 11
2.2 Факторы, влияющие на эластичность 13
3 Методы изучения эластичности 15
3.1 Анализ эластичности спроса по показателям и факторам 15
3.2 Анализ эластичности предложения по показателям и факторам 21
4 Практическое применение теории эластичности 24
Заключение 28
Список литературы 29
Таблица 2 – Показатели эластичности спроса на пиво бутылочное губернское (0,5л)
Из приведенных показателей таблицы 2 видно, что темп роста количества спроса превышает соответствующий ему темп роста цены (см. гр. 3 и 4). Для подтверждения этого заключения исчислим темпы прироста показателей как разность между темпом роста и 100% (см. гр. 5 и 6). Полученные результаты свидетельствуют об абсолютной эластичности спроса на пиво бутылочное «Губернское» (0,5л), так как темпы прироста величин спроса в абсолютном выражении многократно выше темпов прироста цен на пиво. Для подтверждения и уточнения предварительного анализа рассчитаем коэффициент эластичности.
Эластичность точечная - Ер(*):
Ер1 = 0,5918
Ер2= 5,308.
Ер3= 17,97.
Ер4= 2,246.
Эластичность дуговая – Ер (∩):
Ер1 = 0,6896.
Ер2= 6,669.
Ер3= 19,44.
Ер4= 2,913.
Рассчитанные показатели занесем в таблицу 2 (гр.7 и 8) и сравним их величины с темпами роста, а также между собой. Поскольку они существенно выше единицы, подтверждается вывод, сделанный на основе данных анализа соотношения темпов роста цены и спроса, об абсолютной эластичности спроса на пиво бутылочное «Губернское». Следует отметить расхождения между значениями точечной и дуговой эластичности. По анализируемому предприятию точечная эластичность рассчитана относительно начальных точек цены и спроса. В трех случаях (Ер2, Ер3, Ер4 то есть с мая по октябрь месяц, они однонаправлено характеризуют характер спроса. Показатели Ep1 точечной и дуговой эластичности почти не различаются по величине. Оба они меньше единицы (0,59; 0,69). Это свидетельствует о неэластичности спроса на пиво с января по апрель.
Первый недостаток расчета точечной эластичности - субъективизм при выборе крайних значений цены и количества спроса. Он связан со вторым недостатком: некорректно представлять правый сомножитель как моментный показатель, тогда как левый сомножитель коэффициента точечной эластичности отражает изменения показателей, происшедшие в течение некоторого промежутка времени, т.е. является интервальным.
Следовательно, наиболее точным надо признать коэффициент дуговой эластичности спроса. Для анализируемого предприятия можно сделать вывод, что спрос на пиво «Губернское» имеет высокую эластичность.
Рассмотрим факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.
В реальной жизни факторы ценовой эластичности спроса могут действовать на неё весьма различно в зависимости от их сочетания и наличия сопутствующих им экономических и других условий. Поэтому огромное значение имеют комплексный качественный, логический и количественный анализ, значение предмета и объекта исследования. Это особенно актуально при отсутствии экономической стабильности в целом, что характерно в настоящее время для России. И тем не менее предприятия должны проводить исследования и делать правильные управленческие выводы сложившейся ситуации и принимать верные решения на перспективу.
Факторами ценовой эластичности спроса являются:
1. Наличие товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос, поскольку изменение цен на заменяющие и заменяемые товары всегда позволяет сделать выбор в сторону более дешевых. Напротив, отсутствие товаров-заменителей (в силу специфики самого товара, на монопольном рынке и по другим причинам) предопределяет абсолютную или относительную неэластичность спроса. Действие данного фактора усиливается или, напротив, ослабляется уровнем агрегирования товарной группы, в которую входят товары-заменители.
2. Значимость продукции для потребителя. Представляется целесообразным подразделять продукты на три группы:
1) товары и услуги первой необходимости;
2) регулярно используемые, но не являющиеся необходимыми;
3) относящиеся к категории роскоши.
Очевидно, что с ростом номера группы возрастает и эластичность спроса. Повышение цен на многие продукты вынуждают потребителя существенно сократить их использование. Тем более рост цен на рыбу и рыбопродукты (икру) позволяет исключить ее из статей расхода потребителя. Следует иметь в виду, что значимость одной и той же продукции различна для разных групп населения: социальных, территориальных, возрастных.
3. Удельный вес затрат на продукцию в расходах потребителя (удельный вес дохода потребителя, приходящегося на приобретение данной продукции). Считается, что чем больше удельный вес затрат на какую-либо продукцию в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса. Необходимо уточнить, что это утверждение верно, если принимать во внимание степень постоянства действия данного фактора и значимости продукции для потребителя. Например, зубная паста необходима, приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты на неё невелики. Поэтому повышение цен на данную продукцию не приведет к изменению спроса на неё. Однако если возрастут цены на мясо, являющееся одним из основных продуктов питания, расходы на которое достаточно высоки в бюджете семей, спрос на него снизится. Это может существенно отразиться на величине коэффициента эластичности.
4. Степень универсальности товара. Чем универсальнее товар, тем разнообразнее условия его использования, тем эластичнее спрос. При этом надо учитывать наличие специализированных товаров-заменителей и их способность в некотором наборе удовлетворять потребности покупателей. Тогда эластичность спроса универсального товара будет взаимосвязана с ценой заменяющих товаров.
5. Степень насыщения потребностей. Чем выше она, тем менее эластичен спрос. Здесь действует закон убывающей предельной полезности, связанный с понижением эластичности спроса. На стадии выведения на рынок новою товара и начального насыщения спроса его эластичность гораздо выше, поэтому даже незначительное снижение цены может вызвать существенный рост объема продажи товара.
6. Фактор времени. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном периоде, нежели в краткосрочном. Это связано и с действием психологического фактора - необходимо время для отказа потребителя от привычной ему продукции и перехода на новую. Кроме того, при росте цен на некоторые продукты и услуги требуется время для подбора новых, заменяющих вариантов. Поэтому на ближайшем этапе к повышению цены спрос мало эластичен. По мере удаления во времени от момента роста цены эластичность спроса на данную продукцию повышается.
Рассмотренные факторы ценовой эластичности спроса и направления их действия представлены в таблице 3:
Факторы ценовой эластичности спроса и направления их действия | Тенденция изменения Ер под влиянием действия фактора (увеличение >, уменьшение <) |
Наличие и увеличение числа товаров-заменителей | > |
Отсутствие и уменьшение числа товаров- заменителей | < |
Высокая значимость продукции для потребителя | > |
Низкая значимость продукции для потребителя | < |
Высокий удельный вес затрат на данную продукцию в расходах потребителя | > |
Низкий удельный вес затрат на данную продукцию в расходах потребителя | < |
Наличие большого числа специализированных товаров | < |
Высокая степень насыщения потребностей | < |
Низкая степень насыщения потребностей | > |
Большой период, за который определяют ценовую эластичность спроса | > |
Малый период, за который определяют ценовую эластичность спроса | < |
Высокая степень универсальности товара | > |
Таблица 3 – Направление действия факторов ценовой эластичности спроса
Если ценовая эластичность спроса – это реакция покупателей на изменение цены, то ценовая эластичность предложения – это реакция на изменение цены со стороны производителей. Между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость. Эластичность предложения позволяет определить степень реагирования производителей различной продукции на изменение цены.
Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения при изменении цены товара (услуги) на 1%. Предложение эластично, если при изменении цены на 1% его объем изменится более чем на 1%.
Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается аналогично тому, как рассчитывается коэффициент эластичности спроса по цене:
где Eps – коэффициент ценовой эластичности предложения; Q – изменение объема предложения; Р – изменение цены.
Например, при изменении цены на тюльпаны с 0,7 до 1,2 гульденов за штуку величина их предложения увеличилась с 200 тысяч шт. до 280 тысяч шт. Эластично или неэластично по цене предложение тюльпанов?
Рассчитаем коэффициент эластичности:
Предложение тюльпанов неэластично по цене.
Рассчитывая коэффициент ценовой эластичности предложения, необходимо обратить внимание на то, что он всегда имеет положительный знак, так как между ценой и величиной предложения всегда существует прямая зависимость. По этой же причине цена и объем выручки изменяются в одном и том же направлении.
От чего же зависит степень реагирования величины предложения на цену?
Прежде всего, основную роль здесь играет фактор времени. Если при изменении цены спрос может отреагировать мгновенно, то в случае с предложением мгновенная реакция, как правило, исключается. Дело в том, что для изменения предложения необходимо осуществить ряд преобразований в производстве. Одни из них могут быть проведены быстро, а для других нужны месяцы или даже годы.
В связи с этим при анализе эластичности предложения выделяют три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Эластичность предложения в краткосрочном периоде
Допустим, что из ближайшего агрообъединения привезли на рынок 6 тонн зрелых томатов. Поскольку томаты – продукт скоропортящийся, продавец заинтересован продать их как можно быстрее. Допустим, что рыночная конъюнктура сложилась в пользу поставщика: объем спроса на томаты высок, что при неизменном объеме предложения вызвало рост цен. Но в краткосрочном периоде продавцы не в состоянии отреагировать на выросшие цены увеличением объема предложения, и, располагая в данный момент шестью тоннами томатов, они не смогут продать ни на один килограмм больше. Предложение в краткосрочном периоде окажется совершенно неэластичным по цене. Эту ситуацию можно проиллюстрировать с помощью графика:
|
|
|
Рис. 5а Краткосрочный период.
График предложения представляет собой линию, параллельную оси ординат. Несмотря на повышение цены с P1 до P2 и выше, предложение, будучи абсолютно неэластичным в краткосрочном периоде, остается равным величине Qs .
В среднесрочном периоде кривая предложения имеет некоторый наклон, что отражает известную реакцию объема предложения на изменение цены:
|
|
|
Рис. 5б Среднесрочный период Рис. 5в Долгосрочный период
Рис. 5б, 5в демонстрируют кривую эластичного предложения, т. е. степень изменения объема предложения в долгосрочном периоде выше, чем величины цены.
Приведенные примеры показали, что эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени.
С учетом значения временного фактора при анализе степени ценовой эластичности предложения можно выделить и еще ряд факторов, объясняющих различную степень эластичности предложения в том или ином случае.
1. Наличие или отсутствие резервов производства. Если производственные мощности загружены не полностью, а часть рабочих работает неполный рабочий день, у предприятия есть возможность достаточно быстро отреагировать на повышение Цен на производимую им продукцию. В краткосрочном периоде предложение в этом случае будет эластичным. Если же неиспользуемые мощности и трудовые ресурсы отсутствуют, то понадобится много времени для того, чтобы построить новые или расширить действующие участки производства, оснастить их дополнительным оборудованием, подготовить дополнительную рабочую силу. В этом случае предложение в краткосрочном периоде будет неэластичным.
2. На степень эластичности предложения большое влияние оказывают характер и тип производимого товара или услуги.
3. Предложение товаров эластично в том случае, когда фирма имеет возможность хранить значительное количество запасов готовой продукции. В этом случае фирма сможет быстро реагировать на растущий спрос и повышение цены не только за счет производства новых изделий, но и за счет имеющихся запасов. Если же цены снижаются, то величина предложения может быть быстро и значительно сокращена за счет увеличения запасов готовой продукции.