Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 12:30, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи.
Введение 3
1 Эластичность спроса 4
1.1 Общая характеристика 4
1.2 Факторы, влияющие на эластичность 7
1.3 Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу 9
2 Эластичность предложения 11
2.1 Общая характеристика 11
2.2 Факторы, влияющие на эластичность 13
3 Методы изучения эластичности 15
3.1 Анализ эластичности спроса по показателям и факторам 15
3.2 Анализ эластичности предложения по показателям и факторам 21
4 Практическое применение теории эластичности 24
Заключение 28
Список литературы 29
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 3).
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
Рис. 3. Варианты эластичности предложения: кривая А — единичная эластичность; кривая В — эластичное предложение; кривая С — неэластичное предложение
В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
На эластичность предложения влияют следующие факторы:
1. Фактор времени
2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения
3. Возможности (гибкость) технологического процесса.
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:
а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (ЕS = 0);
б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно (1 > ЕS > 0);
в) в длительном (долгом) периоде, возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).
Проиллюстрируем это графически (рис.4).
Рис. 4 Предложение в трех периодах: а) мгновенный период; б) среднесрочный период; в) долгосрочный период.
Кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения. Предложение товаров эластично в том случае, когда фирма имеет возможность хранить значительное количество запасов готовой продукции. В этом случае фирма сможет быстро реагировать на растущий спрос и повышение цены не только за счет производства новых изделий, но и за счет имеющихся запасов. Если же цены снижаются, то величина предложения может быть быстро и значительно сокращена за счет увеличения запасов готовой продукции.
Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д. Если производственные мощности загружены не полностью, а часть рабочих работает неполный рабочий день, у предприятия есть возможность достаточно быстро отреагировать на повышение Цен на производимую им продукцию. В краткосрочном периоде предложение в этом случае будет эластичным. Если же Неиспользуемые мощности и трудовые ресурсы отсутствуют, то понадобится много времени для того, чтобы построить новые или расширить действующие участки производства оснастить их дополнительным оборудованием, подготовить дополнительную рабочую силу. В этом случае предложение в краткосрочном периоде будет неэластичным.
В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении.
Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.
Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.
Спрос на отдельные вилы товаров в первую очередь характеризируется относительной чуткостью потребителей к изменению цен: наибольшие изменения в цене могут привести к значительному изменению спроса на продукцию. В этом случае спрос принято считать относительно эластичным. Но существуют товары и услуги, при изменении цен на которые, потребительский спрос не изменится или его изменение незначительно. Тогда говорят о неэластичном спросе.
Спрос эластичен, если определенное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса на данную продукцию. Если же процентное изменение цены на какой-нибудь товар не сопровождается изменением его спрашиваемого количества или это изменение меньше изменения цены, то спрос считается неэластичным. Очевидно, что при неэластичном спросе величина коэффициента эластичности будет меньше единицы.
Если коэффициент эластичности равен нулю, то спрос абсолютно неэластичен, т.е. никакое изменение цены не влечет за собой изменение спрашиваемой продукции. Это возможно, например, при реализации жизненно важных лекарств для определённой группы больных. Причем кривая спроса примет вид прямой линии, параллельной оси ординат – линии цены.
Напротив, когда при неизменной цене или ее крайне незначительных колебаниях спрос на продукцию увеличивается до предела покупательских возможностей, его называют абсолютно эластичным. Такое возможно на чисто конкурентном рынке или в условиях инфляции: при ничтожном снижении цен или в преддверии их повышения потребитель старается отоварить свои денежные средства, чтобы уберечь их от обесценения, вложив в материальные ценности. Линия абсолютно эластичного спроса на графике параллельна оси абсцисс, т.е. линии количества продукции.
Может возникнуть ситуация, когда процентное изменение цены приведет к равному по величине процентному изменению количества спрашиваемой продукции. Например, снижение пены на 5% ведет к росту продаж также на 5%. При этом коэффициент эластичности окажется равным единице, а такой случай называется единичной эластичностью.
Изучим реакцию покупателей при изменении цены на продукцию и различном характере эластичности спроса:
Величина коэффициента эластичности | Характер спроса | Поведение покупателей | |
цена снижается | цена возрастает | ||
Ер = 0 | Абсолютно неэластичный | Количество покупаемого товара не изменяется | |
0< Ер<1 | Относительно неэластичный | Темп роста спроса меньше темпа снижения цены | Темп снижения спроса меньше темпа роста цены |
Ер = 1 | Единичная эластичность | Темп роста спроса равен темпу снижения цены | Темп снижения спроса равен темпу роста цены |
Ер = ∞ | Абсолютно эластичный | Объем закупок неограниченно возрастает | Объем закупок практически падает до нуля |
1< Ер< ∞ | Относительно эластичный | Темп роста спроса выше темпа снижения цены | Темп снижения спроса выше темпа роста цены |
Таблица 1 - Реакция покупателей на изменение цены
Ее необходимо учитывать при разработке ценовой политики фирмы, планировании производственной программы и объемов реализации и разработке рыночной стратегии предприятия.
Используя данные таблицы 2, рассчитаем показатели, позволяющие провести предварительный анализ эластичности спроса. В качестве таких показателей можно использовать темпы роста цены и количества спроса.
Цена | Количество | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | Эластичность | |||
на | спроса, q |
|
|
|
| спроса | |
пиво, |
| Цены, | Количества | Цены | Количества | Точечная | Дуговая |
Р |
| Тр(Р) | спроса Тр(Р) | Тпр(Р) | Спроса Tпр(q) | Ер(*) | Ер(∩) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3-80 | 330648 | - | - | - | - | 0,59 | 0,69 |
4-56 | 291536 | 120,0 | 88,2 | 20,0 | -11,8 | 5,31 | 6,67 |
4-86 | 189448 | 106,6 | 65,0 | 6,6 | -35,0 | 17,97 | 19,44 |
4-90 | 161482 | 100,8 | 85,2 | 0,8 | -14,8 | 2,25 | 2,91 |
5-64 | 106638 | 115,1 | 66,0 | 15,1 | -34,0 |
|
|