Этапы развития розничных торговых сетей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Развитие сетевой розничной торговли в России имеет свои уникальные особенности. Это связано с тем, что она, фактически, появилась в нашей стране относительно недавно, с началом экономических реформ и либерализации рынка в конце восьмидесятых годов прошлого века. Конечно, розничная торговля существовала и в СССР, причем практически вся она была именно сетевой, однако эта сеть была государственной, и, при условии командно-административной экономики, они не имели важнейших элементов современных розничных сетей. Именно поэтому история развития российской сетевой торговли является одной из наиболее интересных и насыщенных.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и роль торговых сетей в развитии розничной торговли 5
1.1. Исторические корни розничных торговых сетей..………………………...5
1.2.Форматы магазинов сетей и их классификация …….……………….…11
1.3.Организационно-правовые основы создания розничных торговых сетей………………………………………………………………………………14
Глава 2. Современные тенденции развития розничных торговых сетей. 18
2.1. Современное состояние розничных торговых сетей ………………….....18
2.2. Зарубежный опыт развития торговых сетей …………………...…………21
2.3. Перспективы развития региональных сетей .………………………….…27
Глава 3. Характеристика деятельности сетевого магазина Магнит компании ООО "Тандер" …………………………………………………………………...30
3.1. Организационная структура розничного торгового предприятия…………………………………………………………..…….30
3.2. Анализ хозяйственной деятельности магазина …………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 100.03 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»

Факультет экономики торговли и товароведения

Кафедра торговой политики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Организация и управление коммерческой деятельностью»

на тему: «Этапы развития розничных торговых сетей в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студент 621-ДТМ

Гвасалия Р. М.

Научный руководитель:

 Д.э.н., проф. Баженов Ю.К.

 

 

 

 

 

МОСКВА - 2014

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономику любой современной страны невозможно представить без сетевой торговли. Ее доля в экономике может составлять от одной десятой до одной пятой части от ВВП. Таким образом, сетевая розничная торговля является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики.

Развитие сетевой розничной торговли в России имеет свои уникальные особенности. Это связано с тем, что она, фактически, появилась в нашей стране относительно недавно, с началом экономических реформ и либерализации рынка в конце восьмидесятых годов прошлого века. Конечно, розничная торговля существовала и в СССР, причем практически вся она была именно сетевой, однако эта сеть была государственной, и, при условии командно-административной экономики, они не имели важнейших элементов современных розничных сетей. Именно поэтому история развития российской сетевой торговли является одной из наиболее интересных и насыщенных. И самое главное, она является крайне полезной с практической точки зрения.

Современное развитие торговых сетей в российской экономике является актуальной проблемой. Вопросам становления и развития розничных торговых сетей, а также управления ими в научных работах уделяется значительное внимание. Вместе с тем концептуальным вопросам развития торговых сетей в современных хозяйственных системах, а также выработке новых научно-практических рекомендаций, ориентированных на гармонизацию отношений участвующих субъектов, уделено 1недостаточное внимание. Исследования информационных источников и практических материалов по сетевому бизнесу не имеют системного характера и посвящены решению отдельных частных проблем. Так, по нашему мнению, сдерживающим фактором внедрения корпоративных торговых сетей в России служит недостаточно развитая организационная и правовая база. Все это предопределило необходимость разработки новых подходов к формированию и развитию сетевого бизнеса.

Целью данной работы являлась систематизация и обобщение информации о розничных торговых сетях в Российской Федерации, особенностях их развития и функционирования, а также нахождение ответа на вопрос, почему в нашей стране розничная сетевая торговля получила такой быстрый темп роста и популяризации.

В работе был проделан комплексный анализ информации, связанной с историей развития, особенностями, составляющими и важнейшими элементами розничных торговых сетей в Российской Федерации. Также была рассмотрена специфика российского опыта в организации этих сетей в нашей стране и проведен сравнительный анализ с зарубежными аналогами. Кроме этого, была хозяйственной деятельности сетевого предприятия на примере компании «Магнит».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и роль торговых сетей в развитии розничной  торговли

1.1. Исторические  корни розничных торговых сетей

Явление розничной торговли в той или иной форме существовало еще в далеком прошлом. Торговля возникла в период разложения первобытно-общинного строя с появлением общественного разделения труда и товарно-денежных отношений. В древние времена уже сформировались основные черты будущей предпринимательской деятельности в торговле.

Сосредоточием торговли был город. На торговых путях, их перекрестиях возникали поселения, которые вырастали в города. Известный русский историк И.Е. Забелин (1820–1908) отмечал: «Главным двигателем в создании таких городов является всегда народный промысел и торг, который ищет для своих целей добрых сподручных путей или доброго пристанища и, повинуясь естественным географическим путям и топографическим удобствам международного сообщения, всегда сам указывает, сам намечает, сам выбирает место, где устраивать узел своих работ и действий, именуемый городом. Такой узел-город всегда существует до тех пор, пока существуют создавшие его потребности промысла и торга. Как только они исчезают или меняют направление своих путей, приходит в упадок — а иногда и совсем исчезает — и созданный город. Но если эти потребности остаются по-прежнему деятельными и живыми, то их узел-город, несмотря на жестокие исторические случайности, остается тоже всегда живым и деятельным. Разрушат, сожгут, истребят его, сотрут с лица земли, — он мало-помалу зарождается снова и опять живет, и еще в большей красоте и славе. Истребят его на одном месте — он переносит свою жизнь на другое, но все в тех же окрестностях, где продвигается создавший его промысел и торг. Город, таким образом, и своим зарождением, и своим богатством, и процветанием всегда является только выразителем проходящих в этой местности торговых и промысловых народных сношений и связей, и само собой разумеется, что бойкий перекресток таких связей и сношений особенно способствует возникновению даже не одного, но многих городов.

На территории Древнего Востока существовали караван-сараи, рыночные купольные постройки, торговые пассажи, отличавшиеся яркостью красок. В Бухаре до настоящего времени сохранились купольные сооружения (таки) рынка Заргарон и крытый рынок (тим) Абдуллахана. Имея многочисленное ремесленное население, в течение многих веков Бухара была центром караванной торговли между Европой и Азией, торговли с Москвой и Нижним Новгородом.

В европейских городах торговые здания, расположенные на рыночной площади, окружали аркадные галереи, представляющие собой ряд одинаковых по форме и размеру арок, которые опирались на колонны или столбы. Наибольшее распространение получили торговые лавки в домах торговцев и ремесленников.

Позднее появились стационарные торговые ряды, а также отдельно стоящие двухэтажные торговые дома купцов с аркадами на первом этаже и складами на верхнем. В VII–VI вв. до н. э. по берегам Черного и Азовского морей располагался целый ряд греческих колоний. Они поддерживали оживленную торговлю с населявшими в то время Южную Русь скифами. Греки ввозили предметы своей промышленности, а вывозили сырье. Главным предметом экспорта служил хлеб.

Успехом славянской торговли было возникновение торговых городов на Руси, главным образом на водных путях: «из варяг в греки», а затем из Прибалтийского края к Болгарскому и Хазарскому царствам. Это Ладога, Новгород, Псков, Ростов, Чернигов, Киев. На Урале найдены изделия византийской работы IV в. н.э. и среднеазиатские — III в., а Украина, Поволжье и лесная зона России издавна пополняют музеи медными украшениями II в. до н.э., точный химический анализ которых показывает, что сделаны они из меди, добытой на древних уральских копях. О зарождении и развитии торговли на территории Руси И.Е. Забелин пишет: «Наша Русская страна, лежащая широкой равниной между северными и южными морями, с незапамятных для истории времен служила перекрестком в сношениях Запада с Востоком и Севера с Югом. Еще лет за 500 до Р. X. античные греки чрез эту равнину с берегов Черного моря сносились с приуральскими народами и где-то около Саратова имели значительный деревянный город Гелон со смешанным населением, в котором, однако, преобладали те же эллины — греки.

Впоследствии те же греки, около времени Рождества Христова, с Азовского моря плавали к верховьям Дона, и в их преданиях сохранялось сведение, что аргонавты, возвращаясь с Кавказа домой в Грецию, проплыли по Дону до его вершины и там перенесли свои лодки в другую реку и по ней поплыли в океан (в Балтийское море), а оттуда вокруг Европейского материка в Средиземное море. Вот еще в какое время проложен был круговой, около Европы, путь из “варяг в греки”, из Балтийского в Черное море.

Торговые связи Древнего мира способствовали устройству многих значительных городов по побережью Черного моря, особенно при устьях Днепра, Днестра и Дона. Мед, воск, мягкая рухлядь, пушной товар, дорогие меха, рыба, невольники, хлеб искони привлекали сюда греческую предприимчивость. Прошло два тысячелетия, древние города и целые государства исчезли, а между тем потребности торга и промысла в этих местах остаются в своей силе, — вот причина того, почему если не прямо на развалинах, то поблизости, здесь же, создавались новые города. Вместо древнейшего греческого Танаида в устьях Дона теперь здравствует Ростов-на-Дону, всего в 12 верстах от прежнего; вместо древнейшей Пантикапеи на ее же развалинах существует Керчь; вместо древнейшей Ольвии в устьях Буга и Днепра и существовавшего после нее византийского Херсониса-Корсуня (у Севастополя) — появилась их наследница Одесса. Да, вероятно, такими же наследниками явятся и Николаев, и Севастополь, и Феодосия (Кафа).

В Древней Руси в IX–XVI вв. торговля осуществлялась с повозок, через лабазы, амбары, лавки, палатки, ларьки. Лабаз представлял собой помещение для продажи и хранения зерна, муки и других товаров. Амбар — специальное сооружение для хранения зерна и муки. Строился он из кирпича, бутового камня, бревен и прочих местных строй-материалов. Устанавливали его на столбиках из кирпича или бревен для доступа воздуха снизу, чтобы лучше сохранить качество продуктов. Существовали так называемые лабазники, к которым относились владелец лабаза и продавец в лабазе, и ларечники — продавцы в торговой лавке.

С середины XVII в. в городах появляются каменные гостиные дворы и торговые ряды, ставшие памятниками русской архитектуры. Их появление связанно с ростом объемов товарного производства и расширением ремесел. Только в Москве насчитывалось около 260 ремесленных специальностей. В рамках государственного хозяйства возникали крупные объединения (цеха) ремесленных мастеров, например, Пушечный двор, Оружейная палата, Палата золотых и серебряных дел. В Москве местом наиболее оживленной торговли был Китай-город. Здесь были размещены торговые ряды и множество лавок, шалашей и других торговых мест, которых по переписи 1626 г. насчитывалось 1368 единиц. У восточной стороны Кремля в конце XV в. Образовалась площадь, которая первоначально называлась Торгом, в XVI в. — Троицкой в честь Троицкой церкви, находившейся в южной части площади. После опустошительного пожара 1571 г. она стала называться Пожаром, а со второй половины XVII в. — Красной (т.е. красивой).

Площадь, занятая Верхнми рядами, напротив Красной площади, занимала пространство от Никольской улицы до Ильинской, которое заключало в себе линии, имеющие свои названия по роду товаров. Каждая линия торговых рядов имела восемь названий: Ножевая, Овощная, Шапочная, Суконная большая, Суконная малая, Скорняжная, Серебряная, Большая Ветошная или Покромная.

Первые гостиные дворы были построены в российских городах, где жили наиболее богатые купцы: Костроме, Новгороде, Архангельске, Москве, Петербурге, Ярославле. Торговые обороты у купцов-гостей достигали несколько десятков тысяч рублей.

Таким образом, розничная торговля была хорошо развита в нашей стране еще с незапамятных времен. Более того, со временем богатые купцы стали расширять свой бизнес, и на смену выездам на ярмарки и в гостиные дворы пришли стационарные лавки в городах и даже в крупных селах.

Так, еще в начале семнадцатого века богатые русские купцы начинают создавать сети лавок под своим именем во многих российских городах. Например, купец Г.С. Никитников в 1610–1616 гг. создал сеть стационарных торговых лавок под своей фамилией во многих российских городах: Москве, Вологде, Ярославле, Казани, Нижнем Новгороде, Астрахани, Коломне и других поселениях, расположенных по течению Волги, Оки и связанных с ними рек. Строил суда для перевозки товаров. В 1614 г. получил звание купца-гостя. Им были основаны торговые ряды около Спасского монастыря. Усадьба купца Никитникова была настоящим торговым центром Ярославля. Основным товаром его торговли была поваренная соль — важнейший пищевой продукт, который в то время считался одним из стратегических товаров.

 

Кроме него, многие купцы открывали свои торговые сети по всей России, постепенно развивая зарождающуюся сетевую торговлю. Конечно, они не использовали менеджемента, логистической науки в современном их понимании, однако их сети давали, как правило, большой доход.

Самым благоприятным временем развития розничной торговли, в том числе и сетей магазинов купцов, в России был период с конца 50-х гг. XIX в. до Первой мировой войны. Например, купец первой гильдии Н.М. Бардыгин, совмещая ткацкое и торговое дело, с 1868 г. В Москве и Егорьевске начал создавать сеть постоянных и передвижных лавок по торговле тканями. Он был первым из фабрикантов, отказавшихся от услуг скупщиков и посредников, предпочитая постепенно завоевывать сеть магазинов и стационарных и передвижных лавок в своем городе Егорьевске, а также в Москве, Харькове, Ромнах, Ростове-на-Дону, Томске, Петропавловске, а также на оптовых и розничных ярмарках других городов. В 1873 г. Н.М. Бардыгин с согласия городской думы построил на

Соборной площади города Егорьевска два каменных корпуса с сетью лавок для сдачи их в аренду (сейчас бы их назвали торговыми центрами). Затем он соорудил по ограде каменного собора 46 стационарных лавок. Расходы на их строительство и содержание были распределены с собором, также пополам разделялся и получаемый с этих лавок доход. Позже было устроено еще несколько помещений для магазинов в городских зданиях. Для покрытия производственных затрат на строительство новых мостов, подъездных путей к железнодорожной станции, нового мощеного шоссе был установлен сбор за проезд по новой дороге в раз мере двух копеек с каждого груженого воза.

Три поколения династии купцов-промышленников Рябушинских также имели сеть стационарных торговых объектов. Первое поколение в 1835 г. владело в Москве сетью из пяти каменных торговых лавок по продаже хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей, произведенных на собственных ткацких фабриках. В 1867 г. второе поколение создало «Торговый дом Павла и Василия братьев Рябушинских», который в 1870 г. был награжден золотой медалью на Всероссийской выставке в Петербурге за хорошую бумажную пряжу и разнообразие тканей при их невысокой стоимости.

Таким образом, как сказали бы сейчас, эффект масштаба, который купцы открыли еще в те времена, был одним из двигателей для развития сетевой торговли в Царской России. К началу двадцатого века в России существовали десятки, если не сотни, торговых сетей, которыми владели крупные купцы. Уже тогда они имели многие принципы современных, но, в то же время, обходили их по многим параметрам. В сетевых магазинах продавались товары разных ценовых категорий, поэтому как бедные, так и богатые могли, не стесняясь, зайти и купить товар. Более того, многие купцы лично содержали заводы, фабрики и плантации, тем самым контролируя качество и снижая цены. Также, владельцы следили за уровнем обслуживания в своих магазинах, поэтому даже бедняка всегда должны были обслужить с тем же уважением, что и богатого покупателя.

Информация о работе Этапы развития розничных торговых сетей в России