Этапы развития розничных торговых сетей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Развитие сетевой розничной торговли в России имеет свои уникальные особенности. Это связано с тем, что она, фактически, появилась в нашей стране относительно недавно, с началом экономических реформ и либерализации рынка в конце восьмидесятых годов прошлого века. Конечно, розничная торговля существовала и в СССР, причем практически вся она была именно сетевой, однако эта сеть была государственной, и, при условии командно-административной экономики, они не имели важнейших элементов современных розничных сетей. Именно поэтому история развития российской сетевой торговли является одной из наиболее интересных и насыщенных.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и роль торговых сетей в развитии розничной торговли 5
1.1. Исторические корни розничных торговых сетей..………………………...5
1.2.Форматы магазинов сетей и их классификация …….……………….…11
1.3.Организационно-правовые основы создания розничных торговых сетей………………………………………………………………………………14
Глава 2. Современные тенденции развития розничных торговых сетей. 18
2.1. Современное состояние розничных торговых сетей ………………….....18
2.2. Зарубежный опыт развития торговых сетей …………………...…………21
2.3. Перспективы развития региональных сетей .………………………….…27
Глава 3. Характеристика деятельности сетевого магазина Магнит компании ООО "Тандер" …………………………………………………………………...30
3.1. Организационная структура розничного торгового предприятия…………………………………………………………..…….30
3.2. Анализ хозяйственной деятельности магазина …………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 100.03 Кб (Скачать файл)

Обороты Otto Group по данным 2010-2011 годов превысили 11 миллиардов евро. Штаб-квартира концерна по прежнему находится в Гамбурге. Вернер Отто дожил до 103 лет, скончавшись в декабре 2011 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Перспективы  развития розничных сетей

Несмотря на сложное положение, в котором находится сейчас российская экономика, потребительский рынок процветает и вниманием привередливых зарубежных инвесторов не обделён. Например, сумма зарубежных инвестиций, вложенных в строительство и реконструкцию предприятий потребительского рынка и услуг, исчисляется миллиардами евро. Только в прошлом году в столице, не без помощи иностранцев, открыто более 1300 новых магазинов, кафе, ресторанов, предприятий службы быта. Сейчас товарооборот города составляет более 26% от всего российского, а бюджет Москвы почти на 22% пополняется за счёт доходов от торговли.

Как считают московские власти, одна из перспектив совершенствования потребительского рынка - развитие крупных торговых сетей, создание до 2020 года торговых центров, где будут представлены десятки тысяч наименований различных товаров. Это, несомненно, поможет зарубежным торговым компаниям прочно обосноваться на российской земле, опутав её обширными торговыми сетями.

Уже сегодня львиная доля сетевой торговли Москвы - в руках зарубежных торговых компаний. Впрочем, они преобладают и в других российских регионах. Расширяется сеть магазинов "Рамстор" турецкой компании "Раменка". Шведская торговая фирма "Икеа" готова строить в России гипермаркеты. Крупнейшая в Европе немецкая торговая компания "Метро" ("METRO cash & carry"), намерена стать лидером в российской мелкооптовой торговле. От неё не хочет отставать баварская "Маркткауф", французская "Ашан". Им наступают на пятки торговые сети "Бенетон", "Патэрсон".

В чём причина того, что зарубежные компании, столь горячо возлюбили российский потребительский рынок? Налоговые льготы? Снижение таможенных пошлин? Выгодные условия покупки и аренды земли? И то и другое и третье.

Зарубежные бизнесмены не скрывают своего тесного сотрудничества с администрациями российских регионов. С их помощью они намерены осесть на российской земле, чтобы потом подмять под себя существующие отечественные торговые сети, такие как "Пятёрочка", "Седьмой континент", "Перекрёсток", которым тягаться с "Метро" "Ашаном", "Рамстором" ещё не под силу. Учитывая высокие эксплуатационные издержки российских сетевых магазинов, несовершенство снабжения товарами, можно предполагать, что отечественные магазины вряд ли смогут конкурировать с крупными зарубежными торговыми компаниями. Просьбы отечественных предпринимателей, особенно занимающихся малым бизнесом, помочь материально надоели государству. Иностранцы же приятны для властей во всех отношениях, так как не просят финансовых льгот, бюджетных кредитов, а наоборот, готовы вложить в создание торговых сетей немалые деньги. Ведь одна только немецкая компания "Метро" намерена инвестировать в строительство своих магазинов 180 млн. евро. Инвестиции турецкой компании "Раменка", владеющей магазинами "Рамстор", составили 150 млн. евро. Планируемые финансовые вложения торговой компании "Патэрсон" - около 85 млн. евро.

К зарубежным торговым компаниям российские чиновники относятся весьма благосклонно. Например, "Икеа" получила таможенные льготы на ввоз импортных товаров, которыми она торгует.

Власти не считают бедой, что иностранцы прибирают к рукам самые доходные отрасли отечественной экономики (например, торговлю), главное - они щедро вознаграждают чиновников за своё пребывание на российской земле.

Рассчитывать на солидную прибыль при весьма низкой покупательной способности большинства жителей России, мягко говоря, опрометчиво. Вряд ли они поменяют рынки на сетевые супермаркеты. По последним данным свыше 40% жителей российских городов делают свои покупки только на рынках, где цены на товары повседневного спроса на 20-35% ниже, чем в любом магазине. Даже в благополучной для торговли Москве 31% покупателей обходят супермаркеты стороной.

Другое дело, что некоторые российские города по числу жителей превосходят отдельные европейские страны. Даже если десятая часть населения таких городов не ущемлена в средствах, то сразу появляются миллионы относительно богатых покупателей, которые могут делать покупки в супермаркетах, не обращая внимания на высокие цены товаров. Именно на это и рассчитывают иностранцы, создавая свои торговые сети. Например, владельцы магазинов "Маркткауф" полагают, что число их потенциальных покупателей в России может превысить численность всего населения Австрии или Финляндии.

Таким образом, розничные сети сегодня являются одной из тех уникальных отраслей, которые, несмотря на значительные потрясения в мировой экономике, все равно способны расти и развиваться, при чем как в масштабах, так и иновационно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Характеристика деятельности сетевого магазина на примере компании «Магнит»

3.1. Организационная  структура розничного торгового  предприятия

Данная компания была выбрана мной как пример не случайно. Интерес к исследованию организационно-экономического положения и стратегии развития именно торговой сети (ОАО) «Магнит» обусловлен следующими обстоятельствами:

1) помимо продовольственных  товаров сеть активно наращивает 

темпы продажи косметики и бытовой химии, что представляет

несомненный интерес;

2) по динамике открытия  торговых точек торговая сеть  превосходит 

все остальные;

3) торговая сеть «Магнит»  раскрывает отчетность о своей 

деятельности для всех заинтересованных лиц.

 

Магазин "Магнит" входит в сеть магазинов закрытого акционерного общество "Тандер", которое создано в соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.2003 г. Общество является коммерческой организацией, собственником принадлежащего имущества и денежных средств. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Целями деятельности Общества является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Предметом деятельности - торгово-закупочные услуги, в том числе с организацией розничной торговли. Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и на момент учреждения составляет 10,0 тыс. рублей. Имущество Общества образуется за счет вкладов в уставный капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ. В частности, источниками образования Общества являются Уставный капитал, доходы от оказываемых услуг, кредиты банков, вклады участников, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования. Резервный фонд образуется за счет ежегодных отчислений в размере не более 5 % от чистой прибыли до тех пор, пока сумма резервного фонда не достигнет 15% Уставного капитала Общества.

 

На рисунке ниже представлена организационная структура ОАО

«Магнит».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так как предприятие является Открытым Акционерным Обществом,

высшим органом управления является общее собрание акционеров, то есть

совет директоров, который выбирает генерального директора предприятия.

К его компетенции относится:

1) изменение устава предприятия;

2) избрание членов совета  директоров и ревизионной комиссии  и 

досрочное прекращение их полномочий;

3) образование исполнительных  органов и досрочное погашение  их 

полномочий;

4) утверждение годовых  отчѐтов, бухгалтерских балансов, счетов

прибыли и убытков;

5) решение о реорганизации  и ликвидации предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ хозяйственной  деятельности магазина Магнит

 

В качестве примера для анализа было решено взять отдельно стоящий магазин Магнит, находящийся по адресу г. Москва, ул. Производственная, дом 44.

Месторасположение магазина удачное, т.к. находится вблизи остановки и нового жилого комплекса.

Режим работы магазина: с 10:00 ч до 21:30 ч без перерыва на обед и выходных.

На магазине имеется большая красочная вывеска с наименованием предприятия. Вывеска, на которой указаны режим работы, организационно-правовая форма, юридический адрес вывешена у входа в магазин. В торговом зале имеются вывески с наименованием отделов, при помощи которых покупатели легко ориентируются в магазине.

У входа располагается доска «Информация для потребителей», на ней указано:

1.  ФЗ «О защите прав потребителей»

2.  Книга отзывов и  предложений

3.  Выдержки из Постановления  №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»

4.  Лицензия на право  торговли

 

Документом, на основании которого осуществляется договор купли-продажи, между магазином и покупателем, является ценник, поэтому ценники в магазине оформляют четко и правильно. Каждый ценник находится около указанного в нем товаре.

В них указано:

1.  Наименование товара

2.  Производитель товара

3.  Цена за единицу

4.  Печать организации

5.  Подпись администратора

В магазине «Магнит» используется линейная структура управления. Для этой структуры характерно сосредоточение всех функций управления в руках директора. Персонал делится на примерно равные части. Работники выполняют примерно одинаковые действия. Схема организационной структуры магазина показана на рисунке ниже:

 

В магазине «Магнит» используется линейная структура управления. Для этой структуры характерно сосредоточение всех функций управления в руках директора. Персонал делится на примерно равные части. Работники выполняют примерно одинаковые действия.

Для нормального функционирования торгового процесса на предприятии составляется график выхода на работу персонала.

Например: директор приходит на работу к 10:00 ч, ст. продавец – к 9:30 ч и открывает служебный вход, продавцы приходят к 9:30 ч, чтобы подготовить рабочие места и кассы к работе.

Преимущества данной структуры: обеспечение принципа единоначалия, ясность и четкость связей управления, оперативность управления.

Недостаток – необходимость обладания разносторонних знаний директора.

 

Штатное расписание магазина приведено ниже

 

 

Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства.

Магазины компании предлагают покупателям оптимальный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса по сниженным розничным ценам. Особое место в ассортименте занимает продукция под частной торговой маркой «Магнит», в настоящий момент насчитывающая более 500 наименований.

Около 50% товара, представленного в сетях, приходит по дистрибьютивным каналам и эксклюзивным договорам, что неудивительно, учитывая, что все сети выросли из оптовых фирм. Данная политика, безусловно, влияет на ассортимент магазинов, поскольку заключенные договора подразумевают выполнение дистрибьюторских планов.

У предприятия заключены договора с местными и иногородними поставщиками-изготовителями продукции.

Для определения количества товаров используется программа «Автозаказ»:

Автозаказ – решение для торговых сетей, дистрибьюторов и производственных компаний. Система позволяет существенно снизить издержки компаний в процессах планирования и распределения товаров за счет идеального баланса между минимизацией среднедневных остатков и обеспечением постоянного присутствия товара на полках.

 

Решения на основе «Автозаказа» допускают широкий спектр вариантов внедрения, учитывающих специфику бизнес-процессов, особенности собираемых данных, типичные сценарии использования системы.

В современном мире в сфере товарного обращения идут процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в рамках разветвленных сетевых структур. Крупные торговые компании ежегодно увеличивают свои обороты и свое присутствие на рынке. Именно они определяют ценовую политику и взаимоотношения с поставщиками, а также способствуют в силу своих финансовых возможностей внедрению прогрессивных торговых и информационных технологий, способствуя, тем самым, развитию современных программных продуктов.

Специалисты выделяют несколько путей концентрации ресурсов, среди них: горизонтальная и вертикальная интеграция, а также диверсификация.

В ходе горизонтальной интеграции происходит объединение нескольких магазинов в рамках одной компании с целью проведения консолидированных закупок товара у поставщиков и сбалансированной ценовой политики.

Логическим следствием горизонтальной интеграции является вертикальная интеграция, поскольку возрастание суммарного валового товарооборота требовало создания распределительного центра (РЦ) и единого звена управления. Таким образом, вырисовывается современная структура управления крупной сетевой компании.

Существенная часть товарных запасов, рассчитанных для конкретного магазина, находится на складе в «Магните», а поставки с РЦ осуществляются большими партиями через каждые два дня (корпоративный приход).

Происходит доставка всего необходимого запаса. У компании имеется собственный крупный автопарк, при помощи которого и доставляются товары с РЦ в магазин, рассчитанные автозаказом.

Маршрут движения транспорта – кольцевой, т.е. за один рейс одной машиной товары завозят в 3–4 магазина.

 

Обратный пробег транспорта груженый – из магазинов на РЦ отправляют тару, макулатуру, телеги из под товара.

Такая система (заключающаяся в автоматизированном управлении заказами, поставками, контроле и учете всего торгового процесса) способствует снижению издержек на всех этапах товародвижения.

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке продукции покупателям на складе выделяют следующие основные зоны:

– зона разгрузки транспортных средств, которая располагается вне помещения;

– экспедиция приемки товара, в том числе с операциями по приемке продукции по количеству и качеству;

– основная зона хранения;

– зона погрузки транспортных средств, которая располагается вне зоны хранения и комплектования.

Перечисленные операционные зоны склада связаны между собой проходами.

Информация о работе Этапы развития розничных торговых сетей в России