Контрольная работа по "Экономико-математическому моделированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:49, контрольная работа

Краткое описание

Сложный характер рыночной экономики и современный уровень предъявляемых к ней требований стимулируют использование более серьезных методов анализа ее теоретических и практических проблем. В настоящее время значительный вес в экономических исследованиях приобрели математические методы. Математическое моделирование становится одним из основных методов изучения экономических процессов и объектов. Математический анализ экономических задач органично превращается в часть экономики.

Содержание

Введение. 3
1. Задачи линейного программирования 4
Задача №1 4
Решение. 5
2. Транспортная задача линейного программирования. 10
Задача №2 10
Решение. 12
3. Сетевые методы планирования и управления. 25
Задача №3. 25
Решение. 27
Заключение. 39
Список литературы: 40

Вложенные файлы: 1 файл

ммм в э.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Где e – расходная ставка на 10 ткм. Для рассматриваемого рода груза принимается равной 4 руб.; L – минимальное расстояние, рассчитываемое для заданного полигона между пунктами производства и потребления, км.

Решение.

 

1. В 5 местах отправки имеется однородный груз, который требуется доставить в 10 пунктов назначения. Известно, сколько груза отправляется из каждого пункта и сколько груза должно поступить в пункт назначения. Причем безразлично, какой именно отправитель будет доставлять груз тому или иному получателю. Требуется так организовать перевозки, чтобы обеспечить минимальный общий пробег груза, т.е. минимизировать затраты на транспортировку. Экономико-математическая модель транспортной задачи представляется в виде транспортной таблицы. (Табл. 8)

Таблица 8

Экономико-математическая модель транспортной задачи

Потребители и их спрос

Поставщики и их мощности

Пункт

назначения

 

Пункт

отправления

В1

Bj

Bn

b1

bj

bn

A1

a1

 

c11

 

c1j

 

c1n

x11

x1j

x1n

Ai

ai

 

ci1

 

cij

 

cin

xi1

xij

xin

Am

am

 

cm1

 

cmj

 

cmn

xm1

xmj

xmn


Примечание. Аi – название пункта отправления; Bj – название пункта назначения; аi – производственная мощность поставщиков; bj – спрос потребителей; m – число поставщиков; n – число потребителей; i – номер строки (i-й поставщик) i=1…m; j – номер столбца (j-й потребитель) j=1…n; сij – показатель критерия оптимальности , удельные затраты на транспортировку единицы продукции (себестоимость перевозок) от поставщика i до потребителя j; xij – количество продукции, перевозимое от поставщика i до потребителя j, план перевозок, распределение поставок, корреспонденция грузов.

2. Определим показатели производственных мощностей (табл. 4) и рассчитаем производственные затраты.

а1=550 т, а2=690 т, а3=370 т, а4=950 т, а5=450 т.

Затраты на производство ед. запасных частей рассчитываем по формуле:

;

;

; .

3. Производим расчет  затрат на транспортировку единицы  запасных частей между пунктами  производства и потребления следующим  образом: по данным табл.6 строим схему рассматриваемого полигона железных дорог, а по данным табл.7 выделяем узлы, в которых размещены производственные мощности и потребители запасных частей (рис.7).

Рис.7. Транспортная сеть

По сети рассчитываем кратчайшее расстояние между каждым пунктом производства и потребления. Результаты заносим в табл.9.

Таблица 9

Кратчайшее  расстояние между пунктами потребления  и производства (км).

Пункты производства и их № узлов

Пункты потребления  и их № узлов

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

2

3

5

6

7

9

11

12

14

15

А1

1

110

75

118

179

245

300

335

300

357

470

А2

8

290

130

49

242

117

100

245

95

350

265

А3

10

130

290

389

98

223

440

95

245

117

257

А4

13

524

343

225

455

330

113

340

190

340

200

А5

16

326

486

522

294

419

410

184

300

79

130


 

Теперь рассчитаем минимальные  транспортные затраты по формуле:

;

; ; ; ;

; ;

Результаты расчетов заносим в табл.10.

Таблица 10.

Затраты на транспортировку  одной тонны запасных частей, руб.

Номера пунктов производстваi

Номера пунктов потребления j

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

А1

44

30

47

72

98

120

134

120

143

188

А2

116

52

20

97

47

40

47

38

140

106

А3

52

116

156

39

89

176

38

98

47

103

А4

210

137

90

182

132

45

136

76

136

80

А5

130

194

209

118

168

164

74

120

32

52


 

На основе модели:

Применительно к данной задачи, строим матрицу, отражающую особенности  решаемой задачи. В процессе ее решения  открытая модель транспортной задачи сводится к закрытой за счет искусственной  балансировки ресурсов и потребностей. Для этого в модель вводится фиктивный потребитель и ему назначается спрос, равный разнице суммарных мощностей и потребностей:

т.

Матрица, отражающая особенности  решаемой задачи принимает следующий  вид (табл.11).

Таблица 11

Транспортная  таблица

Пункты производства и их мощ.

Потребители и их спрос

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

ФВ

170

230

260

310

120

350

290

270

400

360

250

А1

550

 

141

 

127

 

144

 

168

 

195

 

217

 

231

 

217

 

240

 

285

 

0

                     

А2

690

 

201

 

137

 

105

 

182

 

132

 

125

 

183

 

123

 

225

 

191

 

0

                     

А3

370

 

176

 

240

 

280

 

163

 

213

 

300

 

162

 

222

 

171

 

227

 

0

                     

А4

950

 

283

 

210

 

163

 

255

 

205

 

118

 

209

 

149

 

209

 

153

 

0

                     

А5

450

 

240

 

304

 

318

 

227

 

277

 

273

 

183

 

229

 

141

 

161

 

0

                     

 

По строкам матрицы  отражены мощности по производству запасных частей. По столбцам отражены потребители и их спрос. В клетках матрицы, в маленьких квадратиках, представлены показатели критерия оптимальности модели – суммарные затраты на производство и транспортировку продукции между предприятиями и потребителями. В столбце фиктивного потребителя показатели критерия оптимальности приравниваются к нулю.

Данная задача решается несколькими методами: метод северо-западного  угла, метод наименьшего элемента в матрице, с помощью надстройки «Поиск решения» в MS Excel. Будем решать методом  минимальной стоимости (наименьшего элемента в матрице).

1. Построение опорного плана.

В транспортной таблице  выбирается клетка с наименьшими  затратами:

А2В3 (105 руб) в нее записывается максимально возможная поставка – 260т. Далее отыскиваются клетки со следующими по величине затратами: А4В6 (118 руб) максимальная поставка – 350т, А2В8 (123 руб) – 270т, следующая – А2В6 (125 руб), однако в эту клетку поставку корреспонденции грузов ставить нельзя, поскольку спрос станции В6 полностью удовлетворен со станции А4, поэтому столбец 6 из дальнейшего построения плана исключаем. Далее: А1В2 (127 руб) – 230т, А2В5 (132 руб) – 120 т, А1В1 (141 руб) – 170т, А5В9 (141 руб) – 400 т, А4В10 (153 руб) – 360 т, А3В7 (162 руб) – 290 т, А3В4 (163 руб) – 80 т, т.к. станция А3 полностью удовлетворила спрос В7, тем самым уменьшив возможность поставки, то остаток с предприятия (370-290=80) ставим на поставку другому потребителю, в нашем случае это В4. По вышеизложенному принципу распределяем поставки между пунктами отправления и назначения: А1В4 – 150 т, А2В4 – 40 т, А5В4 – 40 т, т.к. станция еще может поставить 50 т, а пункту требуется 40 т, то на поставку в пункт В4 ставим 40 т, а оставшиеся 10 т. определяем к фиктивному потребителю. На производстве А4, из возможных поставок размером 950 т , осталось еще 240 т, которые мы определяем к фиктивному потребителю, А4ФВ. Результат представлен в табл.12.

Таблица 12.

Результат распределения  поставок.

Пункты производства и их мощ.

Потребители и их спрос

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

ФВ

170

230

260

310

120

350

290

270

400

360

250

А1

550

 

141

 

127

 

144

 

168

 

195

 

217

 

231

 

217

 

240

 

285

 

0

170

230

 

150

             

А2

690

 

201

 

137

 

105

 

182

 

132

 

125

 

183

 

123

 

225

 

191

 

0

   

260

40

120

   

270

     

А3

370

 

176

 

240

 

280

 

163

 

213

 

300

 

162

 

222

 

171

 

227

 

0

     

80

   

290

       

А4

950

 

283

 

210

 

163

 

255

 

205

 

118

 

209

 

149

 

209

 

153

 

0

         

350

     

360

240

А5

450

 

240

 

304

 

318

 

227

 

277

 

273

 

183

 

229

 

141

 

161

 

0

     

40

       

400

 

10

Информация о работе Контрольная работа по "Экономико-математическому моделированию"