Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа
В конце прошлого столетия разработаны и широко применяется для решения большого числа практических задач экономики математические модели, в основу которых положены уравнения регрессии. В настоящей курсовой работе стоит задача обосновать математическую модель грузооборота в зависимости от пассажирооборота. Исходными данными для ее расчета являются реальные значения грузооборота и пассажирооборота (всего 17 железных дорог). Для обоснования модели в курсовой работе рассматриваются ряд функций регрессии: линейные и нелинейные парные функции регрессии. В работе на основе полученных функций регрессии выполнен выбор математической модели, позволяющей прогнозировать грузооборот в зависимости от увеличения пассажирооборота.
Введение 7
2.1. Расчет параметров уравнений линейной и нелинейной парной регрессии. 8
2.1.1. Расчет параметров линейной парной регрессии 8
2.1.2. Расчет параметров степенной парной регрессии 9
2.1.3. Расчет параметров показательной парной регрессии 11
2.2. Дисперсионный анализ линейной и степенной регрессии 13
2.3. Оценка тесноты связи грузооборота и пассажирооборот с помощью показателей корреляции и детерминации 14
2.4. Оценка ошибки аппроксимации уравнений регрессии 16
2.5. Сравнительная оценка силы связи грузооборота и пассажирооборота с помощью среднего коэффициента эластичности 16
2.6. Оценка статистической надежности результатов линейного регрессионного моделирования 17
2.7. Расчет прогнозного значения грузооборота по линейной модели при увеличении пассажирооборота дороги 18
2.8. Реализация решенных задач на компьютере 19
Выводы 21
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
------------------------------
КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМЕТРИКА»
Т Е М А Р А Б О Т Ы: «ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАВИСИМОСТИ ГРУЗООБОРОТА ОТ ПАССАЖИРООБОРОТА»
Санкт-Петербург – 2013г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой «Математика
и моделирование»
профессор В. Ходаковский
« » 2013 г.
З А Д А Н И Е
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
по дисциплине «ЭКОНОМЕТРИКА»
Студентке ЭББц -203 учебной группы О.В.Ермошиной
Выдано_____________ Срок защиты_____________
Руководитель: профессор П.В. Герасименко
Т Е М А Р А Б О Т Ы: «ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГРУЗООБОРОТА ОТ ПАССАЖИРООБОРОТА»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Целью курсовой работы является освоение и отработка навыков использования основных эконометрических методов, алгоритмизации и программирования в процессе решения прикладной задачи статистического анализа грузооборота и пссажирооборота.
ЭТАПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Рассчитать методом наименьших квадратов параметры уравнений линейной и нелинейной парной регрессии.
Оценить тесноту связи грузооборота и пассажирооборота с помощью показателей корреляции и детерминации.
Выполнить дисперсионный анализ линейной и степенной регрессий.
Провести сравнительную оценку силы связи фактора (пассажирооборота) с результатом (грузооборота) с помощью среднего коэффициента эластичности.
Оценить с помощью ошибки аппроксимации качество уравнения регрессии грузооборота от пассажирооборота.
Оценить с помощью F-критерия Фишера статистическую надежность результатов линейного регрессионного моделирования.
Рассчитать прогнозное значение грузооборота в предположении увеличения значения пассажирооборота на 10% от ее среднего уровня. Определить доверительный интервал прогноза для уровня значимости 0,05.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Для разработки
математической модели
Таблица 1.1
наименование дороги |
место управления дороги |
грузооборот млн.ткм |
пассажирооборот,млн. пасс.-км |
X |
Y | ||
Октябрьская |
Санкт-Петербург |
90467 |
20653 |
Московская |
Москва |
70730 |
39063 |
Свердловская |
Екатеренбург |
101099 |
14188 |
Северо-кавказкая |
Ростов-на-Дону |
35852 |
9307 |
Западно-сибирская |
Новосибирск |
128256 |
12544 |
Дальневосточная |
Хабаровск |
64318 |
4105 |
Северная |
Ярославль |
91387 |
9472 |
Горьковская |
Нижний-Новгород |
75056 |
13252 |
Куйбышевская |
Самара |
75760 |
10212 |
Южно-уральскяа |
Челябинск |
91266 |
7149 |
Юго-восточная |
Воронеж |
49098 |
10428 |
Приволжская |
Саратов |
37914 |
4757 |
Восточно-сибирская |
Иркутск |
62333 |
6504 |
Забайкальская |
Чита |
78769 |
4547 |
Красноярская |
Красноярск |
46320 |
3547 |
Сахалинская |
Южно-Сахалинск |
505 |
232 |
Калиннградская |
Калининград |
1161 |
ПРЕДСТАВИТЬ
Пояснительную записку, которая должна содержать: титульный лист, оглавление и введение; краткие теоретические сведения по моделированию; необходимые аналитические зависимости и расчетные формулы; схемы алгоритмов и программы решения задач; результаты расчетов, оформленные в виде таблиц, диаграмм и графиков; анализ полученных результатов; список литературы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалев В.И. Организация вагонопотоков на сети железных дорог России. С-Пб: Информационный центр «Выбор», 2002.- 144с.
2. Кузнецов А.П. Методологические
основы управления грузовыми
перевозками в транспортных
3. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. М: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2001. – 368 с.
4. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 311 с.
5. Эконометрика: Учебник /Под ред. И. И. Елисеевой. – М: Финансы и статистика, 2002. - 344 с.
Задание принял к исполнению « » г. (подпись)
В конце прошлого столетия разработаны и широко применяется для решения большого числа практических задач экономики математические модели, в основу которых положены уравнения регрессии. В настоящей курсовой работе стоит задача обосновать математическую модель грузооборота в зависимости от пассажирооборота. Исходными данными для ее расчета являются реальные значения грузооборота и пассажирооборота (всего 17 железных дорог). Для обоснования модели в курсовой работе рассматриваются ряд функций регрессии: линейные и нелинейные парные функции регрессии. В работе на основе полученных функций регрессии выполнен выбор математической модели, позволяющей прогнозировать грузооборот в зависимости от увеличения пассажирооборота.
.
Парная линейная регрессия имеет вид:
где ŷx – результативный признак, характеризующий теоретический грузооборот;
x – фактор (пассажирооборот);
a, b – параметры, подлежащие определению.
Построение уравнения регрессии сводится к оценке ее параметров. Для оценки параметров регрессии используется метод наименьших квадратов. Он позволяет получить такие оценки параметров, при которых сумма квадратов отклонений фактических значений результативного признака (грузооборот) y от теоретических ŷx будет минимальной. В этом случае для определения параметров a и b линейной регрессии необходимо решить следующую систему уравнений:
n·a + b(x1 + x2 + ...... + x17) = y1 + y2 + .... + y17
a(x1 + x2 + ... + x17) + b(x12 + x22 + ... + x172) = y1x1+ y2x2+ ...+ y17x17.
С учетом обозначений
= (y1 + y2 + .... + y17)/17; = (x1 + x2 + ...... + x17)/17;
= (y1x1+ y2x2+ .....+ y17 x17)/17;
= (x12 + x22 + ...... + x17)/17; Sx2 = – 2
значения параметров линейной регрессии вычисляются по формулам:
b = |
|
= |
0,1081 | |
a = |
|
= |
3196,5945 |
На основании исходных данных выполнены расчеты сумм приведенной системы уравнений, теоретических значений функции регрессии, разности функции регрессии и опытных значений, а так же ошибки аппроксимации, которые представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1
№ пп |
наименование дороги |
грузооборот млн.ткм |
пассажирооборот,млн. пасс.-км |
||||||
x |
y |
x*y |
x2 |
y2 |
ŷx |
ǀy – ŷx ǀ |
( y – ŷx)2 | ||
1 |
Октябрьская |
90467 |
20653 |
1868414951 |
8184278089 |
426546409 |
12975,3228 |
7677,6772 |
58946727,7443 |
2 |
Московская |
70730 |
39063 |
2762925990 |
5002732900 |
1525917969 |
10842,354 |
28220,646 |
796404860,8369 |
3 |
Свердловская |
101099 |
14188 |
1434392612 |
10221007801 |
201299344 |
14124,3183 |
63,681749 |
4055,3652 |
4 |
Северо-кавказкая |
35852 |
9307 |
333674564 |
1285365904 |
86620249 |
7073,10413 |
2233,8959 |
4990290,7650 |
5 |
Западно-сибирская |
128256 |
12544 |
1608843264 |
16449601536 |
157351936 |
17059,1631 |
4515,1631 |
20386697,8270 |
6 |
Дальневосточная |
64318 |
4105 |
264025390 |
4136805124 |
16851025 |
10149,412 |
6044,412 |
36534916,7061 |
7 |
Северная |
91387 |
9472 |
865617664 |
8351583769 |
89718784 |
13074,7468 |
3602,7468 |
12979784,1624 |
8 |
Горьковская |
75056 |
13252 |
994642112 |
5633403136 |
175615504 |
11309,8629 |
1942,1371 |
3771896,5814 |
9 |
Куйбышевская |
75760 |
10212 |
773661120 |
5739577600 |
104284944 |
11385,9438 |
1173,9438 |
1378144,1588 |
10 |
Южно-уральскяа |
91266 |
7149 |
652460634 |
8329482756 |
51108201 |
13061,6703 |
5912,6703 |
34959670,5088 |
11 |
Юго-восточная |
49098 |
10428 |
511993944 |
2410613604 |
108743184 |
8504,59343 |
1923,4066 |
3699492,8449 |
12 |
Приволжская |
37914 |
4757 |
180356898 |
1437471396 |
22629049 |
7295,94355 |
2538,9435 |
6446234,3330 |
13 |
Восточно-сибирская |
62333 |
6504 |
405413832 |
3885402889 |
42302016 |
9934,89396 |
3430,894 |
11771033,3685 |
14 |
Забайкальская |
78769 |
4547 |
358162643 |
6204555361 |
20675209 |
11711,1251 |
7164,1251 |
51324688,9230 |
15 |
Красноярская |
46320 |
3547 |
164297040 |
2145542400 |
12581209 |
8204,37621 |
4657,3762 |
21691153,1511 |
16 |
Сахалинская |
505 |
232 |
117160 |
255025 |
53824 |
3253,16964 |
3021,1696 |
9127465,7520 |
17 |
Калиннградская |
1161 |
0 |
||||||
Сумма |
1099130 |
169960 |
13178999818 |
89417679290 |
3042298856 |
169960,00 |
84122,89 |
1074417113,03 | |
Среднее значение |
68695,625 |
10622,5 |
823687488,6 |
5588604956 |
190143679 |
10622,5 |
67151069,5643 | ||
Sx, Sy |
29487,5577 |
8792,3929 |
|||||||
S2x, S2y |
869516061,5 |
77306172 |
Тогда уравнение регрессии, являющееся линейной моделью грузооборота в зависимости от пассажирооборота примет вид:
ŷx = 3196,5945 + 0,1081 · x
Степенная парная регрессия относится к нелинейным регрессиям по оцениваемым параметрам. Однако она считается внутренне линейной, так как логарифмирование ее приводит к линейному виду. Таким образом, построению степенной модели
ŷx = a · xb
предшествует процедура линеаризации переменных. Линеаризация позволяет использовать для определения параметров функции регрессии метод наименьших квадратов. При этом оценки параметров будут состоятельными, несмещенными и эффективными.
Для
этой цели проведем
lg ŷ = lga + b lgx.
Обозначим через Ŷ = lg ŷ; X = lgx; C = lga . Тогда уравнение примет вид:
Для расчета параметров С и b использованы соотношения метода наименьших квадратов, поскольку в новых переменных Y и X соотношение стало линейным, а, следовательно, оценки параметров будут состоятельными, несмещенными и эффективными.
b = |
|
= |
0,7437 | |
А = |
|
= |
0,3619 | |
Степенное уравнение: |
||||
Ŷ = |
А + bx |
|||
lg ŷ = lg a + b lg x |
||||
Ŷ = lg ŷ х = lg x А = lg a |
||||
Следовательно, степенное уравнение регрессии с учетом логарифмических переменных будет иметь вид:
Ŷ = 0,3619 +0,7437·X.
Выполнив его потенцирование получим:
Подставляя в данное уравнение фактические значения x, получаем теоретическое значение ŷx. Эти значения приведены в таблице 2.2.