Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа
В конце прошлого столетия разработаны и широко применяется для решения большого числа практических задач экономики математические модели, в основу которых положены уравнения регрессии. В настоящей курсовой работе стоит задача обосновать математическую модель грузооборота в зависимости от пассажирооборота. Исходными данными для ее расчета являются реальные значения грузооборота и пассажирооборота (всего 17 железных дорог). Для обоснования модели в курсовой работе рассматриваются ряд функций регрессии: линейные и нелинейные парные функции регрессии. В работе на основе полученных функций регрессии выполнен выбор математической модели, позволяющей прогнозировать грузооборот в зависимости от увеличения пассажирооборота.
Введение 7
2.1. Расчет параметров уравнений линейной и нелинейной парной регрессии. 8
2.1.1. Расчет параметров линейной парной регрессии 8
2.1.2. Расчет параметров степенной парной регрессии 9
2.1.3. Расчет параметров показательной парной регрессии 11
2.2. Дисперсионный анализ линейной и степенной регрессии 13
2.3. Оценка тесноты связи грузооборота и пассажирооборот с помощью показателей корреляции и детерминации 14
2.4. Оценка ошибки аппроксимации уравнений регрессии 16
2.5. Сравнительная оценка силы связи грузооборота и пассажирооборота с помощью среднего коэффициента эластичности 16
2.6. Оценка статистической надежности результатов линейного регрессионного моделирования 17
2.7. Расчет прогнозного значения грузооборота по линейной модели при увеличении пассажирооборота дороги 18
2.8. Реализация решенных задач на компьютере 19
Выводы 21
Таблица 2.2
№ пп |
наименование дороги |
|||||||||
X |
Y |
X*Y |
X2 |
Y2 |
Ŷx |
ŷx |
ǀy – ŷx ǀ |
( y – ŷx)2 | ||
1 |
Октябрьская |
4,95649 |
4,3150 |
21,3872 |
24,5668 |
18,6191 |
4,0481 |
11171,6327 |
9481,3673 |
89896325,3062 |
2 |
Московская |
4,84960 |
4,5918 |
22,2682 |
23,5187 |
21,0843 |
3,9686 |
9303,0320 |
29759,968 |
885655693,2957 |
3 |
Свердловская |
5,00475 |
4,1519 |
20,7793 |
25,0475 |
17,2384 |
4,084 |
12134,0398 |
2053,9602 |
4218752,3879 |
4 |
Северо-кавк |
4,55451 |
3,9688 |
18,0760 |
20,7436 |
15,7515 |
3,7492 |
5612,6010 |
3694,399 |
13648583,9434 |
5 |
Западно-сиб |
5,10808 |
4,0984 |
20,9351 |
26,0925 |
16,7972 |
4,1609 |
14482,8207 |
1938,8207 |
3759025,8424 |
6 |
Дальневосточная |
4,80833 |
3,6133 |
17,3740 |
23,1201 |
13,056 |
3,9379 |
8668,2403 |
4563,2403 |
20823161,6090 |
7 |
Северная |
4,96088 |
3,9764 |
19,7267 |
24,6104 |
15,8121 |
4,0514 |
11256,0151 |
1784,0151 |
3182709,7418 |
8 |
Горьковская |
4,87539 |
4,1223 |
20,0977 |
23,7694 |
16,9932 |
3,9878 |
9722,9613 |
3529,0387 |
12454113,8291 |
9 |
Куйбышевская |
4,87944 |
4,0091 |
19,5622 |
23,8089 |
16,073 |
3,9908 |
9790,7047 |
421,2953 |
177489,7314 |
10 |
Южно-уральскяа |
4,96031 |
3,8542 |
19,1182 |
24,6047 |
14,8552 |
4,051 |
11244,9294 |
4095,9294 |
16776637,8858 |
11 |
Юго-восточная |
4,69106 |
4,0182 |
18,8496 |
22,0061 |
16,1459 |
3,8507 |
7091,1636 |
3336,8364 |
11134477,1773 |
12 |
Приволжская |
4,57880 |
3,6773 |
16,8378 |
20,9654 |
13,5228 |
3,7672 |
5850,9444 |
1093,9444 |
1196714,3427 |
13 |
Восточно-сибирская |
4,79472 |
3,8132 |
18,2831 |
22,9893 |
14,5403 |
3,9278 |
8468,4856 |
1964,4856 |
3859203,8580 |
14 |
Забайкальская |
4,89636 |
3,6577 |
17,9095 |
23,9743 |
13,379 |
4,0034 |
10078,4561 |
5531,4561 |
30597006,3917 |
15 |
Красноярская |
4,66577 |
3,5499 |
16,5628 |
21,7694 |
12,6015 |
3,8319 |
6790,5551 |
3243,5551 |
10520649,9438 |
16 |
Сахалинская |
2,70329 |
2,3655 |
6,3946 |
7,3078 |
5,59553 |
2,3724 |
235,7217 |
3,7217279 |
13,8513 |
17 |
Калиннградская |
0 |
0,0000 |
0 |
0,0000 |
0 |
0,0000 | |||
Сумма |
75,2878 |
61,783 |
294,1622 |
358,895 |
242,065 |
61,78 |
141902,3037 |
76496,03 |
1107900559,1375 | |
Среднее знач |
4,70549 |
3,8614 |
18,38514 |
22,4309 |
15,1291 |
3,8614 |
4781,0021 |
69243784,95 | ||
Sx, Sy |
0,5379 |
0,4672 |
||||||||
S2x, S2y |
0,28932 |
0,2183 |
Поскольку показательная функция относится к классу нелинейных по оцениваемым параметрам, то построению функции парной показательной регрессии ŷ x = a·bx
предшествует, как и в случае степенной функции регрессии, процедура линеаризации переменных с помощью логарифмирования обеих частей функции регрессии. После логарифмирования получим выражение:
lg ŷ =lga + x lgb.
Для определения параметров все вычисления, как и ранее, сведем в таблицу 2.3.
При этом в таблице приведены переменные
Ŷ = lg ŷ, C = lga, B = lgb.
Тогда получим линейное уравнение регрессии в новых переменных Ŷ = С + B x.
C учетом табличных данных значения параметров линейной регрессии составят:
В = |
|
= |
0,00002158 | |
С = |
|
= |
2,2376 | |
ŷx = |
a*bx |
|||
lg ŷx = |
lg a + x lg b |
Таким образом, получено уравнение
Ŷ = 2,2376 + 0,00002x
или после потенцирования
ŷx = 102,237610 0,00002x = 1722,8224 (1,00004) x.
Таблица 2.3
№ пп |
наименование дороги |
грузооборот млн.ткм |
пассажирооборот,млн. пасс.-км |
|||||||
x |
Y |
x*Y |
x2 |
Y2 |
Ŷx |
ŷx |
ǀy – ŷx ǀ |
( y – ŷx)2 | ||
1 |
Октябрьская |
90467 |
4,31498 |
390363,5802 |
8184278089 |
18,6191 |
4,09222 |
12365,7406 |
8287,259432 |
68678668,89 |
2 |
Московская |
70730 |
4,59177 |
324775,5804 |
5002732900 |
21,0843 |
3,88301 |
7638,4973 |
31424,50268 |
987499368,4 |
3 |
Свердловская |
101099 |
4,15192 |
419755,0794 |
10221007801 |
17,2384 |
4,20492 |
16029,4762 |
1841,476193 |
3391034,568 |
4 |
Северо-кавк |
35852 |
3,96881 |
142289,7659 |
1285365904 |
15,7515 |
3,5133 |
3260,6271 |
6046,372922 |
36558625,51 |
5 |
Западно-сиб |
128256 |
4,09844 |
525649,0134 |
16449601536 |
16,7972 |
4,49278 |
31101,6572 |
18557,65724 |
344386642,1 |
6 |
Дальневосточ |
64318 |
3,61331 |
232401,0759 |
4136805124 |
13,0560 |
3,81504 |
6531,9181 |
2426,918101 |
5889931,47 |
7 |
Северная |
91387 |
3,97644 |
363395,0767 |
8351583769 |
15,8121 |
4,10197 |
12646,5519 |
3174,551905 |
10077779,8 |
8 |
Горьковская |
75056 |
4,12228 |
309401,9548 |
5633403136 |
16,9932 |
3,92886 |
8489,1368 |
4762,863226 |
22684866,11 |
9 |
Куйбышевска |
75760 |
4,00911 |
303730,2347 |
5739577600 |
16,0730 |
3,93633 |
8636,2644 |
1575,73558 |
2482942,619 |
10 |
Южно-ур |
91266 |
3,85425 |
351761,5513 |
8329482756 |
14,8552 |
4,10069 |
12609,2580 |
5460,257995 |
29814417,37 |
11 |
Юго-вост. |
49098 |
4,0182 |
197285,6338 |
2410613604 |
16,1459 |
3,65371 |
4505,1446 |
5922,855443 |
35080216,6 |
12 |
Приволжская |
37914 |
3,67733 |
139422,4091 |
1437471396 |
13,5228 |
3,53516 |
3428,9277 |
1328,072278 |
1763775,975 |
13 |
Восточно-сиб |
62333 |
3,81318 |
237686,9821 |
3885402889 |
14,5403 |
3,794 |
6222,9990 |
281,0010055 |
78961,56507 |
14 |
Забайкальска |
78769 |
3,65772 |
288115,3369 |
6204555361 |
13,3790 |
3,96822 |
9294,3994 |
4747,399394 |
22537801,01 |
15 |
Красноярская |
46320 |
3,54986 |
164429,5703 |
2145542400 |
12,6015 |
3,62426 |
4209,8045 |
662,8045272 |
439309,8412 |
16 |
Сахалинская |
505 |
2,36549 |
1194,5714 |
255025 |
5,5955 |
3,13862 |
1376,0142 |
1144,014248 |
1308768,599 |
17 |
Калиннградс |
1161 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Сумма |
1099130 |
61,7831 |
4391657,416 |
89417679290 |
242,065 |
61,7831 |
148346,417 |
97643,74216 |
1572673110 | |
Среднее знач |
68695,625 |
3,86144 |
274478,5885 |
5588604956 |
15,1291 |
3,86144 |
9271,651065 |
98292069,4 | ||
Sx, Sy |
29487,5577 |
0,4672 |
||||||||
S2x, S2y |
869516061 |
0,2183 |
На рисунке приведены графики функций регрессии и значения опытных данных.
Центральное место в дисперсионном анализе занимает разложение общей суммы квадратов отклонения результирующего показателя y от его среднего значения на 2 части, а именно на объясненную (факторную) и остаточную.
n
n
∑(yi - )2 = ∑( ŷxi - )2 + ∑(yi - ŷxi )2, (*)
i=1
i=1
где
∑(yi - )2 – общая сумма квадратов отклонений;
∑( ŷxi - )2 – объясненная (факторная) сумма квадратов;
∑(yi - ŷxi )2 – остаточная сумма квадратов.
Таблица 2.4.
№ |
наименование дороги |
Пассаж Ирообо рот,млн. пасс.-км |
|
|
|
||||
y |
у - у(ср) |
( y – у(ср))2 |
ŷx |
ŷx– уср |
( ŷx– уср)2 |
y – ŷx |
( y – ŷx)2 | ||
1 |
Октябрьская |
20653 |
10030,5 |
100610930,25 |
12975,32276 |
2352,8228 |
5535774,9575 |
7677,677236 |
58946727,74 |
2 |
Московская |
39063 |
28440,5 |
808862040,25 |
10842,354 |
219,8540 |
48335,7799 |
28220,646 |
796404860,8 |
3 |
Свердловская |
14188 |
3565,5 |
12712790,25 |
14124,31825 |
3501,8183 |
12262731,0622 |
63,68174912 |
4055,3652 |
4 |
Северо-кавказкая |
9307 |
-1315,5 |
1730540,25 |
7073,104128 |
-3549,3959 |
12598211,0532 |
2233,895872 |
4990290,765 |
5 |
Западно-сибирская |
12544 |
1921,5 |
3692162,25 |
17059,1631 |
6436,6631 |
41430631,8734 |
-4515,163101 |
20386697,83 |
6 |
Дальневосточная |
4105 |
-6517,5 |
42477806,25 |
10149,41202 |
-473,0880 |
223812,2338 |
-6044,412023 |
36534916,71 |
7 |
Северная |
9472 |
-1150,5 |
1323650,25 |
13074,74675 |
2452,2468 |
6013514,1350 |
-3602,746752 |
12979784,16 |
8 |
Горьковская |
13252 |
2629,5 |
6914270,25 |
11309,86288 |
687,3629 |
472467,7329 |
1942,137117 |
3771896,581 |
9 |
Куйбышевская |
10212 |
-410,5 |
168510,25 |
11385,94385 |
763,4438 |
582846,5094 |
-1173,943848 |
1378144,159 |
10 |
Южно-уральскяа |
7149 |
-3473,5 |
12065202,25 |
13061,67034 |
2439,1703 |
5949551,9307 |
-5912,670337 |
34959670,51 |
11 |
Юго-восточная |
10428 |
-194,5 |
37830,25 |
8504,593427 |
-2117,9066 |
4485528,2518 |
1923,406573 |
3699492,845 |
12 |
Приволжская |
4757 |
-5865,5 |
34404090,25 |
7295,943547 |
-3326,5565 |
11065977,8374 |
-2538,943547 |
6446234,333 |
13 |
Восточно-сибирская |
6504 |
-4118,5 |
16962042,25 |
9934,893961 |
-687,6060 |
472802,0655 |
-3430,893961 |
11771033,37 |
14 |
Забайкальская |
4547 |
-6075,5 |
36911700,25 |
11711,12513 |
1088,6251 |
1185104,6805 |
-7164,125133 |
51324688,92 |
15 |
Красноярская |
3547 |
-7075,5 |
50062700,25 |
8204,376209 |
-2418,1238 |
5847322,6692 |
-4657,376209 |
21691153,15 |
16 |
Сахалинская |
232 |
-10390,5 |
107962490,25 |
3253,16964 |
-7369,3304 |
54307029,9594 |
-3021,16964 |
9127465,992 |
17 |
Калиннградская |
0 |
0,00 |
0 |
0,0000 |
0 |
0 | ||
Сумма |
169960 |
- |
1236898756 |
169960,00 |
- |
162481642,7318 |
- |
1074417113,268 | |
Среднее значение |
10622,5 |
- |
а, следовательно, равенство (*) выполняется.
Если коэффициент b изменить в 1,1 раз, то измененное уравнение линейной регрессии будет иметь вид: ŷx = 3196,5945 + 0,1081 · x и приведенное выше соотношение (*) выполняться не будет (см. таблицу 2.5).
Таблица 2.5
№ пп |
наименование дороги |
||||||||
y |
у - у(ср) |
( y – у(ср))2 |
ŷx |
ŷx– уср |
( ŷx– уср)2 |
y – ŷx |
( y – ŷx)2 | ||
1 |
Октябрьская |
20653 |
10030,5 |
100610930,25 |
13210,6050 |
2588,1050 |
6698287,6986 |
7442,3950 |
55389242,74 |
2 |
Московская |
39063 |
28440,5 |
808862040,25 |
10864,3394 |
241,8394 |
58486,2937 |
28198,6606 |
795164459,8 |
3 |
Свердловская |
14188 |
3565,5 |
12712790,25 |
14474,5001 |
3852,0001 |
14837904,5853 |
-286,5001 |
82082,2935 |
4 |
Северо-кавказкая |
9307 |
-1315,5 |
1730540,25 |
6718,1645 |
-3904,3355 |
15243835,3743 |
2588,8355 |
6702069,032 |
5 |
Западно-сибирская |
12544 |
1921,5 |
3692162,25 |
17702,8294 |
7080,3294 |
50131064,5668 |
-5158,8294 |
26613520,89 |
6 |
Дальневосточная |
4105 |
-6517,5 |
42477806,25 |
10102,1032 |
-520,3968 |
270812,8029 |
-5997,1032 |
35965247,1 |
7 |
Северная |
9472 |
-1150,5 |
1323650,25 |
13319,9714 |
2697,4714 |
7276352,1033 |
-3847,9714 |
14806884,11 |
8 |
Горьковская |
13252 |
2629,5 |
6914270,25 |
11378,5992 |
756,0992 |
571685,9568 |
1873,4008 |
3509630,665 |
9 |
Куйбышевская |
10212 |
-410,5 |
168510,25 |
11462,2882 |
839,7882 |
705244,2764 |
-1250,2882 |
1563220,666 |
10 |
Южно-уральскяа |
7149 |
-3473,5 |
12065202,25 |
13305,5874 |
2683,0874 |
7198957,8362 |
-6156,5874 |
37903568,05 |
11 |
Юго-восточная |
10428 |
-194,5 |
37830,25 |
8292,8028 |
-2329,6972 |
5427489,1847 |
2135,1972 |
4559067,212 |
12 |
Приволжская |
4757 |
-5865,5 |
34404090,25 |
6963,2879 |
-3659,2121 |
13389833,1832 |
-2206,2879 |
4867706,304 |
13 |
Восточно-сибирская |
6504 |
-4118,5 |
16962042,25 |
9866,1334 |
-756,3666 |
572090,4992 |
-3362,1334 |
11303940,71 |
14 |
Забайкальская |
4547 |
-6075,5 |
36911700,25 |
11819,9876 |
1197,4876 |
1433976,6634 |
-7272,9876 |
52896349,31 |
15 |
Красноярская |
3547 |
-7075,5 |
50062700,25 |
7962,5638 |
-2659,9362 |
7075260,4297 |
-4415,5638 |
19497203,93 |
16 |
Сахалинская |
232 |
-10390,5 |
107962490,25 |
2516,2366 |
-8106,2634 |
65711506,2509 |
-2284,2366 |
5217736,862 |
17 |
Калиннградская |
1161 |
0,00 |
0 |
0,0000 |
0 |
0 | ||
Сумма |
169960 |
- |
1236898756 |
169960,00 |
- |
196602787,7054 |
- |
1076041929,6955 | |
Среднее значение |
10622,5 |
- |
Из таблицы следует
1236898756 ≠ 196602787,7054 + 1076041929,6955 т.е.
n
∑(yi - )2 ≠ ∑( ŷxi - )2 + ∑(yi - ŷxi )2
i=1 i=1 i=1
Уравнение регрессии всегда дополняется показателем тесноты связи. При использовании линейной регрессии в качестве такого показателя выступает линейный коэффициент корреляции rxy. Существуют различные формы записи линейного коэффициента корреляции. Наиболее часто встречаются следующие:
rxy = b(Sx/Sy) = Mxy/( Sx \ Sy) = ( - )/ SxSy.
Как известно, линейный коэффициент корреляции находится в пределах: -1 ≤ rxy ≤ 1. Если коэффициент регрессии b > 0, то 0 ≤ rxy ≤ 1, и, наоборот, при b<0, -1 ≤ rxy ≤ 0.
Используя первое выражение для rxy, рассчитаем линейный коэффициент парной корреляции:
rxy = b(Sx/Sy) = 0,1081 (29487,5577/8792,3929) = 0,3625
Для оценки качества подбора линейной функции необходимо определить квадрат линейного коэффициента rxy2, который называется коэффициентом детерминации. Он характеризует долю дисперсии (разброса) пассажирооборота y, объясняемую зависимостью от грузооборота x, в общей дисперсии, возникающей за счет влияния множества факторов не учтенных функцией регрессии.
Соответственно величина 1 - rxy2 характеризует долю дисперсии пассажирооборота y, вызванную влиянием остальных не учтенных в математической модели факторов.
Определим коэффициент детерминации:
ryx2 = ( 0,3625 )2 = 0,1314
Следовательно, изменение результата (грузооборота) на 13,14% объясняется изменением фактора (пассажирооборота).
В отличие от линейной регрессии нелинейная регрессия характеризуется не коэффициентом корреляции, а индексом корреляции Rxy и индексом детерминации Rxy2:
Rxy = ( 1 – (Sост2/Sy2 )1/2,
где
Sост2 = ( (y1 - ŷx1)2 + (y2 - ŷx2)2 + ....+ (y7 - ŷx17)2 )/ n;
Sy2 = ( (y1 -
Величина данного показателя находится в пределах
0 ≤ Rxy ≤ 1, причем чем она ближе к единице, тем теснее связь между грузооборотом и пассажирооборотом, тем более надежное уравнение регрессии.
Расчеты показателей степени связи между грузооборотом и пассажирооборотом при степенной модели показывают, что она несколько лучше линейной модели.