Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа
В конце прошлого столетия разработаны и широко применяется для решения большого числа практических задач экономики математические модели, в основу которых положены уравнения регрессии. В настоящей курсовой работе стоит задача обосновать математическую модель грузооборота в зависимости от пассажирооборота. Исходными данными для ее расчета являются реальные значения грузооборота и пассажирооборота (всего 17 железных дорог). Для обоснования модели в курсовой работе рассматриваются ряд функций регрессии: линейные и нелинейные парные функции регрессии. В работе на основе полученных функций регрессии выполнен выбор математической модели, позволяющей прогнозировать грузооборот в зависимости от увеличения пассажирооборота.
Введение 7
2.1. Расчет параметров уравнений линейной и нелинейной парной регрессии. 8
2.1.1. Расчет параметров линейной парной регрессии 8
2.1.2. Расчет параметров степенной парной регрессии 9
2.1.3. Расчет параметров показательной парной регрессии 11
2.2. Дисперсионный анализ линейной и степенной регрессии 13
2.3. Оценка тесноты связи грузооборота и пассажирооборот с помощью показателей корреляции и детерминации 14
2.4. Оценка ошибки аппроксимации уравнений регрессии 16
2.5. Сравнительная оценка силы связи грузооборота и пассажирооборота с помощью среднего коэффициента эластичности 16
2.6. Оценка статистической надежности результатов линейного регрессионного моделирования 17
2.7. Расчет прогнозного значения грузооборота по линейной модели при увеличении пассажирооборота дороги 18
2.8. Реализация решенных задач на компьютере 19
Выводы 21
Аналогичная оценка для показательной функции регрессии находится на уровне линейной, несколько хуже степенной.
Из приведенных в таблицах расчетных данных следует, что фактическое значение пассажирооборота y (результативный признак) отличаются от теоретических ŷx, рассчитанных по одному из уравнений регрессии. Очевидно, чем меньше это отличие, тем ближе опытные данные к теоретическим значениям и тем лучше качество модели.
Величина, представляющая собой разность опытного и теоретического результативного признака, (y - ŷx ) для каждого опыта представляет собою ошибку аппроксимации функции, связывающей грузооборот и пассажирооборот. В данном случае число таких опытов равно семнадцати. Для оценки каждого опыта используются не сами разности, а их абсолютные значения разности опытного и теоретического результативного признака отнесенные к опытному, выраженные в процентах, то есть:
Аi =│(yi-ŷxi)/yi|100% .
Оценка качества всей функции регрессии может быть осуществлена как средняя ошибка аппроксимации – средняя арифметическая Аi :
А = (А1 + А2 + …..+ А16 ) / 16 .
Найдем величину средней ошибки аппроксимации линейной функцией связи между грузооборотом и пассажирооборотом:
А = 0,5274· 100% = 52,54 %.
Аналогично получим среднюю ошибку аппроксимации для степенной А = 52,47 % и для показательной функций А = 77,48 %.
Средний коэффициент эластичности Э показывает, на сколько процентов в среднем изменится пассажирооборот y от своей средней величины при грузооборота x на 1% от своего среднего значения. Он может быть вычислен по формуле:
Э = y' (x)· / ŷ¯.
С учетом приведенной формулы средний коэффициент эластичности Э для линейной функции регрессии
ŷx = 3198,5945 + 0,1081 · x
примет вид:
Э = y' (x)· / ŷ¯= b· / ( a + b ) = 0,1081· 68695,625/ (3198,5945 + 0,1081· 68695,625) = 0,6989.
Коэффициент эластичности Э для степенной функции регрессии
ŷ x = 2,30116 x 0,74371
вычисляется по соотношению:
Э = y' (x)· / ŷ¯= a·b·xb¬1·( x/a·xb) = b = 0,7437.
Коэффициент эластичности Э для показательной функции регрессии ŷx = 1722,8224 (1,00004) x
Оценка статистической надежности уравнения регрессии в целом будем производить с помощью F-критерия Фишера. При этом примем нулевую гипотезу H0, что коэффициент регрессии b равен нулю. В таком случае фактор x не оказывает влияние на результат y, то есть грузооборот не оказывает влияния на пассажирооборот. Альтернативная гипотеза H1 будет состоять в статистической надежности линейного регрессионного моделирования. Для установления истинной значимости линейной модели необходимо выполнить сравнение факторного Fфакт и критического (табличного) Fтабл значений F-критерия Фишера. Факторный F-критерий Фишера вычисляется по формуле:
Fфакт = Sфакт2 / Sост2,
где Sфакт2 – фактическая выборочная дисперсия, вычисленная на одну степень свободы по соотношению:
Sфакт2 = ((ŷ x1 -
Sост2 - остаточная выборочная дисперсия, вычисленная на одну степень свободы по соотношению:
Sост2 = ( (y1 - ŷx1)2 + (y2 - ŷx2)2 + ....+ (y17 - ŷx17)2 )/ n - 2;
Если нулевая гипотеза
справедлива, то факторная и остаточная
выборочные дисперсии не
Если Fтабл < Fфакт , то нулевая гипотеза о случайной природе коэффициента регрессии, а, следовательно, и оцениваемой модели отвергается и признается их статическая значимость и надежность. Если Fтабл > Fфакт, то нулевая гипотеза не отклоняется и признается статическая не значимость и ненадежность уравнения регрессии.
По таблице значений F-критерия Фишера при уровне значимости α = 0,05 и степенях свободы к1 = 1, к2 = 14 получаем Fтабл = 4,63. Выполнив расчет получим Fфакт = 162481642,732 : (1074417113,03:14) = 2,11718
Полученные значения F-критерия Фишера указывают, что Fтабл < Fфакт, поэтому необходимо отвергнуть нулевую гипотезу о случайной природе коэффициента регрессии, а, следовательно, и оцениваемой модели и принять альтернативную гипотезу.
Полученное уравнение линейной регрессии позволяет использовать его для прогноза. Согласно заданию на курсовую работу следует рассчитать прогнозное значение грузооборота, если прогнозное значение пассажирооборота увеличиться на 10% от ее среднего значения. При этом установить доверительный интервал прогноза для уровня значимости равном 0,05.
Если прогнозное значение грузооборота составит:
xp = 1,1·
то прогнозное точечное значение пассажирооборота можно вычислить по соотношению:
ŷp = 3198,5945 +0,1081·xp=3198,5945 + 0,1081·75565,1875 = 11367,91
Для определения доверительного прогноза необходимо вычислить ошибку прогноза по формуле:
mŷp=Sост·(1+1/7+( xp - )2/( (x1 - )2 +(x2 - )2+...+(x7 –
)2))1/2 = 2191,7478 · ((1 + 1/7+ (75565,1875 – 68695,625)2 / ( 1391225693,75))1/2 = 127,65
Предельная ошибка прогноза, которая с вероятностью 0,95 не будет превышена, составит:
∆ŷp = tтабл · mŷp = 2,1315· 127,65 = 272,086
Здесь tтабл табличное значение t-статистки Стьюдента для числа степеней свободы n-2= 14 и уровне значимости 0,05.
Тогда предельные значения доверительного интервала прогноза грузооборота при прогнозируемом увеличении пассажирооборота на 10% можно вычислить по формулам:
ŷxpmin = ŷxp - ∆ŷp = 11367,91- 272,086= 11095,824;
ŷxpmax = ŷxp + ∆ŷp = 11367,91+ 272,086= 11639,996.
Выполненный прогнозный расчет по линейной регрессионной модели показал, что при достаточной надежности (вероятность 0,95), она достаточно точна, так как отношение значений верхней и нижней границ доверительного интервала составляет 1,049.
Определение линейной функции регрессии выполним с помощью ППП Excel. Реализацию осуществим на компьютере с применением встроенной статистической функции ЛИНЕЙН. Она позволяет вычислить параметры линейной регрессии:
Ŷx = a + b · x .
Вся регрессионная статистика будет выводиться по схеме:
значение коэффициента b |
значение коэффициента а | ||
Среднеквадратическое откл. b |
среднеквадратическое. |
откл а | |
коэффициент детерминации |
среднеквадратическое |
откл y | |
F-статистика |
число степеней свободы | ||
регрессионная сумма квадрат. |
остаточная сумма квадратов |
Алгоритм вычисления регрессионной статистики включает следующие этапы:
1.Подготовку исходных данных.
2.Выделение области пустых
3.Активизировать Мастер
а) в главном меню выбрать ВСТАВКА/ФУНКЦИЯ;
в) на панели СТАНДАРТНАЯ щелкнуть по кнопке ВСТАВКА ФУНКЦИИ.
4.В окне КАТЕГОРИЯ выбрать СТАТИСТИЧЕСКИЕ, в окне ФУНКЦИЯ – ЛИНЕЙН. Далее щелкнуть по кнопке ОК;
5.Заполнить аргументы функции.
6.В левой верхней ячейке
Ниже приводятся результаты регрессионной линейной математической модели грузооборота в зависимости от пассажирооборота по статистическим данным РФ.
Значение коэффициента b 0,108069553 |
Значение коэффициента a 3198,59452 |
Среднеквадр. отклонение b 0,074271748 |
Среднеквадр. отклонение а 5552,33103 |
Коэффициент детерминации 0,13136212 |
Среднеквадр. отклонение y 8760,36983 |
F - статистика 2,17118798 |
Число степеней свободы 14 5 |
Регрессионная сумма квадратов 162481642,7 |
Остаточная сумма квадратов 1074417113 |
Сравнение результатов расчетов, выполненных на основе пакета прикладных программ Excel и согласно разработанных в курсовой работе алгоритмов (в соответствии с изученными методами в дисциплине «Эконометрика»), показало высокую степень их совпадения.