Административно-территориальное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в изучении административно -территориального устройства, закономерностей его развития. Важно также выяснить место административно - территориального устройства в государственной системе.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи: Рассмотреть сущность и содержание современной региональной государственной политики; Охарактеризовать единое и общее экономическое пространство; Выявить принципы федерализма; Рассмотреть городские, сельские поселения и муниципальные образования как элементы административно - территориального устройства Российской Федерации; Проанализировать проблемы развития административно-территориального устройства России.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования административно-территориального устройства РФ 5
1.1. Сущность и содержание современной региональной государственной политики 5
1.2. Единое и общее экономическое пространство 7
1.3. Принципы федерализма 10
2. Основные элементы системы административно - территориального устройства Российской Федерации 17
2.1. Городские, сельские поселения и муниципальные образования как элементы административно - территориального устройства Российской Федерации 17
2.2 Правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований 20
3. Проблемы развития административно-территориального устройства России 26
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по георгафии.tmp.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что правовые акты законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, органов местной самоуправления по административно-территориальным преобразованиям, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Все административно-территориальные  единицы и все населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее на них население, подлежат учету и регистрации. Регистрации подлежат все производимые изменения административно- территориального устройства.

Таким образом, в наиболее общем виде влияние административно-территориальное устройство можно определить следующим образом: если административно-территориальное устройство в основном соответствует территориальному разделению труда, тенденциям его развития и сложившимся на этой основе новым экономическим институтам, то административно-территориальные единицы способствуют дальнейшему развитию территориальной организации государства в реализующейся политике. Если названного соответствия нет, то административно-территориальное устройство способствует изменению территориальной организации государства в новом направлении ее развития. Думается, что такое влияние становится тем значительнее, чем существеннее несоответствие и чем дольше административно-территориальное устройство остается неизменным.

 

 

 

 

 

3. Проблемы развития административно-территориального устройства России

 

После распада СССР бывшие автономии, области и края, входившие в состав РСФСР, стали называться субъектами Федерации, сама РСФСР получила название Российская Федерация — Россия. Современный вид административно-территориальное деление получило в 1993 с принятием новой Конституции. Основной проблемой такого устройства РФ является его очень неоднородная национально-территориальная структура.

Даже после распада  СССР территория России составляет свыше 17 млн кв км. Естественно, что в  такой огромной стране территориальные  пропорции имеют исключительное значение. Поэтому проблемы территориального устройства, а значит и административно-территориального деления, необходимо решать вновь и вновь. [21; с.211].

После распада СССР в  России полностью сохранилось прежнее  административно-территориальное деление. В результате оказались неучтенными не только серьезные сдвиги, произошедшие в размещении производительных сил в советский период, но и новейшие геополитические и геоэкономические реалии. Субъекты РФ очень сильно отличаются по основным социально-экономическим показателям. Некоторые из них обладают крупным природно-ресурсным и экономическим потенциалом и являются регионами-донорами. В то же время большинство субъектов РФ располагает ресурсами, не способными обеспечивать потребности их суверенного развития. Нарушается экологическое равновесие, которое регулируется на уровне мелких территориальных образований, а не реально существующих природных зон и экосистем [14; с.422].

Россия с начала своей  государственности всегда обладала внушительной территорией. Более того, территория России включает самые различные природно-климатические зоны: от тундры до субтропиков, несколько часовых поясов, острова Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Административно-территориальное  устройство России – предмет серьезных научных и политических споров. Его несовершенство очевидно, необходимо выделить основные  проблемы территориального устройства в России:

1. Сверхсложный состав  субъектов Федерации

2. Гипертрофия национального фактора в федеративном устройстве страны, с отсутствием единых  законодательных норм в этом вопросе. Выражаясь словами российского ученого Арсеньева, национально-территориальные образования являются следствием не «правил», а «обстоятельств».

3. Современные границы краев  и областей сложились после стихийного распада системы, возникшей в результате «госплановской» административной реформы 1923-1929 годов. Как следствие этого, а также указанного выше национального фактора, многие города и районы территориально тяготеют не к своим, а к соседним региональным центрам.

4. Перенаселенность столицы страны - Москвы, задыхающейся от автомобильных «пробок», от неимоверно возросшей стоимости жизни, с чем все больше сталкиваются и крупнейшие города-миллионеры.

5. В свою очередь города-миллионеры и крупнейшие агломерации по своему потенциалу и сложности управления сравнимы с целыми  регионами. Отсюда их вхождение в состав регионов, наряду с городами и районами, уступающими по населению в десятки, а экономическому потенциалу – иногда более сотни раз,  вызывает сомнение. 

6. Неэффективность территориального управления в крупных городах  с районным делением, которым приходится управлять слишком малым числом городских районов.

В целом большинство  точек зрения, существующих в связи  с вопросом о территориальном  устройстве РФ можно типологически разделить на три основные группы. Каждая из них имеет разное концептуальное видение перспектив регионального устройства России. В первом случае - это движение нынешней РФ в направлении унитарного государства; во втором случае оптимальным представляется конфедеративное устройство; и, наконец, в рамках третьего подхода в центре оказывается задача совершенствования собственно федеративных отношений [20; с.183].

Задача реформирования территориального устройства России стоит  чрезвычайно остро, поскольку сам тип территориальной организации общества объективно превратился в препятствие для дальнейшего развития экономики.

Итак, в начале нового тысячелетия Россия оказалась весьма мозаичной с позиций административно-территориального устройства. Республики и края, области и города, автономная область, федеральные округа – президенты, губернаторы, главы администраций, мэры и вся административная рать, включая муниципальный уровень, выражая в той или иной степени интересы региональных элит, пока не добились четкого и налаженного управления территориальными образованиями. Необходимость его совершенствования назрела.

Таким образом, современное  территориальное устройство России требует серьезного пересмотра. И  это дело нельзя откладывать на завтра. Но планы подобного переустройства необходимо разрабатывать с широким привлечением научной общественности, опираясь на научные разработки

известных авторитетных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Административно-территориальное устройство субъектов РФ" можно сделать ряд выводов:

Развитие экономики  любого государства зависит не только от процессов, происходящих на макро- и микроуровне, но и от происходящего на мезо- (региональном) уровне. Все они органически взаимосвязаны и, интегрируясь, формируют экономическое пространство страны.

Региональная политика реализуется на двух уровнях —  центр и периферия. Поэтому, осуществляя ее, общество вынуждено перманентно разрешать две группы противоречий: между центром и регионами; межрегиональные противоречия.

Систему административно - территориального устройства российского государства составляют два структурных звена: базовое и низовое. Базовое звено составляют районы, города, районы в городах, города с территориальным районом федерально-субъектного подчинения. В низовое звено входят города районного подчинения, сельсоветы, поселки и другие сельские населенные пункты, находящиеся в составе субъектов федерации.

Федерации не возникают  произвольно. Для их образования  требуются социально-экономические предпосылки, связанные с формированием рыночных отношений.

        Субъекты РФ очень сильно отличаются по основным социально-экономическим показателям. Некоторые из них обладают крупным природно-ресурсным и экономическим потенциалом и являются регионами-донорами. В то же время большинство субъектов РФ располагает ресурсами, не способными обеспечивать потребности их суверенного развития. Нарушается экологическое равновесие, которое регулируется на уровне мелких территориальных образований, а не реально существующих природных зон и экосистем.

Административно-территориальное  устройство России – предмет серьезных научных и политических споров. Его несовершенство очевидно и существует ряд острых проблем его развития.

Административно-территориальное  устройство может быть в руках  российского государства и его  субъектов мощным рычагом целенаправленного  воздействия на все стороны социально-экономического развития. Мощь этого рычага обусловлена многочисленностью, разветвленностью и повсеместностью аппарата административно-территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления. И эта мощь оказывается тем большей, чем более дробным является само административно-территориальное устройство, с одной стороны, и чем дольше остаются «выключенными» рыночные экономические механизмы, способные по-новому воздействовать на все развитие общества.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ. - М., 1993.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ).
  3. Фeдepaльный Koнcтитyциoнный Зaкoн «O peфepeндyмe в PФ» oт 10 oктябpя 1995 г. N 2-ФКЗ, (в ред. Федерального конституционного закона от 27.09.2002 N 5-ФКЗ) 
  4. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. - М., 1983. – 345с.
  5. Абдулатипов Р. Г. Опыты федерализма. М., 1998.- 560с.
  6. Хорев Б. С. Территориальная организация общества.- М., 1981.- 124с.
  7. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Норма 2001.-767с.
  8. Иванов В.В. Новые подходы к теории государственного устройства и федеративная система России // Юридическая мысль. - 2002.- № 3. - С.63-85.
  9. Козлова Е.И. Конституционное право России.- М.,2002. – 678 с.
  10. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. / Ответственный редактор В. А. Четвернин. - М.: Центр конституционных исследований Московского Общественного Научного Фонда, 1997. – 689с.
  11. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". / Под общей ред. В.И. Шкатулла. –М. ЗАО Юстицинформ, 2005.
  12. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. -  М.: Фонд "Правовая культура", 1996.- 546с.
  13. Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). - М.: Манускрипт, 1995. –342с.
  14. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. 3-е изд. М., 2003.
  15. Морозова Т.Г. Экономическая география России: Учебное пособие для вузов. -М.,: ЮНИТИ, 2000. -527с.
  16. Гришин В.И. Государственно-территориальное устройство России.- М.: Финансы и статистика, 2007. - 269 с.
  17. Кистанов В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства.- М.: Экономика, 2000.- 172 с.
  18. Колосов В.А. Геополитика и политическая география:- М.: Аспект Пресс, 2005.- 479 с.
  19. Круглов В.Н. Изменение административно-территориального устройства: причины и следствия// Современная Европа.- №2.- 2010.- С. 49-62.
  20. Лапин В.А. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России.- М.: Дело, 2005.- 240 с.
  21. Лексин И.В. Современные реформы и федеративное устройство России//Вестник Московского университета.- №4.- 2008.- С. 37-51.
  22. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы/ Под ред. А.И. Трейвиша.- М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 296 с.
  23. Сысоев А.П. Проблемы реформирования территориального управления// Вестник Московского университета.- № 6.- 2007.- С. 67-72.
  24. Тузиков А.Р. Основы геополитики: Учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2004.- 272 с.
  25. Усягин А.В. Территориальное управление в России: теория, история, современность.- Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005.- 234 с.
  26. Шишков М.К. Территориальное устройство России: проблемы и перспективы.- Самара, Принт, 2009. - 364 с.

 

 

 

 

 




Информация о работе Административно-территориальное устройство РФ