Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 13:28, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в изучении административно -территориального устройства, закономерностей его развития. Важно также выяснить место административно - территориального устройства в государственной системе.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи: Рассмотреть сущность и содержание современной региональной государственной политики; Охарактеризовать единое и общее экономическое пространство; Выявить принципы федерализма; Рассмотреть городские, сельские поселения и муниципальные образования как элементы административно - территориального устройства Российской Федерации; Проанализировать проблемы развития административно-территориального устройства России.
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования административно-территориального устройства РФ 5
1.1. Сущность и содержание современной региональной государственной политики 5
1.2. Единое и общее экономическое пространство 7
1.3. Принципы федерализма 10
2. Основные элементы системы административно - территориального устройства Российской Федерации 17
2.1. Городские, сельские поселения и муниципальные образования как элементы административно - территориального устройства Российской Федерации 17
2.2 Правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований 20
3. Проблемы развития административно-территориального устройства России 26
Заключение 29
Список литературы 31
Таким образом, Конституция РФ признала по существу, городские и сельские поселения в качестве территориальной основы местного самоуправления, допуская одновременно осуществление местного самоуправления и на других территориях. Понятие «другие территории» должны конкретизировать органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, принимая законодательные и иные правовые акты об организации местного самоуправления на своих территориях. Конечно, эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных условий, среди которых важное значение имеет реформированная территориальная основа местного самоуправления.
Развитие реального
самоуправления на местах предполагает
принципиально новые подходы
к решению вопроса о
С принятием Конституции РФ возникает закономерный вопрос: кто может выступать субъектом государственно-правовых отношений на муниципальном уровне. Известным образом проясняет этот вопрос гражданский Кодекс РФ. Согласно его ст. 2, 124 и 125 субъектами гражданского права являются городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права, обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установлении актами, определяющими статус этих органов [4; с.89].
Все муниципальные образования, городские и сельские поселения, а
также иные территории местного самоуправления
подразделяются (объединяются) на две
группы: населенные пункты и административно-
К населенным пунктам в России относятся города, поселки, села, деревни, станицы (хутора, выселки, аулы и другие) и т. д. С момента регистрации населенного пункта гражданам предоставляется право требовать открытия в нем соответствующих учреждений и организаций или их филиалов, отделений, пунктов социальной сферы, а также образования служб органов власти и местного самоуправления.
Населенный пункт, как
государственно-правовой институт, может
входить в состав административно-
Город — это населенный пункт, получивший данный статут установленном законом порядке, являющийся экономический культурным центром с численностью населения, позволяющей отнести к категории городского поселения субъекта РФ или районного значения.
К сельским населенным пунктам в Российской Федерации относятся следующие сельские поселения граждан: село, поселок, деревня, станица, фермерское хозяйство, урочище, хутор, аул, выселки и др.
Административно-
Муниципальными административно - территориальными единицами в субъектах Российской Федерации являются: район, город республиканского, областного и окружного подчинения, район в городе, город с территориальным районом, город районного подчинения, сельсовет, поселок (рабочий).
В составе субъектов
РФ также могут находиться закрытые
административно-
Все муниципальные образования
составляют два звена административно
- территориального устройства: среднее
и низшее (сельские населенные пункты,
поселки и сельсоветы как административно-
Так, среднее звено
в системе административно - территориального
устройства составляют районы, города,
районы в городах, города с территориальным
районом, закрытые административно-
Это звено занимает важное место в административно-
Все городские муниципальные поселения можно разделить на города субъектов РФ подчинения (республиканского, краевого, областного, окружного) и города муниципально - районного значения (подчинения).
Правовое и организационное
осуществление административно-
2.2 Правовые
и организационные основы
Административно-
а) соответствие исторически сложившейся системе расселения в субъектах РФ и устойчивым тенденциям ее развития;
б) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
в) содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию системы инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
г) обеспечение населению здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности;
д) развитие национальных культур, обычаев и традиций, исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
е) участие населения в обсуждении и решении вопросов административно - территориального устройства.
Можно выделить следующие
критерии образования и преобразования
административно-
При образовании сельсоветов необходимо учитывать наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших сельских поселений, тяготеющих к одному из них как административному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортную доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению [16; с.183].
При образовании районов необходимо учитывать сложившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, обслуживающего нужды сельского хозяйства и населения, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал, достаточный для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенного значения.
При отнесении поселений
к категории муниципальных
При отнесении поселения к районным или субъектным (республиканским, окружным, областным и краевым) городам должно учитываться численность и характер занятости населения, хозяйственное социально-культурное и историческое значение данного поселения, его влияние на социально-экономическое развитие прилегающих территорий.
При образовании районов в городах должны учитываться численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством и социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Конкретные критерии
образования и преобразования административно-
Что же касается правового
положения национально-
По всем предлагаемым
преобразованиям административно -территориального
устройства в обязательном порядке должно
выявляться мнение населения, которого
оно непосредственно касается. Выявление
мнения населения соответствующих территорий
может осуществляться путем проведения
социологических опросов, сбора подписей
под петициями, собраний (сходов), конференций
жителей. По вопросам административно-
Изучение документов, которые прилагаются к представлениям
о принятии решений по вопросам преобразований
в административно-
Так, к представлению
об образовании, изменении, упразднении
административно-
- развернутое обоснование
необходимости предлагаемого
- схематическая карта
или описание предлагаемых
- смета расходов, необходимых для проведения предлагаемого преобразования, с указанием источников их покрытия;
- сведения о результатах выявления мнения населения о предлагаемом преобразовании;
- заключения специалистов,
учреждений и организаций, а
также выборных органов местног
Всякое рассмотрение
административно-
По инициативе граждан
право внесения на рассмотрение законодательным
(представительным) органом власти
субъекта РФ и выборного органа местного
самоуправления проектов правовых и актов
и предложений по вопросам административно-
При рассмотрении дел административно
- территориального устройства подлежат
выяснению следующие обстоятельства:
соответствует ли административно-
Сам порядок и процедура
рассмотрения обстоятельств, подлежащих
выяснению при рассмотрении дел административно-
Как показывает практика, в субъектах Российской Федерации законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ по вопросам административно - территориального устройства принимает законы и постановления. Выборный орган местного самоуправления по вопросам административно - территориального устройства принимает решения (постановления). Содержание правовых актов и требования, предъявляемые к ним, устанавливаются законодательством субъекта РФ.
Информация о работе Административно-территориальное устройство РФ