Пятый подход, основанный
на альтернативной наркотикам деятельности.
Сторонники данного подхода предполагают,
что значимая деятельность альтернативна алкогольной и наркотической
зависимости от ПАВ.
Основные позиции подхода:
- Психологическая зависимость от наркотиков
является результатом её заместительного эффекта.
- Многие формы поведения, направленного
на поиск удовольствия являются результатом изменения настроения
или сознания личности.
- Люди не прекращают использование
ПАВ, улучшающих настроение и поведение, направленное на поиск удовольствия
до тех пор, пока не имеют
возможности получить взамен что-то другое.
- Альтернативы наркотизации являются
ещё и альтернативами дистрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят
к само разрушающему поведению.
- Сторонники этого подхода также подчеркивают огромную роль среды, и их программы ориентируются на развитие позитивной активности.
Выделяются 4 варианта программ:
- Предложения специфической позитивной
активности (например, путешествие с
приключениями), предполагающие и сильные
эмоции, и преодоление сильного рода препятствий.
- Комбинация специфических личностных
потребностей со специфической
позитивной активностью.
- Поощрение участия во всех видах деятельности.
- Создания групп поддержки молодых людей,
заботящихся об активном выборе
своей жизненной позиции.
Результаты внедрения этих программ
не свидетельствуют о явных
успехах или неудачах, эффективны для групп повышенного
риска, аддитивного и других форм отклоняющего
поведения.
Вопрос 18. Концепция профилактики
зависимостей от ПАВ среди детей и подростков
Цель: объединение образовательных, социальных
и медицинских мер в рамках первичной,
вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих
достижение общего результата:
- снижение спроса и распространенности
наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию
и субкультуру;
- снижение заболеваемости наркоманиями,
токсикоманиями и алкоголизмом;
- снижение медико-социальных последствий
злоупотребления ПАВ.
Содержание концепции профилактики зависимостей
от ПАВ в образовательной среде:
- Формирование представлений об общечеловеческих
ценностях, ЗОЖ, препятствующих вовлечению
в наркогенную ситуацию;
- Формирование умений и навыков активной
психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика)
- Раннее выявление и диагностика наркозависимости
- Реабилитация детей и молодежи, возвращающихся
из среды наркотизации в нормативную жизнь
(вторичная и третичная профилактика).
Вопрос 20. Понятие о профилактике,
её виды, цели, задачи, и содержание каждого
вида профилактики
Профилактика злоупотребления
психоактивными веществами – комплекс социальных, образовательных
и медико-психологических мероприятий,
направленных на выявление и устранение
причин и условий, способствующих распространению
и употреблению психоактивных веществ,
предупреждение развития и ликвидацию
негативных личностных, социальных и медицинских
последствий злоупотребления психоактивными
веществами (безнадзорность, беспризорность,
преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций,
гепатита, заболеваний, распространяемых
половым путем и т.д.).
Виды профилактики:
- Первичная профилактика злоупотребления
ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих
приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих
болезненную зависимость.
- Вторичная профилактика злоупотребления
ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации
у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ,
но не обнаруживающих признаков болезни.
- Третичная профилактика злоупотребления
ПАВ, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов
и рецидивов заболевания, т.е. способствующих
восстановлению личностного и социального
статуса больного (наркомания, токсикомания
и алкоголизм) и возвращение его в семью,
в образовательное учреждение, в трудовой
коллектив, к общественно-полезной деятельности.
Стратегия первичной
профилактики:
- формирование личностных ресурсов;
- формирование ресурсов семьи;
- развитие ценностей здорового образа
жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема
наркотиков;
- внедрение технологий раннего обнаружения случаев употребления
наркотиков учащимися;
- развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.
Стратегия вторичной
профилактики:
- создание системы раннего выявления
потребителей ПАВ;
- обеспечение доступности комплексного
обследования;
- оказание квалифицированной психологической, медицинской,
педагогической и социальной помощи;
- создание психотерапевтической атмосферы
непримиримости к повторному употреблению
ПАВ;
- оптимизация здоровых личностных и социальных
устремлений подростков.
Стратегия третичной
профилактики:
- предотвращение срывов и рецидивов;
- общеобразовательное и профессиональное
обучение;
- организация технических и иных кружков,
спортивных секций;
- оказание социально-психологической
и педагогической помощи;
- формирование законопослушного поведения.
Основные направления
профилактической деятельности:
- просвещение;
- организация социального партнерства;
- социо-культурное проектирование;
- образовательная деятельность (включая
дистанционные формы обучения);
- организационно-управленческая деятельность
в системе профилактики;
- психологическая помощь и поддержка;
- волонтерская деятельность;
- индивидуальная консультационная и коррекционная
работа
Вопрос 21. Формы и методы профилактики
зависимости от ПАВ среди детей и подростков
Понятие «профилактики» трактуется как:
- мероприятия по сохранению и поддержанию
норм
- предупреждение отклонений от нормы
В зависимости от трактовки будет определяться
содержание мероприятий и вид профилактики.
В первом случае – сохранение здоровья,
пути и средства этого процесса – первичная профилактика. Во втором – недопущение
развития болезни у употребляющих ПАВ
– вторичная профилактика; или недопущение
возвращения болезни, социальная реабилитация
лиц, прошедших лечение от болезней, связанных
с ПАВ – третичная профилактика.
Виды деятельности социального
педагога в социально-педагогической
профилактике:
- коррекция воспитательного микросоциума
ребенка, изменяющая характер взаимоотношений
его субъектов, а также характер их воздействия
на ситуацию
- воздействие на представления ребенка
об окружающих и взаимоотношениях с ними, сопровождение
эмоциональных переживаний ребенка и
изменение их на позитивные
- изменение позиций ребенка по отношению
к социуму
- формирование социально-поддерживающей
и развивающей среды
Технологии социально-педагогической
профилактики:
- формирование мотивации на изменение
поведения, прекращение употребления
ПАВ и мотивации на продвижение к здоровью
- развитие навыков копинг-поведения, социальной
компетентности
- формирование социально-поддерживающего
поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих
сетях
- просветительская работа с населением
- социальный патронаж, социальное сопровождение
семьи
- диагностика причин и признаков зависимости
Методы работы с молодежью,
направленные на оздоровление молодежной
среды и профилактики наркотической зависимости:
- проведение лекций, бесед по антинаркотической
тематике, последствиях употребления ПАВ
- проведение «круглых столов» с привлечением
специалистов
- работа телефона доверия, оказание консультативной
помощи, психологической поддержки
- организация и проведение антинаркотических
акций, конкурсов плакатов, тематических выступлении команд КВН, студенческих
театров и агитационных бригад
- проведение тренингов, мастер классов,
и деловых игр, направленных на усиление
личностных ресурсов
- организация клубов общения
- подготовка тематических теле- и радио
передач, публикация статей в газетах
и журналах краевого и муниципального уровней
- подготовка и выпуск тематической печатной
продукции
- проведение профилактической работы
в школьных и детских дошкольных учреждениях
- работа на дискотеках и в компьютерных
клубах
- работа с трудными подростками, включая
посещение инспекции по делам несовершеннолетних и воспитательных колоний
для несовершеннолетних
- проведение маркетингового исследования
отношения молодежи к употреблению ПАВ
- работа на игровых и спортивных площадках
по месту жительства, в лагерях дневного
пребывания, летних оздоровительных лагерях
- работа с подростками в детских домах
Вопрос 22. Планирование работы
по профилактике зависимости от ПАВ: принципы, требования к программе
профилактики
Примерная схема внедрения
программ в ОУ.
- Проведение педагогического совета школы, на котором утверждается концепция воспитательно-профилактической работы школы.
Для подготовки данного вопроса на педагогический
совет могут быть приглашены специалисты
психологической службы школы с целью
предварительного анализа ситуации и
определения наиболее подходящей программы.
- Подготовка приказа, в котором указывается:
- закрепление ответственных лиц за реализацию
профилактической программы в ОУ;
- формы реализации содержания программ
(в рамках учебного плана, на классных
часах, через систему дополнительного
образования, кружковую деятельность);
- количество и категория классов;
- Проведение родительского собрания участников профилактической образовательной программы с
целью информирования о содержании, целях
и задачах, формах и методах внедряемой
программы, а так же ожидаемого результата.
Оформление протокола родительского собрания
с подписями родителей о согласии на участие
их детей в данной программе (или в другой форме)/
- Решение вопроса о необходимости и формах
психологического сопровождения
- Подготовка учебно-методического обеспечения,
включающего в себя:
- Тематическое планирование
- Методические пособия для педагогов (рабочие тетради для детей и родителей
в зависимости от их наличия/отсутствия
в программе)
Базовый текст программы может быть представлен
в следующих видах:
- Рекомендованная (допущенная, одобренная)
минобрнауки (минобразования) РФ для реализации
в ОУ.
- Скорректированная программа, исходя
из условий ОУ.
Такого рода программа должна быть рассмотрена
на районном МО специалистов, занимающихся
данной проблемой (педагоги-психологи,
социальные педагоги), педагогическом
совете школы и утверждена руководителем
ОУ или заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
- Авторская. Статус авторской присваивается
областным экспертным советом.
- Реализация программы предполагает:
Наличие журнала со списком группы и
записями о проведении каждого занятия,
а так же отметками о количестве детей присутствующих
на каждом занятии. В качестве журнала
можно использовать:
- Стандартный классный журнал, если программа
реализуется через интеграцию в учебные
предметы.
- Журнал для кружковой работы, факультативных
занятий или дополнительного образования.
- Тетрадь, оформленную по вышеуказанным
типам.
Наличие диагностических данных по детям,
участникам целевой группы как до (психологическая
и педагогическая диагностика, анкеты,
тестирование), так и после прохождения
очередного цикла программы (например, на начало и на конец
учебного года). Анкетирование проводит
специалист, реализующий программу (педагогическая
диагностика) или специалист, осуществляющий
психологическое сопровождение программы.
Содержание анкет подбирается в зависимости
от целей программы.
- В конце учебного курса проводится опрос
учащихся (анкетирование, тестирование – в зависимости от целей программы) и пишется анализ эффективности выбранной программы.
Оценка эффективности выбранной программы
может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, т.к. позиция
участника такого рода программы в значительной
мере определяет и итоговую оценку ее
успешности. Критериями успешности являются: