География железнодорожного транспорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 08:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение показателей деятельности, экономических проблем, перспектив развития железнодорожного транспорта России.
Задачи исследования:
- раскрыть значение железнодорожного транспорта в экономике страны, показать его роль в развитии территориального разделения труда, развитии рыночных отношений в стране, раскрыть его преимущества перед другими видами транспорта;
- раскрыть основные этапы и условия развития железнодорожного транспорта;
- провести анализ и дать экономическую оценку деятельности железнодорожного транспорта;
- раскрыть проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта;

Содержание

Введение 3
1. Значение железнодорожного транспорта в экономике страны 5
1.1. Показатели железнодорожного транспорта 5
1.2. Изменение удельного веса железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны за годы экономических реформ 7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ОСНОВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ 9
2.1. Направление и структура основных грузопотоков 9
2.2. Характеристика размещения железнодорожного транспорта 11
3. ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 56.18 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

Байкальский государственный  университет

экономики и права

Читинский институт

Кафедра мировой  экономики

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по

Экономической и  социальной географии России

на тему:

География железнодорожного транспорта России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

студент гр. МЭ – 12 -1

Шамонова Е. А.

 

Научный руководитель:

доцент кафедры

«Мировая экономика», к.г.н.

В.В. Будко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита – 2012

Оглавление

Введение 3

1. Значение железнодорожного транспорта в экономике страны 5

1.1. Показатели железнодорожного транспорта 5

1.2. Изменение удельного веса железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны за годы экономических реформ 7

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ОСНОВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ 9

2.1. Направление и структура основных грузопотоков 9

2.2. Характеристика размещения железнодорожного транспорта 11

3. ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………….………………………………………………………..……………………..22

 

Введение

Актуальность изучения темы экономической деятельности железнодорожного транспорта России, обусловлена его  огромной социально-экономической  ролью в экономике страны. В  условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно  возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит  эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок  подразумевает обмен товарами и  услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам  рынок, поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. Безусловно, для России, самой большой по площади стране мира, железнодорожный транспорт  является одним из самых необходимых  видов транспорта, поэтому особое внимание уделяется именно ему. Российские железные дороги, играя ведущую роль в транспортном обеспечении и  тарифном стимулировании экономического роста в стране, одновременно вносят значительный вклад в формирование федерального и региональных бюджетов.

Значение транспорта как  важной составной части хозяйственного комплекса Российской Федерации  определяется его ролью в территориальном  разделении общественного труда: специализация  районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспорт  является материальным носителем связей между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние  на размещение производства, без его  учета нельзя достичь рационального  размещения производительных сил. При  размещении производства учитывается  потребность в перевозках массы  исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. в зависимости  от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность  производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в  целом. Важное значение транспорт имеет  и в решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения  населения и производства, а также  важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Предмет исследования –  география железнодорожного транспорта России.

Объект исследования - железнодорожный  транспорт России.

Цель работы - изучение показателей деятельности, экономических проблем, перспектив развития железнодорожного транспорта России.

Задачи исследования:

- раскрыть значение железнодорожного транспорта в экономике страны, показать его роль в развитии территориального разделения труда, развитии рыночных отношений в стране, раскрыть его преимущества перед другими видами транспорта;

- раскрыть основные этапы  и условия развития железнодорожного  транспорта;

- провести анализ и  дать экономическую оценку деятельности  железнодорожного транспорта;

- раскрыть проблемы и  перспективы развития железнодорожного  транспорта;

- раскрыть стратегии эффективности  развития железнодорожного транспорта  в экономике России.

В данной работе рассматриваются такие вопросы, как:

1) Роль железнодорожного  транспорта в экономике страны. Почему именно железные дороги  являются самым необходимым видом  транспорта в России и почему  так важно развивать эту отрасль;

2) Какие проблемы на  сегодняшний день существуют  на железных дорогах, что делает  государство для решения этих  проблем, а также, что уже  сделано к настоящему времени,  какие успехи достигнуты;

3) Что планируется выполнить  в будущем для того, чтобы железнодорожный  транспорт стал более эффективным,  ведь для ускорения экономического  роста страны железнодорожный  транспорт должен получить опережающее  динамичное развитие в части  расширения железнодорожной сети, модернизации существующей материально-технической  базы и качественного повышения  транспортной обеспеченности страны.

 

 

  1. Значение железнодорожного транспорта в экономике страны

. 1.1. Показатели железнодорожного транспорта

К железнодорожному транспорту относится структурный комплекс, состоящий их железнодорожных транспортных средств, сопутствующей производственной структуры, чья деятельность основана на осуществлении перевозок по железной дороге (рельсам). [10, с. 127]

Железнодорожный транспорт  является основой транспортной системы  Российской Федерации. Он занимает 2-е  место в грузообороте всех видов  транспорта и 1-е в пассажирообороте. Протяженность железнодорожных  путей составляет 7% мировых, а доля в мировом железнодорожном грузообороте равна 25%, пассажирообороте – 15%. По эксплуатационной длине путей Россия уступает только США, а по протяженности электрифицированных  дорог, электровозному парку она  занимает 1-е место в мире. Столь  мощное развитие этого вида транспорта обусловлено огромными размерами  территории страны, особенностями размещения производительных сил России, интенсивным  обменом продукцией и ресурсами  всех ее регионов.

Железнодорожный транспорт  имеет целый ряд достоинств, которые  также определяют его преимущественное развитие в стране. Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают  его на первый план в транспортной системе. Вытянутой главной хозяйственной  полосы на несколько тысяч километров требует круглогодичного обеспечения  массовых перевозок грузов в направлениях, которые не могут обеспечить другие виды транспорта. Отрасль характеризуется  относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью. Он дает возможность  производить массовые перевозки  грузов и пассажиров с большой  скоростью, что укрепляет его  преимущества, повышая производительность труда, и значительно снижает  себестоимость перевозок. Кроме  того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет электрификации тяги. Железнодорожный транспорт  особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории России он и в перспективе останется  ведущим видом транспорта и в  массовых грузовых перевозках на дальние  расстояния, и в пассажирских перевозках на средние расстояния, и в пригородном  сообщении. Значение железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного хозяйства  и населения определяется такими свойствами и особенностями этого  универсального вида транспорта, как: возможностью сооружения устойчивых связей между районами; высокой пропускной и провозной способностью; высокой  его регулярностью, независимостью железнодорожного транспорта от времени  года, суток, погодных условий; возможностью создания удобной прямой связи между  крупными предприятиями, что сокращает  число дорогостоящих перевозок  грузов; более коротким путем перевозки грузов по сравнению с другими видами транспорта.

Железнодорожный транспорт  играет ключевую роль в экономике  России. Доля железнодорожных перевозок  в общем грузообороте превышает 80%, значение железных дорог особенно велико при перевозках грузов на дальние  расстояния. Для большинства отправителей массовых грузов (таких как уголь, руды, лесные грузы, строительные материалы  и др.) перевозка по железной дороге является единственной альтернативой.

Транспортный комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики. Он включает 1,5 млн. км. наземных путей сообщения. На транспорте работает 6,5% трудоспособного населения  России. Стоимость основных производственных фондов транспорта составляет 27% фондов страны, при этом доля транспортных издержек в конечной цене продукции  промышленного и сельского хозяйства  оценивается в 15-20%, достигая, по некоторым  грузам, 50%. Удельный вес грузового  транспорта во внутреннем валовом продукте России равен 9,7% .[1, 254с]

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению. Вместе с тем транспорту свойственны  некоторые особенности, отличающие его от других отраслей экономики. Транспорт  не производит новой вещественной продукции  и является во многих случаях продолжением процесса производства, а продукция  транспорта – перевозка неотделима от процесса транспортного производства: её нельзя накопить, создать запасы. С точки зрения объёма выполняемой  работы ведущим в транспортной системе  России является железнодорожный транспорт. Доля железнодорожного транспорта в  грузообороте всех видов транспорта (без учёта трубопроводного) превышает 80%, а в пассажирообороте - более 40%

Доля железных дорог в  ВВП составляет 6,3 % или почти 65 % удельного  веса транспорта в ВВП. Эти показатели свидетельствуют о том, что определяющую роль в транспортном комплексе играют железные дороги. Именно поэтому эффективность  работы железнодорожной отрасли  чрезвычайно важна для развития экономики страны.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести значительную потребность в капиталовложениях  и трудовых ресурсах. Кроме того, железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1км магистральной линии требуется 130 – 200т металла не считая подвижного состава).

 

1.2. Изменение удельного веса железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны за годы экономических реформ

Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета  которых нельзя обеспечить эффективное  размещение производства. Транспортные затраты увеличивают стоимость  транспортируемой продукции. Отношение  суммарных транспортных издержек и  полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем  более транспортабельна продукция, а, следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут  размещаться производства.

Для разных видов продукции  доля транспортных затрат в стоимости  различна. Так, в стоимости топлива  и строительных материалов она составляет более 50%, железной руды и лесоматериалов - до 20%. Транспорт зависит от общего уровня развития производительных сил, от технического прогресса в общественном производстве.

Основные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный - образуют единую транспортную систему Российской Федерации. Современная структура  транспортной сети сложилась под  влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и  экономико-географических особенностей нашей страны. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет  свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной сети обусловлено  рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических  связей, расположением крупных курортных  и туристических объектов (табл. 2)

Таблица 1.1

Рост протяженности путей  сообщения Железнодорожного транспорта в России (тыс. км). [2, с. 67]

Вид транспорта

1980г.

1985г.

2000г.

2005 г.

2009 г.

Железнодорожные пути, всего

149,0

157,0

160,0

151,0

139,0

В том числе: общего пользования

83,0

85,0

87,0

87,0

86,0


В целом по России на 1000 км2 приходится 8,1 км железных дорог, в том числе общего пользования — 5,0 км, внутренних судоходных путей — 5,0 км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием — более 31 км, магистральных трубопроводов— 12,5 км.

Основное звено транспортной системы России — железнодорожный  транспорт — обеспечивает около 40% грузооборота и 43% пассажирооборота. Это обусловлено соответствием  главных магистралей основным транспортно-экономическим  связям, а в также технико-экономическими преимуществами железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта. В общем грузообороте значителен удельный вес трубопроводного транспорта, а в пассажирообороте — автомобильного и воздушного. Соотношение видов транспорта меняется в разных районах и при перевозке различных грузов.[3, с. 160]

Информация о работе География железнодорожного транспорта России