Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 08:53, контрольная работа
Цель работы - изучение показателей деятельности, экономических проблем, перспектив развития железнодорожного транспорта России.
Задачи исследования:
- раскрыть значение железнодорожного транспорта в экономике страны, показать его роль в развитии территориального разделения труда, развитии рыночных отношений в стране, раскрыть его преимущества перед другими видами транспорта;
- раскрыть основные этапы и условия развития железнодорожного транспорта;
- провести анализ и дать экономическую оценку деятельности железнодорожного транспорта;
- раскрыть проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта;
Введение 3
1. Значение железнодорожного транспорта в экономике страны 5
1.1. Показатели железнодорожного транспорта 5
1.2. Изменение удельного веса железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны за годы экономических реформ 7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ОСНОВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ 9
2.1. Направление и структура основных грузопотоков 9
2.2. Характеристика размещения железнодорожного транспорта 11
3. ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Таблица 1.2
Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте Российской Федерации. [4, с. 315]
Вид транспорта |
Удельный вес в грузообороте |
Удельный вес в | ||||
1995г |
2005г |
2009г |
1995г |
2005г |
2009 г | |
Железнодорожный |
42,83 |
34,36 |
39,45 |
38,62 |
42,29 |
43,29 |
Морской |
8,62 |
8,41 |
2,88 |
0,08 |
0,04 |
0,01 |
Внутренний водный |
3,63 |
2,55 |
1,87 |
0,68 |
0,25 |
0,23 |
Трубопроводный |
43,73 |
53,76 |
55,07 |
– |
– |
– |
Автомобильный |
1,15 |
0,88 |
0,66 |
38,16 |
41,64 |
42,64 |
Воздушный |
0,04 |
0,04 |
0,07 |
22,45 |
15,78 |
13,83 |
Структура грузооборота зависит от специализации экономических районов, сочетания в них отраслей хозяйства, размещения крупных сырьевых и топливных баз, степени развития перерабатывающей промышленности на привозном топливе и сырье. Каждому экономическому району соответствует своя структура грузовых перевозок. Регионы с межрайонным значением топливных и сырьевых баз (Северный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский) обладают активным транспортным балансом, т.е. отправление грузов превышает их прибытие. Районы, где развита преимущественно обрабатывающая промышленность (Центральный, Волго-Вятский, Северо-Западный), имеют пассивный транспортный баланс — прибытие грузов превышает их отправление.[3, с. 240]
Наиболее грузонапряженные линии железных дорог находятся на важных направлениях транспортно-экономических связей Центра с Уралом, Поволжьем, Северо-Западом, Северным Кавказом; Кавказа с Поволжьем и Уралом; Северо-Запада с Уралом; Урала с Сибирью и Дальним Востоком.
Преобладающие грузы — каменный уголь (27%), строительные материалы (19%), нефть (17%), руды (более 12%), черные металлы (9%), лес (5%), химические и минеральные удобрения (4%), цемент и хлебные грузы (по 2,5%). Они составляют 4/5 общего отправления грузов железнодорожным транспортом.[2, с. 147]
Основные потоки каменного угля формируются в крупных угольных регионах страны. Самую обширную зону сбыта имеет уголь Кузнецкого бассейна. Кузнецкий уголь поступает на Урал, в Западную Сибирь, Поволжье, Центр. Угли Печорского бассейна направляют в Череповец, Санкт-Петербург, Мурманск, Карелию. Небольшая часть их идет в Центральный и Волго-Вятский районы. Южный Урал и Поволжье обеспечиваются углем из Караганды и Экибастуза.[5, с. 419]
Главные потоки сырой нефти
образуются в Западно-Сибирском, Волго-Уральском
и Прикаспийском
Железные руды перевозятся главным образом внутри экономических районов, в пределах крупнейших металлургических баз - Урала, Кузбасса, Центрально-Черноземного и Северо-Западного районов. Межрайонные потоки железной руды направляются из Казахстана и месторождений КМА на Урал, из Восточной Сибири—в Кузбасс.[4, с. 516]
В России основные отправители
черных металлов — Урал, Западная Сибирь,
Центрально-Черноземный и
Лесные грузы отправляют с крупных станций, они перевозятся почти по всем дорогам. Наиболее мощные потоки леса образуются на Сибирской магистрали, линиях Архангельск — Вологда - Москва, Пенза - Лиски и Екатеринбург — Орск - Канаш.[5, с. 265]
Хлебные грузы формируются
в лесостепных и степных
Таблица 2.3
Основные показатели развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. [4, с. 465]
Показатели |
1980г |
1985г |
1990г |
1999г |
2009г |
Перевезено пассажиров, млн человек |
2971 |
3036 |
3143 |
1833 |
1419 |
В том числе: в междугородном сообщении, млн человек |
216 |
236 |
261 |
157 |
138 |
в пригородном сообщении, млн человек |
2755 |
2799 |
2882 |
1676 |
1280 |
Пассажирооборот, млрд пассажирокилометров |
227 |
246 |
274 |
192 |
167 |
В том числе: в междугородном сообщении, млрд пассажирокилометров |
– |
– |
182,6 |
113,5 |
116,2 |
в пригородном сообщении, млрд пассажирокилометров |
– |
– |
91,9 |
78,8 |
50,8 |
Интенсивность перевозок пассажиров, тыс. пассажирокилометров на 1 км |
2747 |
2900 |
3148 |
2200 |
1941 |
Рассмотрим природные условия, влияющие на размещение железнодорожного транспорта.
Современная техника позволяет
прокладывать железные дороги в любых
районах, однако строительство и
эксплуатация дорог в горах значительно
дороже, чем на равнинах. Около 70% железных
дорог в стране имеют подъемы
от 6 до10%. Большие подъемы – от
12 до 17% - на магистральных дорогах
встречаются на Урале (особенно на линии
Пермь – Чусовская - Екатеринбург),
в Забайкалье и на Дальнем Востоке.
Прямая трасса и пологий профиль
железнодорожной линии с
К основным факторам, влияющим на формирование транспортной сети, в том числе и железных дорог, относятся: развитие и размещение хозяйства, направление и мощность основных внутрирайонных и транспортно - экономических связей, размещение городов и административных центров.
Сокращение дальности перевозок грузов снижает транспортные расходы в процессе производства, что имеет важное значение для народного хозяйства. Вопросу уменьшения средней дальности перевозок на железных дорогах уделяется большое внимание.
Из факторов, влияющих на себестоимость перевозок грузов по железным дорогам, выделяются:
Все эти факторы зависят от экономико-географических условий.
Экономико-географические особенности районов, которые определяют виды грузов, направление и размер их ввоза или вывоза, обуславливают транспортные связи. Создание новых путей вызывает новое направление связей, например, проведение железной дороги из Печерского угольного бассейна на Урал создало бы новое направление вывоза угля, а следовательно, новые связи бассейна. Размеры и направления межрайонных и внутрирайонных связей зависит от следующих факторов:
Среди других факторов, влияющих на развитие железнодорожной сети, выделяются:
Железнодорожная сеть России разделена на значительные протяженности и вместе с тем взаимосвязанные участки – 19 железных дорог, которые, в свою очередь, состоят из отделений. Размещение железнодорожного транспорта неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает Европейская часть страны.
Москва – самый крупный
железнодорожный узел страны. В европейской
части России от Москвы расходятся
мощные железнодорожные магистрали
с высокой технической
К северу от Москвы такими магистралями являются: Москва – Вологда – Архангельск; Москва – С. Петербург – Мурманск; Москва – Архангельск с ответвлением от Коноша до Воркуты – Лабытнангии, а также Коноша – Котнос – Воркута.
На юг от Москвы важнейшими железнодорожными магистралями являются: Москва – Воронеж – Ростов-на–Дону – Армавир.
К востоку от Москвы пролегают
магистрали: Москва – Ярославль
– Киров – Пермь –
В пределах Западной Сибири и части Восточной Сибири преобладают магистрали широтного направления: Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток.
В меридиональном направлении действует участок Тюмень – Сургут – Уренгой.
Из Самары – Кинель - Оренбург – ветка проходит в независимые государства Казахстан, Узбекистан, Кыргистан, Таджикистан, Туркменистан. На юге магистраль проходит через Армавир – Туапсе и далее в Закавказские независимые государства.
Перечень железных дорог Российской Федерации.
Информация о работе География железнодорожного транспорта России