Италия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

На международном рынке у Италии традиционно изящный, даже утонченный женский образ, даже в Средние века итальянские города славились производством шелковых тканей, позаимствовав тутовое дерево и искусство изготовления шелка на Востоке, из ввозимого сирийского хлопка в Венеции изготовляли высокоценный бархат. В наши дни Италия - один из крупнейших мировых экспортеров модной и качественной одежды и обуви. Другой «конек» итальянской промышленности - современная электротехника для хозяек: стиральные машины, холодильники. Много вывозит Италия и продовольствия - Традиционных мучных изделий (макароны, полуфабрикаты для пиццы), аристократических средиземноморских плодов (оливки, цитрусовые), вин. Широко известны итальянские автомобили — «Фиат» и изящные гоночные «Феррари».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика экономики Италии…………………5
1.1.Историческое развитие итальянской экономики………………………5
1.2.Система государственного регулирования экономики Италии….......9
Глава 2. Место Италии в мировой экономике…………………………13
2.1.Анализ социально - экономического развития Италии………………13
2.2.Участие Италии в международном разделении труда……………….23
Глава 3. Италия в международных экономических отношениях…..33
3.1.Италия в Европейском Союзе……………………………………………33
3.2.Проблемы международных экономических отношений Италии…….42
3.3.Взаимоотношения Италии и России……………………………………49
Заключение…………………………………………………………………….62
Список используемой литературы…………………………………………..65
Приложение…………………………………………………………………...66

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Италия.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

В 80-е годы центральный банк отказывается от активного использования мер регламентации кредитных операций. Делается упор на расширение свободы рынка ссудных капиталов. Банк Италии сосредоточивает свое внимание на регулировании общего объема внутреннего кредита и размеров денежно-кредитной массы в обращении.

Государственное экономическое программирование в Италии прошло путь от отраслевых и региональных программ до разработки общенациональных среднесрочных индикативных планов социально-экономического развития. Организационно ответственность за подготовку программ возложена на министерство бюджета и экономического программирования. Подготовленный правительством программный документ утверждается парламентом.

В настоящее  время в Италии ведется реализация около 40 различных экономических программ, в том числе по дорожному строительству, по защите Венеции от затопления и т. п. Самая крупная и постоянно действующая с 1950 г. экономическая программа Италии направлена на развитие экономики Юга. Но большинство отраслевых и региональных экономических программ не выполняется в срок, а общенациональные экономические планы слабо влияют на развитие итальянской экономики. Также  
утверждена практика составления планов-прогнозов, которые призваны ориентировать частные и государственные предприятия в экономической обстановке и информировать их об общих целях экономической политики.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕСТО ИТАЛИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО- - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИТАЛИИ

Италия по своему экономическому потенциалу занимает место в группе ведущих промышленно развитых стран мира, в частности, входит в состав «большой семерки», куда, помимо Италии, входят США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания и Канада.

В период после  Второй мировой войны итальянская  экономика значительно окрепла и утвердилась на мировом рынке. По темпам накопления Италия уступала только Японии.

Вместе с  тем ряд специфических причин исторического, политического и  социального характера замедлял и тормозил процесс экономического роста. Поэтому динамика развития народного хозяйства характеризовалась сменой высоких темпов роста производства экономическими спадами и стагнацией. Так, высокая общехозяйственная конъюнктура 60-х годов была прервана спадом и депрессией 70-х годов, а впоследствии затяжным кризисом начала 80-х годов, из которого страна вышла только в середине десятилетия. С середины 1990 года по конец 1993 года страна пережила очередной затяжной кризис.

        Сейчас Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. В 2006 г. удельный вес её ВВП в мировом производстве был равен 3,1%, экспорте товаров и услуг — 4,0%, численности населения — 0,9% (в совокупном производстве, экспорте и населении промышленных стран — соответственно 5,6; 4,0; 5,3). В 2007 г. итальянский ВВП с учётом покупательной стоимости валют составлял 1438 млрд долл., в расчёте на душу населения — 25 тыс. долл. (28-е место в мировом рейтинге). По конкурентоспособности она находилась на 39-м месте, уступая всем странам ЕС (оценка Всемирного экономического форума).

График 1

На сегодняшний  день валовой национальный продукт на душу населения составляет 28300 долларов в год.

Италия по своему экономическому уровню занимает промежуточное положение между наиболее экономически развитыми странами и странами со средним уровнем развития производительных сил. Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленность является ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая часть экономически активного населения, чем в интенсивно и непропорционально растущей сфере услуг. Стоимость промышленной продукции превышает стоимость продукции сельского хозяйства, в которое ежегодно вкладывается меньше капитала, чем в промышленность. Промышленные изделия резко преобладают и в итальянском экспорте. Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, большинство из которых входят в число крупнейших концернов капиталистического мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности («Монтэдисон»), в автомобильной (ФИАТ), а также в резинотехнической («Пирелли»). В то же время в стране существует великое множество средних, мелких и мельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а также в производстве бытовой электротехники, оборудования для переработки синтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. В то же время это один из ведущих мировых поставщиков продукции лёгкой промышленности: текстильных и швейных изделий, обуви, керамики и т.д. По выпуску обуви (более 400 млн пар в год) она уступает только США. Многие итальянские компании доминируют на мировых рынках готовой одежды. Важной экспортной отраслью является дизайн, приносящий стране около 10 млрд долл. в год.

Энергетический сектор в значительной степени зависит  от импорта из-за рубежа: в 2006 году страна импортировала более 86% всей потребленной энергии (99,7% потребления твердого топлива, 92,5% нефти, 91,2% природного газа и 16% электроэнергии).

Импорт около 16% потребляемой электроэнергии из Франции делает Италию крупнейшим в мире импортером электроэнергии. Из-за зависимости от дорогих видов  ископаемого топлива и импорта итальянцы платят за электроэнергию примерно на 45% больше, чем в среднем по ЕС.

В структуре  производства электроэнергии 78% приходится на ТЭС, 20,2% — на ГЭС, 1,6% — на геотермальные  источники, 0,4% — на использование  энергии ветра; 16% электроэнергии импортируется. Север располагает 71,2% установленной мощности ГЭС и 44,4% — ТЭС1.

Малое и среднее предпринимательство  образует основу промышленных округов (кластеров) — типичных для Севера и Центра территориально-производственных комплексов, функционирующих на основе специализации и кооперирования в секторах производства, составляющих международную специализацию Италии. В округах, которых насчитывается около 200, сосредоточено почти 32% занятых в промышленности. Многие округа отправляют за рубеж от 1/3 до 2/3 продукции, а некоторые и больше. Например, округ Прато (85 тыс. предприятий с 44 тыс. занятых) экспортирует 66% своего производства текстиля и готовой одежды; он один обеспечивает 10—11% этой статьи национального вывоза. Округ Монтебеллуна (416 предприятий с 8,8 тыс. занятых) экспортирует 73% своего производства спортивной обуви. Активная роль МСП в продвижении национальной продукции на внешние рынки является особенностью итальянской экономики. Имеются и округа, специализирующиеся на туризме, которых насчитывается около 3002.

В округах благодаря сосредоточению технического опыта, информации, кадров, финансовых ресурсов (местные сбережения и малые банки) и производственных мощностей идёт непрерывный процесс  обновления и диверсификации выпускаемой продукции. Согласно проведённому в 2007 г. исследованию Комиссии ЕС, Италия лидирует по интенсивности этого процесса (новая продукция составляла 13,5% годового оборота продаж против 6,5% в среднем для ЕС). Благодаря специфике своей инновационной модели Италии удаётся сохранять статус мирового поставщика не только многих видов потребительской продукции, но и современного промышленного оборудования среднего технологического уровня3.

В структуре  сельскохозяйственного производства преобладает растениеводство. Основные культуры — пшеница, кукуруза, рис (1-е место по сбору в Европе; свыше 1 млн т. в год),сахарная свёкла. Италия — один из крупнейших в мире и ведущий в Европе производитель цитрусовых (свыше 3,3 млн т. в год), томатов (свыше 5,5 млн т.), винограда (около 10 млн т. в год; свыше 90 % перерабатывается в вино), оливок4. Развиты цветоводство и птицеводство. Высокопродуктивное аграрное производство сосредоточено на Севере, где используются современная техника и земледелие на орошаемых площадях. В остальных районах ирригация недостаточна, местами наблюдается эрозия почв5.

Пригодная для  использования площадь — 20,2 млн га, реально используется 74,4%, посевы занимают 41,6%. На производстве зерновых специализируется 16,4% хозяйств, а вместе с другими видами посевов — 26,0%. На орошаемых землях Паданской равнины выращивается рис, по урожайности которого Италия входит в число мировых лидеров. Сбор зерновых в 2007 г. составил 20,6 млн т, в том числе пшеницы — 7,5 млн т. Производством «средиземноморских» культур занято 47,4% хозяйств, главным образом на Юге. На молочном животноводстве специализируется 2,3% хозяйств, мясном — 1,0% (оба направления характерны для Севера), на разведении овец и коз — 4,9% (Юг). Смешанную специализацию имеет 10,2% хозяйств6.

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную  роль играет автомобильный транспорт, на втором месте — железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире. Густая сеть железных дорог, протяжённость которых 19,8 тыс. км, из которых 60% электрифицировано, и 1,0 тыс. км узкоколеек. Сеть шоссейных дорог с твёрдым покрытием имеет протяжённость 668,7 тыс. км, в том числе 6,5 тыс. км скоростных магистралей. Автопарк насчитывает 40 млн единиц (свыше 32 млн — легковые). Небольшая сеть внутренних водных путей обслуживает товарные перевозки. Трубопроводы обеспечивают транспортировку природного газа (протяжённость — 19,4 тыс.км), нефтепродуктов (2,2 тыс. км) и сырой нефти (1,7 тыс.км). Воздушный транспорт располагает 135 аэропортами, в том числе международными — в Риме, Милане, Неаполе, Болонье, Генуе, Пизе, Турине и Венеции. Торговый флот насчитывает 467 крупных судов общим тоннажем 8499,3 тыс. т, из которых 62 — иностранные под итальянским флагом. На нефтеналивные суда приходится 40% тоннажа.

В 2007 г. по железной дороге было перевезено 82,2 млн т  грузов и 431,5 млн пассажиров. Грузооборот составил 23,8 млн ткм и 431,5 млн пасс./км. Морским транспортом было перевезено: под итальянским флагом — 154,6 млн т грузов и 79,8 млн пассажиров, под иностранным флагом — 308,5 млн т грузов и 5,7 млн пассажиров.

Авиатранспорт осуществил перевозку 90,0 млн пассажиров. Национальные аэропорты приняли 605,4 тыс рейсов, пропустили транзитом 45,0 млн пассажиров, выгрузили 2454,0 тыс.т грузов и 511,1 тыс.т почты, отправили 3060,1 тыс.т грузов и 512,8 тыс.т почты.

В отраслевой структуре сферы  услуг на первом месте находится статья «торговля, ремесло и предложение товаров бытового назначения». Вклад этого сектора в ВВП 14,8%, доля в общей занятости 15,2%. На долю торговли (оптовой, комиссионной, розничной) в 2007 г. приходилось около 40% общего числа занятых сферы услуг, около 55% оборота продаж этого сектора и 1/3 добавленной стоимости. Соотношение оптовой (вместе с комиссионной) и розничной торговли по объёму продаж равнялось 1,5:1. Сеть розничной торговли насчитывала в 2007 г. 636,5 тыс. точек, из которых 39,8% на Севере, 20,6% в Центре и 30,6% на Юге. Преобладают предприятия традиционного, «семейного» или индивидуального типа, специализированные на продаже определенного вида товаров.

В настоящее время в  Италии наблюдается дефицит торговли Италии со странами вне ЕС. «Дефицит торговли Италии со странами вне ЕС в октябре сократился до 808 млн евро против 1,65 млрд евро в октябре 2010 года. С учетом коррекции на сезонные колебания дефицит торговли Италии со странами вне ЕС в сентябре составил 1,8 млрд евро. Экспорт в октябре упал на 5,1%, а импорт вырос на 0,2% по сравнению с сентябрем. Без учета энергоносителей положительное сальдо торговли со странами вне ЕС в октябре составило 4,5 млрд евро против 3 млрд евро за тот же период предыдущего года. Дефицит торговли энергоносителями в Италии, которая отказалась от атомных электростанций два десятилетия назад, вырос до 5,3 млрд евро с 4,6 млрд евро в октябре 2010 года. Итальянский экспорт в Китай вырос на 17% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, а импорт из Китая упал на 27%, что стало резким разворотом долгосрочного тренда»7.

Италия — крупнейший район международного туризма (свыше 50 млн человек в год). Туризм в Италии является одним из ведущих секторов экономики и составляет 12 % от ВВП. На долю Италии приходится 5,6 % от мирового туристического рынка. По этому показателю страна занимает 3-е место в ЕС после Франции и Испании. Хорошо развит и внутренний туризм8.

Крупными отраслями  сферы услуг являются также финансовое посредничество (вклад в ВВП — 6,9%, доля в занятости — 2,6%), здравоохранение и связанные с ним общественные услуги (соответственно 5,1 и 5,6%), деятельность государственной администрации (5,5 и 6,6%). На долю «различных услуг предприятиям и частным лицам» приходится соответственно 11,1 и 10,8%.

Банковская сфера Италии до 90-х гг. характеризовалась наличием значительного количества банков с  участием государства. С 1990 по 2008 г. усилились  процессы концентрации в банковской сфере, что привело к созданию 76 банковских групп, 10 из которых контролируют основную часть кредитного рынка страны.

Бюджет Италии характеризуется хроническим дефицитом (в 2008 г. он превышал 3,5% ВВП), формируется  он за счет налоговых поступлений, основными  видами которых являются: подоходный налог с физических лиц (18-45%), подоходный налог с юридических лиц (36%), НДС - 4% (облагаются продовольствие, медикаменты, печатная продукция и др.). 20% — стандартная ставка.

В 2006 - 2008 гг. экономика Италии находилась в состоянии стагнации. Экономический рост не превышал 1.8% в год. Безработица остается и по сей день на достаточно высоком уровне (более 9% активного населения). Инфляционные процессы замедлены (табл. 1).

Таблица 1

 Основные экономические показатели Италии

(% к предыдущему году)

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Среднегодовые темпы прироста ВВП

1,8

0.4

1.3

1,2

0,0

1,9

1,1

Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции

-0,8

-1,4

-1,8

-2,0

-2,1

-2,2

0,5

Безработица, % от активного населения

9,6

9,2

9,3

9,4

9,5

9,6

8,4

Дефицит госбюджета, % ВВП

3,1

3,5

3,5

3,5

3,7

3,9

5,7

Индекс потребительских  цен

2,8

2,5

2,7

2,6

2,1

2,0

2,1

Информация о работе Италия в мировой экономике