Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 12:08, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы состоит в предоставлении путей повышения эффективности использования региональной собственности на примере Оренбургской области.
Из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
· определить понятие собственности, представить его юридическое и экономическое содержание;
· рассмотреть процесс управления региональной собственностью;
· выявить типы регионов по классификации прав региональной собственности;
Введение
1. Теоретические основы изучения региональной собственности
1.1 Понятие собственности, его юридическое и экономическое содержание
1.2 Управление региональной собственностью
1.3 Типы регионов по классификации прав региональной собственности
2. Исследование региональной собственности в Оренбургской области
2.1Географическая и социально - экономическая характеристика Оренбургской области
2.2 Анализ использования региональной собственности Оренбургской области
2.3 Пути повышения эффективности использования региональной собственности Оренбургской области
Заключение
Библиографический список
Органам государственной власти субъекта федерации с целью устранения дублирования функций управления на региональном, муниципальном уровнях и оптимизации развития экономики необходимо уточнить распределение полномочий и сфер регулирования и ответственности, а также совершенствовать механизм взаимодействия органов государственного управления в условиях многообразия форм собственности.
Говоря непосредственно об оценке эффективности управления государственной собственностью, следует подчеркнуть действие фактора динамичности. Дело в том, что по мере реализации конкретного инвестиционного проекта на предприятии и в отрасли меняются и первоначально установленные производственно-технические, экономические, экологические, социальные и другие ограничения, вызывающие в свою очередь трансформацию принятых критериев и показателей эффективности управления. Нам представляется, что в интересах снижения хозяйственного и инвестиционного риска целесообразно иметь и подсистему управления оценкой эффективности проекта по мере его реализации.
Также еще хотелось бы добавить, что к основным задачам законодательного обеспечения эффективного управления федеральной, региональной и муниципальной собственностью можно отнести:
· структурную и количественную оптимизацию организаций и предприятий государственной и муниципальной форм собственности;
· обеспечение полного и своевременного учета государственной и муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций;
· создание единой системы контроля за сохранностью государственной и муниципальной собственности и использованием ее по назначению;
· выработку критериев оптимальных решений по распоряжению государственной и муниципальной собственностью;
· повышение инвестиционной привлекательности государственной и муниципальной собственности.
Большинство из перечисленных задач можно решить посредством разработки Федерального закона «Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации» (рабочее название). Данный закон должен содержать:
· цели, задачи и принципы управления государственной собственностью (по основным видам объектов собственности);
· правила разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований;
· особенности владения, пользования, распоряжения имуществом;
· правила и порядок отнесения имущества к каждому из видов собственников;
· правила и организационные основы учета имущества; классификации объектов учета; ведения реестров государственного и муниципального имущества;
· принципы организации системы управления собственностью,
· сферы компетенции органов государственной власти в отношении собственности;
· общие принципы управления собственностью на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы;
· правила и порядок приобретения и прекращения прав собственности;
· критерии и параметры оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения эффективности использования бюджетных средств (например, обязательность ведения и представления на все уровни бюджетной системы балансовой отчетности по собственности, пассивам и активам собственника);
· критерии и правила сохранения объектов собственности в качестве субъектов хозяйствования (принципы и условия реорганизации).
Итак, нами были предложены общие рекомендации, которые направлены на повышение эффективности использования региональной собственности Оренбургской области, благодаря этому будет увеличиваться доходность федерального бюджета, улучшится уровень контроля за деятельностью организаций и предприятий, будут решены проблемы эффективного использования региональной собственности и т.д.
Заключение
Как нами уже было выявлено собственность - это основа всей системы экономических отношений, именно от установившихся форм собственности зависят характер распределительных отношений в обществе, характер обмена и потребления, также зависят имущественное положение и уровень потребления отдельных социальных групп населения.
Региональная собственность представляет собой собственность субъекта Федерации, сюда входят средства регионального бюджета, региональные внебюджетные фонды, имущество органов государственной власти, региональные земли, природные ресурсы, находящиеся в собственности субъекта Федерации, региональные предприятия и организации, банки и другие финансово-кредитные организации, жилищный фонд субъекта Федерации и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
В нашей курсовой работе была дана географическая и социально - экономическая характеристика Оренбургской области. Наш край является уникальным, самодостаточным регионом с богатейшими природными кладовыми и является вторым по размерам зерновым полем в России, уступая лишь Башкирии. В Оренбуржье достаточно большое количество месторождений полезных ископаемых. Также примечательно сочетание аграрного и индустриального потенциалов, а узловое, промежуточное положение Оренбургской области обусловливает ее роль связующего, интегрирующего звена в системе связей и отношений Урала с Поволжьем, Сибирью и Казахстаном.
В региональной собственности Оренбургской области на 2012 год находится 8 стратегических предприятий, 23 предприятия лесхозы, 13 прочие. Чистая прибыль от деятельности предприятий в 2012 году составила 130 млн. руб. На 01.01.2013 Оренбургская область является собственником акций (долей) в 28 хозяйственных обществах, из них 22 открытых акционерных общества, 3 закрытых акционерных общества и столько же обществ с ограниченной ответственностью. Суммарная номинальная стоимость пакетов акций и долей хозяйственных обществ, находящихся в собственности Оренбургской области на 01.01.2013 составила более 4 млрд. рублей. В областной бюджет поступило дивидендов в размере 10 млн. руб. Увеличиваются доходы от аренды земельных участков с неразграниченной госсобственностью, расположенных в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге, также от аренды земельных участков государственной собственности Оренбургской области. В целом региональная собственность Оренбургской области используется эффективно, но все же есть некоторые недочеты, но органы власти пытаются использовать все средства, чтобы собственность использовалась рационально и с минимальными негативными последствиями.
Предложенные нами пути повышения эффективности использования региональной собственности Оренбургской области позволят повысить эффективность использования региональной собственности, благодаря этому будет увеличиваться доходность федерального бюджета, улучшится уровень контроля за деятельностью организаций и предприятий, будут решены проблемы эффективного использования региональной собственности и т.д. Также, на наш взгляд, необходимо принятие нового Федерального закона, который бы содержал правила разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований, т.к. сейчас эти границы не совсем четкие, который также содержал бы общие принципы управления собственностью на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы и т.д. В настоящий момент это необходимо.
Задачи, которые были поставлены перед нами, решены, а следовательно и цель нашей курсовой работы достигнута.
Библиографический список
1. Устав (основной закон) Оренбургской области от 25 октября 2000 г. №724. - 26 с.
2. Базылев Н. И. Экономическая теория : учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н. И. Бызылев, М. Н. Базылева. - Мн. : Книжный Дом, 2010. - 608 с.
3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория : учебник / Е. Ф. Борисов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт-Издат, 2009. - 399 с.
4. Бухвальд Д. В. Регулирование отношений собственности между РФ и ее субъектами / Д. В. Бухвальд // Вопросы экономики. - 2011. - № 7. - С. 97 -111.
5. Ведрина Е. Б. Введение в экономическую теорию : учебное пособие / Е. Б. Ведрина. - Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2009. - 210 с.
6. Видяпин В. И. Экономическая теория (политэкономия) : учебник / В. И. Видяпин, Г. П. Журавлева. - 4-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 640 с.
7. Груздев А. П. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки / А. П. Груздев // Общество и экономика. - 2012. - №1. - С. 115-120.
8. Гутман Г. В. Управление региональной экономикой : учебное пособие / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 176 с.
9. Камаева В. Д. Экономическая теории : учебник / В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачева. - М. : Юрайт-Издат, 2010. - 557 с.
10. Каменецкий В. Некоторые аспекты категории «собственность»: новое прочтение / В. Каменецкий // Труд и социальные отношения. - 2010. - №1. - С. 4 - 10.
11. Кошкин В. И. Управление государственной собственностью : учебное пособие / В. И. Кошкин. - М. : ЭКМОС, 2012. - 664 с.
12. Краткая географическая
и социально-экономическая
13. Лапыгин Ю. А. Реформа управления собственностью в регионе : учебное пособие / Ю. А. Лапыгин. - Владимир : Золотые ворота, 2010. - 187 с.
14. Мовсесян А. Н. Стратегии
государственного
15. Морозова Т. Г. Региональная экономика : учебник для вузов / Т. Г. Морозова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 360 с.
16. Новрузов Р. Я. Об эффективности управления государственной собственностью / Р. Я. Новрузов // Общество и экономика. - 2012. - №7. - С. 63-82.
17. Оренбургская область [Электронный
ресурс] // Федеральный портал protown.ru
: [web-сайт]. < http : www. protown. ru/russia/obl/obl1/info_177.
18. Оренбургская область
в цифрах [Электронный ресурс] // Территориальный
орган Федеральной службы
19. Петров А. Н. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / А. Н. Петров. - М. : Знание, 2012.
20. Радыгин А. А. Перераспределение прав собственности / А. А. Радыгин // Вопросы экономики. - 2012. - №1. - С. 46-53.
21. Скловский К. И. О сущности собственности / К. И. Скловский // Общественные науки и современность. - 2011. - №1. - С. 100-106.
22. Шупыро В. Н. Государственное регулирование отношений собственности и приватизация государственного имущества - основа экономических реформ в России / В. Н. Шупыро // Вестник Московского университета. Серия Экономика. - 2009. - № 6. - С. 32 - 42.
Информация о работе Региональная собственность - пути повышения эффективности ее использования