Совершенствования государственного регулирования занятости Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости Белгородской области.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- описать теоретические основы государственного регулирования занятости в Белгородской области;
- рассмотреть проблемы и текущее состояние занятости населения в Белгородской области;
- предложить направления совершенствования государственного регулирования занятости в Белгородской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ….………….….6
РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………..16
РАЗДЕЛ III. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

еше курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование  занятости населения.

Приоритетная роль в системе регулирования рынка труда принадлежит бирже труда.

Биржа труда является основным элементом инфраструктуры рынка труда и представляет собой  специализированный государственный  институт, осуществляющий посреднические функции на рынке рабочей силы.

В РФ получили развитие следующие  негосударственные службы: биржа  труда молодежи, центр занятости  женщин, биржа труда для инвалидов9.

Современная биржа труда  – это сложившаяся, устоявшаяся  структура со свойственными ей функциями:

- регистрация безработных;

- регистрация свободных рабочих мест;

- трудоустройство безработных;

- тестирование лиц, желающих получить работу;

- организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных;

- выплата пособий по безработице.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Федеральная служба занятости.

Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров10.

Функции службы занятости  многообразны:

- консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

- оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

- организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

- оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

- оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

- регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи (приложение 1);

- выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

В условиях сложившегося финансового кризиса службы занятости  принимают меры по снижению безработицы в РФ. В частности, это поощрение малого и среднего бизнеса, а также программы по переподготовке кадров, которые стартовали в 36 регионах России. Программа подразумевает овладение смежными профессиями тех работников, которые находятся под угрозой увольнения, в режиме сокращенного рабочего времени, в отпусках, или которые уже уведомлены о сокращении. Региональные программы поддержки занятости предполагают и трудоустройство выпускников вузов, начальных и средних профтехучилищ. В частности, будут финансироваться за счет госпрограммы первые 3 месяца работы выпускников в виде стажировки.

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости  населения (фонд занятости) формируется  за счет обязательных страховых взносов  работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка РФ, других уполномоченных банков11.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения  и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Политика регулирования  рынка как составная часть  экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

1. стимулирование структурной  перестройки и ускорения процесса  перераспределения высвобождаемых  работников;

2. наиболее быстрое  вовлечение безработных в трудовую  жизнь;

3. предоставление работы  каждому, кто ее ищет.

Направления государственной политики на рынке труда представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

Государство на рынке  труда

 

 

Трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров

 

Развитие гибкого рынка  труда

 

Социальная поддержка


 

Рисунок 1. Направления  государственной политики на рынке труда

 

Меры государственной  политики занятости дифференцируются по:

- объекту воздействия (общие и специализированные меры);

- источникам финансирования12.

К методам воздействия на занятость  можно отнести:

- прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;

- косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Типы государственного воздействия  на занятость:

- пассивный: социальная помощь незанятому населению;

- активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.

В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании  рынка труда, которые в большей  мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности  функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.

В России пока отраслевая структура занятости прямо противоположна той, которая сложилась в развитых странах: в материальном производстве занято около 52 % экономически активного  населения, а в сфере услуг — только 48 %.13

Таким образом, обобщая  вышесказанное, сделаем следующий  вывод. Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществляется, прежде всего, на рынке труда. Рынок труда можно определить как процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения. Однако, период длительных спадов экономики во всем мире и высокий уровень безработицы, способствовали созданию «кейнсианской концепции» занятости населения. Неоклассическая теория появилась в конце XIX в. и в первой половине XX в., когда ярко проявились цикличность в развитии капиталистической экономики и массовая безработица. Один из основоположников неоклассицизма А. Маршалл. В последующем неоклассическая теория развивалась в работах А.  Самуэльсона,  М. Фельдштайна, Р. Холла, Д. Гильдера, А. Лаффера и других.

Управляющее воздействие на сферу занятости в РФ оказывают три основных субъекта: государство, работодатели, государственная служба занятости. Выделяют 2 основных типа воздействия на уровень занятости: активную и пассивную государственную политику. Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения. Приоритетная роль в системе регулирования рынка труда принадлежит бирже труда. Для реализации государственной политики в области занятости населения создана Федеральная служба занятости. В условиях сложившегося финансового кризиса службы занятости принимают меры по снижению безработицы в РФ. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создается государственная служба занятости14

ГУ «Центр занятости населения Белгородского района» осуществляет приём граждан – жителей Белгородского района, в коллективе которого работают 17 квалифицированных сотрудников готовых к сотрудничеству осуществляющих постоянное развитие и поиск новых решений. За год обращается около 3 тысяч граждан, получающих содействие в трудоустройстве, более 200 работодателей являются партнёрами на рынке труда. 

ГУ «Центр занятости населения Белгородского района» оказывает следующие виды государственных услуг:

- информирование о положении на рынке труда;

- содействие в поиске подходящей работы;

- организация участия в оплачиваемых общественных работах;

- данные о вакансиях, в том числе по межтерриториальному обмену;

- организация временного трудоустройства безработных, испытывающих трудности в поиске работы;

- профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства;

- профессиональное обучение;

- социальная адаптация на рынке труда;

- социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными. 

С 1 ноября 2007 года в результате реорганизации двух управлений распоряжением  правительства Белгородской области от 29 октября 2007 года №202-п было создано управление по труду и занятости населения Белгородской области.15 

Объединение структуры  позволило повысить эффективность  работы по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, расширило возможности по информированию всех участников рынка труда о принципах социального партнерства, правовой и социальной защите населения.

Совместные мероприятия  в сфере труда и занятости  способствуют созданию новых форм работы по реализации государственной политики занятости, направленной на осуществление конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Управление по труду и занятости населения представляет на страницах сайта информацию о работе в Белгороде и вакансиях Белгородской области в разрезе районов. В ведении управления находятся областной банк данных вакансий, регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения, программный комплекс «Катарсис», охватывающий все направления деятельности службы занятости.

Государственное управление по труду и занятости направлено на выполнение только социально-экономических  целей. Оно наряду с традиционными  для государственного управления функциями  выполняет специальные функции  в области правового обеспечения (создание программ поддержки безработного населения), в области ресурсного обеспечения (заключение административных договоров), в области кадровой политики, подготовки кадров, информационного обеспечения органов по труду занятости населения.

Главной особенностью управления целом является органичное сочетание государственного, общественного и муниципального управления, тесно взаимосвязанных между собой. Исходя из вышесказанного, государственное управление по труду и занятости населения (как отрасль государственного управления) - это обширная отрасль, состоящая из взаимосвязанных и подчиненных звеньев-органов управления, объединенных общностью объектов управления, выполняющих специальные функции, цели и задачи, способствующие поддержке и обеспечению нормального жизненного уровня населения.

Особенностью объекта  управления по труду и занятости  населения является его социальный характер16.

Управление по труду  и занятости населения Белгородской области регулирует сложнейшие процессы интеграции спроса и предложения рабочей силы. Управление реализует на территории области государственную политику в сфере: труда и содействия занятости населения, социально-трудовых отношений, уровня жизни, доходов населения, оплаты труда работников областных бюджетных учреждений, управления охраной труда.

Нормативно-правовой основой  деятельности Управления являются: Конституция  Российской Федерации, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления  и распоряжения Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, постановления, инструкция и методические указания Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, акты Федеральной службы по труду и занятости, Устав области, законы, постановления и распоряжения губернатора и правительства области.

Управление по труду  и занятости населения Белгородской области регулирует сложнейшие процессы интеграции спроса и предложения  рабочей силы. Управление реализует  на территории области государственную политику в сфере: труда и содействия занятости населения социально-трудовых отношений уровня жизни, доходов населения оплаты труда работников областных бюджетных учреждений управления охраной труда.

Информация о работе Совершенствования государственного регулирования занятости Белгородской области