Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования – разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости Белгородской области.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- описать теоретические основы государственного регулирования занятости в Белгородской области;
- рассмотреть проблемы и текущее состояние занятости населения в Белгородской области;
- предложить направления совершенствования государственного регулирования занятости в Белгородской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ….………….….6
РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………..16
РАЗДЕЛ III. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………
Служба занятости, действуя
в установленных законом
Приоритетная роль в системе регулирования рынка труда принадлежит бирже труда.
Биржа труда является основным элементом инфраструктуры рынка труда и представляет собой специализированный государственный институт, осуществляющий посреднические функции на рынке рабочей силы.
В РФ получили развитие следующие негосударственные службы: биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов9.
Современная биржа труда – это сложившаяся, устоявшаяся структура со свойственными ей функциями:
- регистрация безработных;
- регистрация свободных рабочих мест;
- трудоустройство безработных;
- тестирование лиц, желающих получить работу;
- организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных;
- выплата пособий по безработице.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Федеральная служба занятости.
Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров10.
Функции службы занятости многообразны:
- консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
- оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
- оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
- оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
- регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи (приложение 1);
- выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.
В условиях сложившегося финансового кризиса службы занятости принимают меры по снижению безработицы в РФ. В частности, это поощрение малого и среднего бизнеса, а также программы по переподготовке кадров, которые стартовали в 36 регионах России. Программа подразумевает овладение смежными профессиями тех работников, которые находятся под угрозой увольнения, в режиме сокращенного рабочего времени, в отпусках, или которые уже уведомлены о сокращении. Региональные программы поддержки занятости предполагают и трудоустройство выпускников вузов, начальных и средних профтехучилищ. В частности, будут финансироваться за счет госпрограммы первые 3 месяца работы выпускников в виде стажировки.
Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка РФ, других уполномоченных банков11.
Забота государства
о достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости
Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:
1. стимулирование структурной
перестройки и ускорения
2. наиболее быстрое
вовлечение безработных в
3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Направления государственной политики на рынке труда представлены на рисунке 1.
|
Государство на рынке труда |
| |||||
| |||||||
Трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров |
Развитие гибкого рынка труда |
Социальная поддержка |
Рисунок 1. Направления государственной политики на рынке труда
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
- объекту воздействия (общие и специализированные меры);
- источникам финансирования12.
К методам воздействия на занятость можно отнести:
- прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
- косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.
Типы государственного воздействия на занятость:
- пассивный: социальная помощь незанятому населению;
- активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.
В настоящее время в России сложился
ряд направлений в
В России пока отраслевая
структура занятости прямо
Таким образом, обобщая вышесказанное, сделаем следующий вывод. Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществляется, прежде всего, на рынке труда. Рынок труда можно определить как процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения. Однако, период длительных спадов экономики во всем мире и высокий уровень безработицы, способствовали созданию «кейнсианской концепции» занятости населения. Неоклассическая теория появилась в конце XIX в. и в первой половине XX в., когда ярко проявились цикличность в развитии капиталистической экономики и массовая безработица. Один из основоположников неоклассицизма А. Маршалл. В последующем неоклассическая теория развивалась в работах А. Самуэльсона, М. Фельдштайна, Р. Холла, Д. Гильдера, А. Лаффера и других.
Управляющее воздействие на сферу занятости в РФ оказывают три основных субъекта: государство, работодатели, государственная служба занятости. Выделяют 2 основных типа воздействия на уровень занятости: активную и пассивную государственную политику. Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения. Приоритетная роль в системе регулирования рынка труда принадлежит бирже труда. Для реализации государственной политики в области занятости населения создана Федеральная служба занятости. В условиях сложившегося финансового кризиса службы занятости принимают меры по снижению безработицы в РФ. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики.
РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Для реализации государственной
политики в области занятости
населения и обеспечения
ГУ «Центр занятости населения Белгородского района» осуществляет приём граждан – жителей Белгородского района, в коллективе которого работают 17 квалифицированных сотрудников готовых к сотрудничеству осуществляющих постоянное развитие и поиск новых решений. За год обращается около 3 тысяч граждан, получающих содействие в трудоустройстве, более 200 работодателей являются партнёрами на рынке труда.
ГУ «Центр занятости населения Белгородского района» оказывает следующие виды государственных услуг:
- информирование о положении на рынке труда;
- содействие в поиске подходящей работы;
- организация участия в оплачиваемых общественных работах;
- данные о вакансиях, в том числе по межтерриториальному обмену;
- организация временного трудоустройства безработных, испытывающих трудности в поиске работы;
- профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства;
- профессиональное обучение;
- социальная адаптация на рынке труда;
- социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
С 1 ноября 2007 года в результате реорганизации двух управлений распоряжением правительства Белгородской области от 29 октября 2007 года №202-п было создано управление по труду и занятости населения Белгородской области.15
Объединение структуры позволило повысить эффективность работы по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, расширило возможности по информированию всех участников рынка труда о принципах социального партнерства, правовой и социальной защите населения.
Совместные мероприятия в сфере труда и занятости способствуют созданию новых форм работы по реализации государственной политики занятости, направленной на осуществление конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Управление по труду и занятости населения представляет на страницах сайта информацию о работе в Белгороде и вакансиях Белгородской области в разрезе районов. В ведении управления находятся областной банк данных вакансий, регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения, программный комплекс «Катарсис», охватывающий все направления деятельности службы занятости.
Государственное управление
по труду и занятости направлено
на выполнение только социально-экономических
целей. Оно наряду с традиционными
для государственного управления функциями
выполняет специальные функции
в области правового обеспечени
Главной особенностью управления целом является органичное сочетание государственного, общественного и муниципального управления, тесно взаимосвязанных между собой. Исходя из вышесказанного, государственное управление по труду и занятости населения (как отрасль государственного управления) - это обширная отрасль, состоящая из взаимосвязанных и подчиненных звеньев-органов управления, объединенных общностью объектов управления, выполняющих специальные функции, цели и задачи, способствующие поддержке и обеспечению нормального жизненного уровня населения.
Особенностью объекта управления по труду и занятости населения является его социальный характер16.
Управление по труду
и занятости населения
Нормативно-правовой основой деятельности Управления являются: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, постановления, инструкция и методические указания Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, акты Федеральной службы по труду и занятости, Устав области, законы, постановления и распоряжения губернатора и правительства области.
Управление по труду
и занятости населения
Информация о работе Совершенствования государственного регулирования занятости Белгородской области