Совершенствования государственного регулирования занятости Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости Белгородской области.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- описать теоретические основы государственного регулирования занятости в Белгородской области;
- рассмотреть проблемы и текущее состояние занятости населения в Белгородской области;
- предложить направления совершенствования государственного регулирования занятости в Белгородской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ….………….….6
РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………..16
РАЗДЕЛ III. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

еше курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Что касается мер государственной поддержки занятости населения, то направлениями Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2011 году являются создание дополнительных рабочих мест для безработных граждан, в том числе и специализированных рабочих мест для инвалидов, реализация медиа-проектов для информационного сопровождения реализации дополнительных мероприятий, расширение спектра выплат и компенсаций участникам Программы.

Мероприятия Программы  позволили не только стабилизировать  ситуацию на рынке труда региона, но и обеспечили сохранение оптимального уровня безработицы и расширили возможности социальной адаптации белгородцев в новых экономических условиях17.

Рассмотрим ситуацию на рынке труда в Белгородской области и деятельность Управления, направленная на ее улучшение.

Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 апреля 2011 года в Белгородской области составил 1,86 %. С начала года доля безработных среди экономически активного населения региона заметно выросла, однако пока уровень безработицы не превышает прошлогодних показателей.

С начала года уровень  безработицы вырос на 0,1 % – с 1,76 % по итогам 2011 года до нынешних 1,86 %. В 2010 году именно на апрель приходился пик безработицы – 1,94 %, которая к октябрю спала до 1,64 %. В 2010 году уровень безработицы составлял 1,39%.18

В 2011 году в экономике и социальной сфере Белгородской области сохранялась стабильная ситуация, продолжалась реализация мероприятий, способствующих формированию восстановительного роста и обеспечению устойчивости  экономического  развития.

Деятельность правительства  области была направлена на продолжение  взаимодействия с бизнес-структурами по увеличению объемов производства, усилению модернизационных аспектов, развитию  инновационной деятельности предприятий и созданию новых конкурентоспособных производств, внедрению современных технологий. Особое внимание уделялось применению энерго- и ресурсосберегающих технологий, освоению выпуска новых современных видов продукции, сохранению и дальнейшему развитию достигнутых предприятиями позиций на внешнем и внутреннем рынках.

Белгородская область  является регионом, где наблюдается  рост численности населения, который обусловлен достаточно благоприятной демографической ситуацией и превышением миграционного прироста над естественной убылью населения. За 8 месяцев текущего года уровень миграционного прироста составил 4 на 1000 человек населения.

 В 2011 году продолжалась реализация мероприятий, направленных на повышение занятости населения, сохранение рабочих мест. Так, реализация постановления правительства области от 6 августа 2007 года №179-пп «О мероприятиях по созданию новых рабочих мест в Белгородской области на период 2007 – 2012 годов» в январе-сентябре текущего года позволила создать на предприятиях области 13322 новых рабочих места. Мероприятия правительства области по финансовой поддержке инвестиционных проектов субъектов малого и среднего бизнеса способствовали созданию в области за указанный период 1076 новых рабочих мест и сохранению 800 действующих рабочих мест19.

За 9 месяцев 2011 года в центры  занятости населения области за предоставлением государственных услуг обратилось 81026 человек, из них за содействием в поиске подходящего места работы - 41708 человек. Трудоустроено при содействии центров занятости населения 25440 человек (61 процент от числа обратившихся). Услугами профессиональной ориентации по выбору сферы деятельности воспользовались 12985 человек. Возможность переподготовки или получения новой профессии была предоставлена  2964 безработным гражданам. Правом выхода на досрочную пенсию воспользовались 342 безработных предпенсионного возраста. Социальные выплаты в виде пособий по безработице, материальной помощи и стипендий в период профессионального обучения предоставлены  35378 безработным гражданам.

По  состоянию на 1 октября 2011 года в центрах занятости населения области состояло на учете 12772 человека,  незанятых трудовой деятельностью. Официальный статус безработного имели 11234 человека, что на 2048 человек меньше, чем на 1 октября 2010 года. Уровень регистрируемой безработицы на 1 октября 2010 года составил 1,42 процента, что ниже уровня аналогичной даты прошлого года на 0,22 процентного пункта и ниже уровня по состоянию на 1 сентября 2010 года на   0,06 процентного пункта.20

На 1 октября 2011 года заявленная работодателями в центры занятости населения области потребность в работниках составила 14461 единицу и была на 1430 единиц выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Согласно представленным организациями области в центры занятости населения спискам на  1 октября 2011 года численность граждан, уволенных в связи с сокращением, составила 4469 человек, что на 2803 человека меньше, чем на аналогичную дату прошлого года.

Коэффициент напряженности  в целом по области (отношение  численности граждан, незанятых трудовой деятельностью, к численности поданных в службу занятости вакансий) составил  0,88 человека на одну вакансию.

За 9 месяцев 2011 года  в мероприятиях региональной Программы стабилизации ситуации на рынке труда области было задействовано 25656 человек, в том числе: в общественных работах приняли участие 19156 человек, предоставлена возможность пройти опережающее обучение 1727 специалистам, для 1262 выпускников учреждений профессионального образования организована стажировка на предприятиях области с участием 1212 наставников, 2297 безработным гражданам оказана финансовая поддержка на организацию собственного дела, трудоустроены 2 инвалида на созданные работодателями специальные рабочие места.21

Реализация Программы  по стабилизации ситуации на рынке  труда Белгородской области в 2011 году позволило трудоустроить на временные рабочие места 10000 граждан, находящихся в режиме неполной занятости, безработных граждан и граждан, ищущих работу, организовало стажировку 1000 выпускников учреждений профессионального образования, опережающее обучение 950 граждан, находящихся под риском увольнения; трудоустроило 100 инвалидов, содействовало в организации собственного дела 2000 безработных граждан и стимулировало создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, 500 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Предполагается, что численность  зарегистрированных безработных по состоянию на конец текущего года не превысит 11,5 тыс. человек, уровень  регистрируемой безработицы - 1,5 процента.

Дальнейшая реализация  мероприятий  Программы  стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области будет способствовать снижению социальной напряженности на рынке труда региона, сдерживанию уровня безработицы в допустимых пределах,  повышению  гарантий  занятости населения. Итоги реализации Программы представлены в приложении 2.

Таким образом, для реализации государственной политики в области занятости населения создается государственная служба занятости. С 1 ноября 2007 года было создано управление по труду и занятости населения Белгородской области. ГУ «Центр занятости населения Белгородского района» осуществляет приём граждан – жителей Белгородского района. Государственное управление по труду и занятости направлено на выполнение только социально экономических целей. Главной особенностью управления целом является органичное сочетание государственного, общественного и муниципального управления, тесно взаимосвязанных между собой. Оно регулирует сложнейшие процессы интеграции спроса и предложения рабочей силы.

Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 апреля 2011 года в Белгородской области составил 1,86 %. В 2011 году в экономике и социальной сфере Белгородской области сохранялась стабильная ситуация. За 9 месяцев 2011 года в центры  занятости населения области за предоставлением государственных услуг обратилось 81026 человек, из них за содействием в поиске подходящего места работы - 41708 человек. Реализация Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2011 году позволило трудоустроить на временные рабочие места 10000 граждан. Дальнейшая реализация  мероприятий  Программы  стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области будет способствовать снижению социальной напряженности на рынке труда региона.

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Одним из важнейших направлений  работы органов службы занятости  будет оказание содействия трудоустройству  граждан, увольняемых в связи  с ликвидацией организации, сокращением  численности или штата работников организации. О неблагоприятной ситуации в этой сфере свидетельствуют следующие факты:

-на 154 предприятиях, организациях  области экономическая ситуация  продолжает сохраняться нестабильной, что создаёт угрозу отдельных  и массовых увольнений работников этих предприятий;

-доля сокращенных  работников, обращающихся в органы  службы занятости данной категории, в общей численности безработных составляет примерно 24,6 процента;

-сокращенные работники  относятся к категории безработных,  наиболее сохраняющих мотивацию к труду, что позволит проводить результативную работу по содействию их трудоустройству на постоянную и временную работу.

В связи с этим в  области разработана (на основании  Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (по состоянию на 01.01.2010 г.в ред. фз от 30.11.2011), постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года №1011 «О предоставлении в 2010 и 2012 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации») Программа по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2012  году.22

Обоснование необходимости принятия Программы. Процессы увольнения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников в 2012 году будут находиться под постоянным контролем службы занятости с применением  необходимых мер опережающего характера и проведением работы, смягчающей их последствия.23

Цель Программы –  стабилизация ситуации на рынке труда  Белгородской области:

-организация опережающего  профессионального обучения  и  стажировки работников, находящихся  под угрозой увольнения. В рамках данного мероприятия работники организаций могут пройти опережающее профессиональное обучение, при необходимости с последующей стажировкой.

Вместе с тем, стажировка может быть организована как самостоятельный учебный процесс (курс) в целях освоения передового опыта, изучения организации и технологии производства, работ, приобретения практических навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или профессии. Прохождение стажировки осуществляется по индивидуальным планам, разрабатываемым исходя из ее целей специалистами предприятия, организации или учебного заведения, где она проводится, по согласованию с предприятием, направляющим работника на обучение.

- организация профессионального  опережающего обучения  и стажировки  работников  организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию  производства.

-организация профессиональной  подготовки и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжелых  условия труда, с целью их вывода с вредного производства. На  предприятиях области  работает 17,8 тыс. женщин с вредными и тяжелыми условиями  труда.

В текущем году  предполагается совместно с работодателями  отработать алгоритм  действий  по их  переводу с вредных  и тяжелых  условий труда  на работу с нормальными условиями труда.

Для этого запланировано  направить на опережающее  профессиональное обучение  (стажировку) 87 женщин,  занятых на вредных и тяжелых производствах.

-организация профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком  до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности. В области насчитывается 23730 женщин,  воспитывающих детей в возрасте до трех лет, из них 8012 женщин  не состоят в трудовых отношениях с работодателями.

В 2012 году планируется профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение квалификации 500 женщин. Из них  повысят  квалификацию 344 человека,  пройдут профессиональную  подготовку 44 чел, переподготовку 112 человек.24

- организация профессиональной  переподготовки  врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения  Белгородской области. Реализация плана переподготовки  врачей   в рамках  областной программы модернизации  здравоохранения позволит улучшить  качество  медицинского обслуживания населения.

Профессиональную  переподготовку  врачей планируется  осуществить, в основном, на базе ведущих медицинских образовательных учреждений Российской  Федерации.

-организация стажировки  выпускников образовательных учреждений  в целях приобретения ими опыта  работы. Основной целью стажировки  выпускников учреждений всех уровней (далее - выпускники) является приобретение ими практического опыта работы, содействие занятости выпускников, испытывающих трудности в поиске работы, и содействие работодателям в подборе необходимых работников в соответствии с имеющейся потребностью. 

Стажировка выпускников  проводится  в организациях различных  организационно-правовых форм (далее – организация).

Организация проведения стажировок выпускников осуществляется в соответствии с договорами о совместной деятельности, заключенными Центрами занятости  и  организациями.

Стажировка выпускников  организуется как производственная (трудовая) деятельность ее участников на специально созданных или выделенных работодателем рабочих местах по полученной квалификации (профессии, специальности), а также иным направлениям профессиональной подготовки, родственным по содержанию работ.

Содействие трудоустройству  инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Одним из направлений  Программы,  которое позволит повысить  занятость родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, лиц с ограниченной трудоспособностью, является стимулирование создания новых  рабочих мест и модернизация существующих  рабочих мест.

Информация о работе Совершенствования государственного регулирования занятости Белгородской области