Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:08, реферат
Для решения важнейших проблем в социальной сфере необходимо создание экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности Республики Бурятия.
Географическое и административное положение субъекта Федерации………3
Общая характеристика региона ………………………………………………….3
Природно-ресурсный потенциал региона……………………………………….4
Экономический потенциал региона ……………………………………………..7
а) Основные отрасли материального производства……………………...7
б) Отрасли непроизводственной сферы…………………………………10
в) ЖКХ…………………………………………………………………….11
Социальное развитие региона…………………………………………………..14
Показатели экономической эффективности региона………………………….16
Бюджет региона………………………………………………………………….16
Система органов управления региона………………………………………….20
Проблемы и перспективы развития региона…………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………...28
Реконструкция и модернизация коммунальных объектов осуществляются на основе реализации Республиканской целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия на 2002 – 2010 годы».
5. Социальное развитие региона
Для Республики Бурятия одним из перспективных направлений интенсификации регионального социально-экономического развития является более активное участие в приоритетных национальных проектах путем создания условий для их реализации на территории Республики Бурятия.
Механизмом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 годы, в которой есть ряд подпрограмм, позволяющих Правительству Республики Бурятия совместно с федеральными органами исполнительной власти разработать ряд мероприятий, направленных на достижение стратегических целей Республики Бурятия.
Так, необходимым элементом
реализации данной Стратегии является
привлечение и закрепление
Таким образом, для получения федерального софинансирования по направлению «Повышение доступности жилья» Республике Бурятия необходимо предусмотреть в республиканском бюджете соответствующие средства, размер которых в три раза больше запрашиваемых средств федерального бюджета на эти цели.
По направлению «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы основными являются:
1. Обеспечение предоставления
местным властям
В целях достижения синергетического эффекта с федеральными действиями в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» Республика Бурятия предполагает в 2007 г. разработать план создания новых территорий застройки, определить исполнителя работ по обеспечению их инфраструктурой и подать заявку в Росстрой для получения средств на субсидирование процентных ставок по кредитам на эти цели с обеспечением необходимого софинансирования из республиканского и местных бюджетов.
2. Расширение социально-
В части реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение» Республика Бурятия значительно улучшила показатели развития первичной медицинской помощи, оснащения диагностическим оборудованием и санитарным транспортом. В рамках приоритетного проекта Республика Бурятия планирует осуществление ряда пилотных проектов, в первую очередь в части развития медицинских стационаров, имеющих особое значение для реализации сценария «Эколого-технологическое развитие» и формирования новой схемы пространственного развития. Они должны стать основной системной частью преобразований, причем, одним из дополнительных преимуществ при отборе регионов может являться софинансирование реализации программы реформирования за счет средств регионального бюджета.
Развитие приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Бурятия предполагает осуществление программы комплексной модернизации образования также в рамках пилотных проектов, направленных, в первую очередь, на развитие системы учебных заведений в сельской местности, введение новой системы оплаты труда работников общего образования, развитие региональной системы оценки качества образования, а также создание условий для поднятия уровня вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
К основным мероприятиям в рамках проекта относятся:
1. Увеличение и удешевление
привлекаемых кредитных
2. Формирование инфраструктуры
земельно-ипотечного
3. Осуществление хозяйствующими субъектами (работодателями) строительства (приобретения) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30%), бюджетов субъектов Российской Федерации (не менее 40%) и собственных (заемных) средств работодателя (30%) и предоставление жилья молодым специалистам (или их семьям) на селе по договору коммерческого найма. Это создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан России, проживающих в сельской местности, что существенно важно для развития сети локальных поселений в рамках реализации сценария «Эколого-технологическое развитие».
6. Показатели экономической эффективности региона
Республика Бурятия за последние годы характеризуется динамичным развитием практически всех видов деятельности. За этот период прирост валового регионального продукта составил 33,7%, по сравнению с 2001 г. объем выпуска промышленной продукции за 2001-2005 годы увеличился на 58,8%, сельского хозяйства на – 2,4%.
Индексы основных показателей социально-экономического развития Республики Бурятия 1999 – 2005 гг., в % к предыдущему году.
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Валовой внутренний продукт |
108,0 |
104,8 |
106,4 |
106,4 |
106,7 |
103,7 |
106,8 |
Инвестиции в основной капитал |
103,8 |
99,0 |
137,2 |
101 |
140,5 |
74,2 |
105,1 |
Объем работ в строительстве |
119,7 |
86,6 |
132,4 |
85,4 |
135,0 |
80,2 |
101,4 |
Промышленное производство |
112,0 |
108,0 |
113 |
116 |
110 |
105 |
104,9 |
Сельское хозяйство |
99,4 |
100,5 |
100,2 |
100,4 |
98,1 |
103,3 |
101,3 |
Оборот розничной торговли |
90,1 |
105,7 |
112 |
114,1 |
112,7 |
110,7 |
114,9 |
Платные услуги населению |
104,2 |
116,3 |
110,7 |
109,1 |
103,8 |
106,8 |
110,4 |
Реальные денежные доходы населения |
96,5 |
111,7 |
111,0 |
122,7 |
106,9 |
103,8 |
108,9 |
7. Бюджет региона
В период с 2000 по 2005 гг. ежегодный темп прироста собственных доходов консолидированного бюджета республики составлял 20 – 30%, несмотря на ежегодный рост доли перераспределения доходных источников в пользу федерального бюджета. В структуре доходов сохраняется значительная доля финансовой помощи из федерального бюджета. При этом, начиная с 2003 г., доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета ежегодно уменьшается (с 55,5% в 2002 г. до 46,9% в 2005 г.). Уровень собственных доходов в республике в 2005 г. составил 8,5 тыс. руб. на душу населения с ростом в 3,7 раза к уровню 2000 г.
Уровень бюджетной обеспеченности Республики Бурятия
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Доходы, всего |
4288,4 |
7480,2 |
10988,0 |
12611,2 |
14297,8 |
15557,6 |
Темп роста к предыдущему году в % |
174,4 |
146,9 |
114,8 |
113,4 |
108,8 | |
Собственные средства |
2375,4 |
3954,0 |
4894,0 |
5698,0 |
7450,1 |
8254,0 |
Темп роста к предыдущему году в % |
166,5 |
123,8 |
116,4 |
130,7 |
110,8 | |
Безвозмездные перечисления из федерального бюджета |
1913,0 |
3526,2 |
6094,0 |
6913,2 |
6847,7 |
7299,6 |
Доля безвозмездных |
44,6% |
47,1% |
55,5% |
54,8% |
47,9% |
46,9% |
Бюджетная обеспеченность собственными доходами, тыс. руб. на человека* |
2,3 |
3,9 |
5,0 |
5,8 |
7,7 |
8,5 |
Справочно: Население (среднегодовая, тыс. чел.) |
1029,1 |
1003,75 |
980,4 |
976,95 |
971,7 |
966,2 |
* доходы республиканского
бюджета без учета финансовой
помощи из федерального
Ситуация с бюджетной
обеспеченностью для муниципаль
Финансовая характеристика районов
Доходы |
в т.ч., собственные |
Расходы | ||||
2004 |
2005 |
2004 |
2005 |
2004 |
2005 | |
Баргузинский |
293 |
210 |
32 |
28 |
297 |
213 |
Баунтовский |
277 |
178 |
24 |
24 |
276 |
172 |
Бичурский |
231 |
187 |
22 |
23 |
230 |
187 |
Джидинский |
285 |
215 |
36 |
28 |
284 |
217 |
Еравнинский |
197 |
157 |
19 |
14 |
195 |
158 |
Заиграевский |
494 |
318 |
67 |
54 |
495 |
308 |
Закаменский |
403 |
281 |
37 |
32 |
399 |
282 |
Иволгинский |
233 |
167 |
26 |
20 |
230 |
167 |
Кабанский |
577 |
362 |
140 |
101 |
567 |
371 |
Кижингинский |
223 |
158 |
18 |
18 |
222 |
162 |
Курумканский |
268 |
181 |
24 |
23 |
268 |
170 |
Кяхтинский |
297 |
206 |
54 |
48 |
299 |
206 |
Муйский |
290 |
159 |
132 |
64 |
294 |
166 |
Мухоршибирский |
295 |
212 |
60 |
42 |
290 |
215 |
Окинский |
107 |
84 |
37 |
21 |
106 |
81 |
Прибайкальский |
250 |
201 |
48 |
40 |
250 |
206 |
Северобайкальский |
341 |
197 |
73 |
54 |
340 |
199 |
Селенгинский |
528 |
306 |
149 |
88 |
517 |
329 |
Тарбагатайский |
142 |
98 |
18 |
16 |
154 |
98 |
Тункинский |
246 |
175 |
26 |
24 |
225 |
158 |
Хоринский |
189 |
187 |
17 |
14 |
191 |
151 |
г.Северобайкальск |
402 |
267 |
192 |
108 |
334 |
259 |
г.Улан-Удэ |
3570 |
2538 |
1597 |
1302 |
3735 |
2807 |
Информация о работе Социально-экономическая характеристика республики Бурятия»