Социально-экономическая характеристика республики Бурятия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Для решения важнейших проблем в социальной сфере необходимо создание экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности Республики Бурятия.

Содержание

Географическое и административное положение субъекта Федерации………3
Общая характеристика региона ………………………………………………….3
Природно-ресурсный потенциал региона……………………………………….4
Экономический потенциал региона ……………………………………………..7
а) Основные отрасли материального производства……………………...7
б) Отрасли непроизводственной сферы…………………………………10
в) ЖКХ…………………………………………………………………….11
Социальное развитие региона…………………………………………………..14
Показатели экономической эффективности региона………………………….16
Бюджет региона………………………………………………………………….16
Система органов управления региона………………………………………….20
Проблемы и перспективы развития региона…………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

СЭХ Бурятии.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

 

В разрезе отраслей экономики  основной удельный вес налогов приходится на промышленность, транспорт, строительство и торговлю. Налоговая нагрузка на экономику ежегодно снижается, по отношению к величине валового регионального продукта доля налогов сократилась с 17,2% в 2001 г. до 11,5% в 2005 г.

 

Доля налоговых платежей к валовому региональному продукту

а 2000 – 2005 годы

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Валовой региональный продукт млн. руб.

21691

30244

38383

46757

64826

80915

Налоговые поступления, млн. руб.

3363,7

5204,8

6488,8

6781,0

7507,2

9286,3

Доля налоговых платежей к ВРП (%)

15,5

17,2

16,9

14,5

11,6

11,5


 

8. Система органов  управления региона

 

Государственную власть осуществляет Президент, Народный Хурал, Правительство и суды. Президент  является главой республики, ее высшим должностным лицом и одновременно Председателем Правительства. Законодательная власть осуществляется парламентом республики — Народным Хуралом.

 

Народный Хура́л Республики Буря́тия — законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Бурятия является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Республики Бурятия. Председатель Народного Хурала (с 2007 г. ) — Матвей Гершевич.

 

Народный Хурал состоит  из 65 депутатов. Выборы проводятся по одномандатным  избирательным округам на основе мажоритарной системы. Депутаты избираются сроком на 4 года.

 

Выборы назначаются  Народным Хуралом не менее чем  за три месяца до истечения срока  полномочий депутатов. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным  объединениям, блокам и непосредственно  избирателям

 

Депутаты работают в  Народном Хурале Республики Бурятия  на постоянной и не постоянной основе.

 

9. Проблемы и перспективы развития региона

 

Отсутствие ярко выраженной экономической специализации региона

Республика Бурятия  и прежде не имела какой-либо определенной ниши в системе разделения труда в плановой экономике. Ее специализация была распылена по нескольким направлениям – военно-промышленный комплекс, лесная промышленность, промышленность стройматериалов, пищевая промышленность, овцеводство. Однако масштаб производства в этих видах деятельности был невелик и не задавал «специфику» региональной экономической специализации. Вклад в национальную экономику Республики Бурятия не является существенным. Можно утверждать, что в республике не сложилось конкурентоспособных кластеров, представляющих интерес в масштабе Российской Федерации, Сибири или стран Северо-Восточной Азии.

 

Устаревший технологический  уклад

Предприятия республики, за редким исключением, требуют технического и технологического обновления, поскольку большинство из них все еще использует технологическую базу, заложенную в период советской индустриализации. При этом для ее обновления у них не хватает собственных инвестиционных ресурсов. Несмотря на то, что в республике имеется достаточный научный потенциал для развития инновационного предпринимательства, сохраняется низкий уровень освоения новых видов наукоемкой и конкурентоспособной продукции, в том числе, из-за отсутствия взаимодействия между субъектами инновационной деятельности.

 

Относительно высокие энерготарифы и неразвитость местной инфраструктуры

Данная проблема связана  в первую очередь с наличием в  непосредственной близости от Бурятии  компании Иркутскэнерго, которая не входит в структуру РАО ЕЭС  и осуществляет поставку электроэнергии предприятиям Иркутска по цене в 1,5 – 2 раза ниже рыночной. Такое положение дел привело, в частности, к тому, что выгоднее осуществлять энергозатратную переработку леса и кварцитов на территории Иркутской области, а не в Бурятии. Ввиду отсутствия источников дешевой электроэнергии в больших объемах на территории республики, а также слабой транспортной и инфраструктурной обеспеченности Республике Бурятия может быть отведена только роль поставщика сырья и природных ресурсов, тогда как предприятия по их переработке будут находиться в других субъектах Российской Федераци, в том числе в соседних регионах Восточной Сибири. При этом многие природные ресурсы остаются недоступными снова по причине высоких энерготарифов и неразвитости транспортной инфраструктуры, представляющей собой преимущественно капиллярную дорожную сеть. Возможность интенсивной разработки минеральных ресурсов в среднесрочной перспективе будет сдерживаться еще и дефицитом энергетических мощностей. В удаленных от Улан-Удэ районах республики к этому добавляется еще и отсутствие качественных линий связи.

 

Низкая инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность

Проблема низкой инвестиционной привлекательности Республики Бурятия  еще больше закрепляет ее экономическую  «изоляцию», затрудняя получение  финансовых ресурсов для проектов и программ экономического развития. По инвестициям Бурятия более чем в 4 раза отстает от Иркутской области. О невысоком уровне инвестиционной привлекательности свидетельствует и низкий уровень прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

 

 

Динамика притока иностранных  инвестиций в Республику Бурятия,

(тыс. долларов США).

показатель

2002

2003

2004

2005

Иностранные инвестиции - всего

9812,5

1239,6

9866,0

49639,8

из них:    прямые инвестиции ПИИ

39,9

61,0

-

1,0

   портфельные инвестиции

1522,6

741,3

3064,8

5,0

   Прочие инвестиции (торговые  и прочие кредиты)

8250,0

437,3

6801,2

49633,8


Источник: Росстат.

 

На невысокий рейтинг  республики влияет ее географическое месторасположение в Восточной  Сибири, где все субъекты Российской Федерации традиционно получают оценки хуже средних по России.

 

Выраженный дисбаланс  по плотности населения и качеству жизни

Неравномерность расселения, размещения производства, бюджетной  обеспеченности и слабая коммуникационная связанность территории приводит к  тому, что комплексное социально-экономическое развитие возможно только на территориях, прилегающих к г. Улан-Удэ, к городам Северобайкальску, Кяхте и п.г.т. Наушки. Однако низкая плотность и качество городской среды в современных условиях резко снижают конкурентоспособность территории, прежде всего, на инвестиционном рынке. Даже г.Улан-Удэ не является пока привлекательным и конкурентоспособным (особенно в сравнении с близким Иркутском) в качестве логистического терминала финансовых, торговых и туристических потоков, хотя обладает достаточно высоким уровнем культурно-образовательной среды и наличием потенциально привлекательных для развития туризма объектов.

 

Влияние «байкальского  фактора»

Обладая на своей территории уникальным природным объектом, озером Байкал, Республика Бурятия несет на себе практически все издержки, связанные с выполнением природоохранных функций. При этом озеро Байкал является объектом природного наследия ЮНЕСКО. Более 80% водосборной площади озера Байкал приходится на Республику Бурятия, и ограничения, налагаемые особым режимом хозяйственной деятельности, распространяются практически на всю территорию республики. По оценкам Байкальского Института Природопользования СО РАН, общая величина экологической нагрузки на Бурятию доходит до 10% валового регионального продукта.

Обобщая выше перечисленные  проблемы, можно выделить несколько  системных проблемных узлов Республики Бурятия, характерных и для большинства  субъектов Российской Федерации  Байкальского макрорегиона и  Дальнего Востока России:

    • демографические диспропорции, низкое качество жизни, неразвитый рынок труда;
    • недостаточность инфраструктурных сетей и их высокая изношенность;
    • ориентация на сырье и слабость перерабатывающей промышленности;
    • дефицит финансовых и инвестиционных ресурсов;
    • управленческие затруднения, связанные с межведомственной (межотраслевой) координацией и налаживанием эффективной межрегиональной кооперации (в том числе, с Монголией и Китаем).

Перспективы развития республики

Для решения важнейших  проблем в социальной сфере необходимо создание экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности Республики Бурятия.  

Требуется обеспечить не только более высокие темпы роста, но и качественное изменение его  структуры с постепенной трансформацией структуры экономики в целом. 

Это подразумевает необходимость  задействовать все новые источники роста: улучшение структуры  экспорта, импортозамещение и развитие новых секторов экономики развитие и сектора рыночных услуг.

Перспективы дальнейшей динамики экономики будут определяться  способностью  мобилизации новых внутренних источников развития компенсирующих исчерпание факторов посткризисного роста.

При этом для перехода к действию новой группы факторов потребуется некоторый трансформационный  период, характеризующийся более  умеренными темпами экономического роста в отдельных отраслях.

При любом варианте развития будущее республики зависит от ее экономического потенциала – трудового,  производственного, природного и финансового.

От эффективности использования  имеющегося потенциала и устранения существующих ограничений зависят  темпы социально-экономического развития Республики Бурятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Конкурентными преимуществами республики являются наличие достаточного научно-образовательного и кадрового  потенциала со значительными резервами  их наращивания, квалифицированных трудовых ресурсов при относительно низкой стоимости рабочей силы. 

Республика Бурятия  располагает основными видами минерально-сырьевых ресурсов в объемах, удовлетворяющих  текущие и перспективные потребности  производства, и входит в группу регионов с высоким  ресурсным потенциалом.

В структуре минерально-сырьевой базы наиболее значительны запасы цветных  металлов. Недра Бурятии содержат 48% российских запасов цинка, 24% свинца, 27% вольфрама, 37% молибденовых руд.

Из топливно-энергетических ресурсов республика имеет 30 угленосных районов, запасы которых оцениваются в 2,6 млрд. тонн.

Кроме того, в республике имеются запасы химически чистого  известняка, доломитов, перлитов, кварца, плавикового шпата, бентонитов, хризотил-асбеста (15,8 процента от общероссийских запасов) фосфоритов и строительных материалов.

Высокой является обеспеченность республики хвойной древесиной, биоресурсами и пресной водой. Леса занимают 64,2 % территории Республики Бурятия.

Несмотря на низкий уровень  использования производственных мощностей,  не вся их незагруженная часть может рассматриваться в качестве резервной из-за несоответствия структуре спроса, ресурсоемкости и устаревших технологий.  

Отраслевая структура  экономики, характеризуется преобладанием  производств, конечная продукция которых не предназначена для потребления населением.

В результате сложилась  ситуация, когда требуется масштабное и быстрое замещение потенциала, оказавшегося не востребованным рынком.

Содержание на балансе  предприятий больших объемов  незагруженных производственных мощностей (порядка 50-60%) увеличивает издержки и снижает конкурентоспособность продукции.

Таким образом, главным  «узким местом» экономики республики в настоящее время является отсутствие широкомасштабных инвестиций в реальный сектор, несоответствие структуры вложений потребностям экономики  в будущем.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика республики Бурятия»