Территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:22, дипломная работа

Краткое описание

Автомобильный транспорт является наиболее мобильным и универсальным средством коммуникации и занимает существенное место в транспортном комплексе страны, доставляя 82% всех грузов и более 78% пассажиров. Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспорта. В условиях России, в отличие от европейских стран и США, он выполняет в основном грузовые и пассажирские перевозки на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки 1т груза составляет всего 24 км.

Содержание

Введение 3
Глава I. Технико – экономические особенности автомобильного транспорта. 7
1.1. Характеристика подвижного состава 11
1.2. Характеристика постоянных устройств 18
Глава II. Место и роль автомобильного транспорта в хозяйстве России. 24
2.1. Территориальная организация автомобильного транспорта. 26
2.2. Современные проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта России 33
Глава III. Особенности развития автомобильного транспорта Тамбовской области на современном этапе. 48
3.1. Динамика развития и территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области. 48
3.2. Автомобильный транспорт Тамбовской области, как фактор развития антропогенной среды региона. 58
3.3. Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта Тамбовской области. 63
Заключение 73
Список использованной литературы: 79

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА»

 

ИНСТИТУТ  ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Кафедра физической и экономической географии

 

Миглинский  Владислав Эдуардович

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Квалификационная работа

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Тамбов – 2010

 

Содержание

Приложения……………………………………………………………………...81

 

 

Введение

Транспорт –  одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально – технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально – экономического развития отдельных регионов и страны в целом.  Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить главную специфическую особенность. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек.

Автомобильный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках).

Автомобильный транспорт является наиболее мобильным  и универсальным средством коммуникации и занимает существенное место в транспортном комплексе страны, доставляя 82% всех грузов и более 78% пассажиров. Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспорта. В  условиях России, в отличие от европейских стран и США, он выполняет в основном грузовые и пассажирские перевозки на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки 1т груза составляет всего 24 км. Высокая маневренность автотранспортных средств позволяет осуществлять перевозку грузов и пассажиров «от двери до двери» без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пассажиров.

Наряду с  этим у автотранспорта есть и большой  недостаток – сравнительно высокие  себестоимость и удельная энергоемкость  грузовых перевозок, которые значительно  выше по сравнению с железнодорожным и водным транспортом.

Сфера применения автомобильного транспорта чрезвычайно  широка. Автомобили выполняют большую  часть городских, пригородных и  короткопробежных внутрирайонных грузовых перевозок. Они подвозят грузы от производителей продукции к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам, и развозят от них к потребителям. Таким образом,  автомобильный транспорт может участвовать в перевозках одного и того же груза несколько раз. Поэтому его доля в перевозках грузов чрезвычайно велика и составляет около ¾ от всего объема перевозок грузов всеми видами транспорта.

Кризис экономики  страны в 1990-е годы, мировой экономический  кризис в настоящее время не позволили  до сих пор адаптироваться к новым  экономическим реалиям и обусловили резкое снижение объемов грузоперевозок и грузооборота. На этой основе замедлились темпы обновления основных фондов автомобильного транспорта, значительно вырос износ материально-технической базы автотранспортных предприятий, стал ощущаться недостаток единиц подвижного состава для обеспечения высоких объемов грузоперевозок.

Из вышесказанного следует отметить, насколько важно  для бесперебойной работы автомобильного транспорта, хорошо развитая материально-техническая  база. Несмотря на известные проблемы в инвестиционной сфере, многие автотранспортные предприятия изыскивают средства на обновление автопарка.

В рыночных условиях в России автомобильный транспорт  превращается в одну из наиболее быстро меняющихся и растущих отраслей транспортного  комплекса и национальной экономики  в целом.

Автомобиль  превращается в основное средство передвижения населения. Массовая автомобилизация уже оказывает заметное влияние на развитие территорий и населенных пунктов, на процессы торговли и потребления, на становление предпринимательства, на весь образ жизни многих россиян.

В целом ряде секторов автомобильному транспорту нет  альтернативы. Это обеспечение розничной  торговли, перевозки дорогостоящих  и срочных грузов на малые и  средние расстояния, транспортное обеспечение  производственной логистики, малого бизнеса. Это именно те секторы, на развитие которых ориентирована экономическая политика России. Таким образом, эффективность развития автотранспорта во многом определит эффективность и темпы экономических реформ, а сдерживание развития автомобильного транспорта, в определенной степени, равнозначно торможению экономического развития и структурных преобразований.

Поэтому исследования особенностей развития и территориальной организации автомобильного транспорта в современных условиях актуальны.

Тамбовская  область является регионом РФ с проявлением типичных особенностей развития автомобильного транспорта.

В Тамбовской области  автомобильный транспорт занимает одну из ведущих позиций в экономике. В настоящее время для комплексного решения проблем работы автомобильного транспорта Тамбовской  области  реализуется «Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Тамбовской области». Основным результатом реализации данной программы должно стать: создание качественно новой дорожной сети в   результате строительства новых, реконструкции повышения транспортно-эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог, эффективно содействующей   развитию экономики, решению социальных проблем, повышению жизненного и культурного уровней населения.

Цель данной дипломной работы – выявить особенности территориальной организации автомобильного транспорта  Тамбовской области в современных условиях хозяйствования для определения его перспектив развития.

В связи с  поставленной целью решались следующие задачи:

1) изучить технико-экономические особенности автомобильного транспорта как отрасли хозяйства;

2) установить особенности  развития, размещения, проблемы и  перспективы развития автомобильного  транспорта России;

3)  исследовать динамику  развития и особенности территориальной организации автомобильного транспорта Тамбовской области в современных условиях с целью определения перспектив.

      Объектом исследования данной дипломной работы является автомобильный транспорт Тамбовской области.

         Предметом исследования является территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области.

         Методы, использованные при написании дипломной работы: литературный, статистический, аналитический, картографический, графический, сравнительный и другие.

 

 

 

Глава I. Технико – экономические особенности

автомобильного  транспорта

 

Процесс перевозок  во многом определяет весь процесс  обращения общественного продукта. Ускоряя или замедляя перевозки  грузов, автомобильный транспорт  непосредственно оказывает влияние  на возобновление процесса производства, обеспечивая или нарушая систему расширенного воспроизводства материальных благ.

Пассажирский  транспорт (автомобильный) способствует развитию экономических и культурных связей населения. По мере развития автомобильного транспорта неуклонно возрастают его экономические и социальные значения. Он является большой организационно – технической системой, функционирование которой определено многообразной и сложной совокупностью различных факторов. Автомобильный транспорт представляет собой большой народнохозяйственный комплекс, размещенный на всей территории страны. Им полностью обслуживаются строительные объекты в городах и населенных пунктах, вывозится урожай с полей, осуществляется доставка грузов в торговую сеть и пункты питания.

Осуществление перевозочного процесса происходит в различных климатических и  дорожных условиях. Эти факторы не только воздействуют на подвижной состав, и приводит к его изнашиванию  и поломкам, но и определяют условия  работы водителей. Технология транспортного процесса включает совокупность методов организации непосредственно самого перемещения грузов и пассажиров, а так же технического обслуживания и ремонта подвижного состава при наименьших затратах времени, материальных, денежных и трудовых ресурсов.

Экономические показатели работы автомобильного транспорта зависят от мощности и структуры автомобильного парка, объема и структуры перевозок, расстояния перевозки, организации, планирования…

Автомобильный транспорт  воздействует и на социальные условия  жизни общества. Подвижной состав является источником загрязнения воздушного бассейна, повышения шума и возможных дорожно-транспортных происшествий.

В настоящее время проводятся мероприятия по сокращению воздействия  этих факторов на общество.

Также выделяются еще некоторые особенности автомобильного транспорта:

  1. Большая экономичность при перевозке определенных видов грузов на расстояния до 400 км и при перевозке ценных, срочных и скоропортящихся грузов на большие расстояния;
  2. Возможность доставки груза от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций с одного вида транспорта на другой;
  3. Большая мобильность и способность быстро организовать перевозки для новых объектов и строек или быстро сосредоточить значительные количества транспортных средств для вывозки в короткие сроки огромных объемов грузов, имеющих сезонный характер;
  4. Регулярность и достаточно хорошая маневренность перевозок;
  5. Обеспечение сохранности количества и качества перевозимого груза;
  6. Высокая скорость доставки грузов, что дает возможность сократить оборотные средства предприятий;
  7. Возможность равномерной поставки грузов небольшими партиями, сокращающая количество необходимых запасов материально – товарных ценностей и складских помещений на производстве;
  8. Приспособленность к дорожным условиям и транспортированию грузов, различных по весу и габаритным размерам;
  9. Меньшие капиталовложения при освоении малых пассажиро– и грузопотоков на небольшие расстояния.  

Для улучшения  обслуживания населения автобусный парк пополняется комфортабельными автобусами большой вместимости, возрастает парк такси и легковых автомобилей в личной собственности граждан.

Важнейшей проблемой в  области автомобильного транспорта является создание средств, обеспечивающих уменьшение загрязнения воздушного бассейна отработавшими газами. С этой целью предусматривается расширить производство газобаллонных автомобилей и электромобилей.

Сфера деятельности автомобильного транспорта быстро расширяется. На автомобильный  транспорт стали переключаться короткобежные железнодорожные перевозки, увеличились перевозки к промышленным предприятиям, которые ранее осуществлялись по железнодорожным подъездным путям.

Основными факторами, определяющими, сферу применения автомобильного транспорта являются:

  1. Себестоимость перевозок, исчисляемая для конкретных условий без учета налога с оборота на эксплуатационные материалы;
  2. Общий объем и регулярность перевозок по отдельным видам груза, а также делимость грузов на партии;
  3. Первоначальные и эксплуатационные затраты на путевое хозяйство;
  4. Срочность доставки груза;
  5. Соотношения в стоимости тары для различных видов транспорта.

Исходя, из перечисленных  факторов целесообразные сферы применения автомобильного транспорта определяются: в промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве, в торговле.

В области пассажирских перевозок целесообразное использование  автомобильного транспорта определяется следующими факторами: себестоимостью перевозок, исчисленной для конкретных условий  без учета налога с  оборота на основные эксплуатационные материалы, объемом и регулярностью перевозок, влиянием вида транспорта на окружающую среду.

Таблица 1

Технико – экономические особенности  автомобильного транспорта*

           ПРЕИМУЩЕСТВА

          НЕДОСТАТКИ

Высокая проходимость и   большая маневренность

Относительно  дорогой вид сухопутного транспорта

Высокая скорость доставки грузов и пассажиров

Более низкая по сравнению с другими видами транспорта производительность труда

Рациональность  перевозок на любые расстояния

По подсчетам  ученых автомобильным транспортом выбрасывается 50% загрязнителей

Обеспечение необходимой  частоты движения и размещения, автомобильных  дорог во всех зонах страны

 

Информация о работе Территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области