Характеристика кластера в сфере производства продукции сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Огромное значение в предпринимательстве имеет объединения. Раньше, это были картели и совместные производства, когда группа ремесленников или рыбаков объединялись для совместного производства и улучшения труда. Да и в дореволюционной России, крестьяне помогали друг другу, кому зерном, кому лошадью. В годы Советского Союза помогали техникой и рабочей силой, с минимальной стоимостью на затраты, потому что делали общее дело, для общей пользы.

Содержание

Введение 2
1. Как создать кластер? 3
2. Какие преимущества инновационного кластера? 7
3. Преимущества кластеризации в сельском хозяйстве 10
4. Формирование кластеров в сельском хозяйстве 11
Заключение. 22
Библиографический список 24

Вложенные файлы: 1 файл

к-р география.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

 

 

Кафедра Экономики

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По  дисциплине: «Экономическая география и  регионалистика»

 

На  тему 9: « Характеристика кластера в сфере производства продукции сельского хозяйства»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ст-ка 3 курса

группы ЭЗ 01

Комиссарова Е.В.

Проверил:

Преподаватель




 

                  

 

                                                                           

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

 

Оглавление

Введение 2

1. Как создать кластер? 3

2. Какие преимущества инновационного кластера? 7

3. Преимущества кластеризации в сельском хозяйстве 10

4. Формирование кластеров в сельском хозяйстве 11

Заключение. 22

Библиографический список 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Огромное  значение в предпринимательстве  имеет объединения. Раньше, это  были картели и совместные  производства, когда группа ремесленников  или рыбаков объединялись для  совместного производства и улучшения  труда. Да и в дореволюционной  России, крестьяне помогали друг  другу, кому зерном, кому лошадью.  В годы Советского Союза помогали  техникой и рабочей силой, с  минимальной стоимостью на затраты,  потому что делали общее дело, для общей пользы. В современной  России этого практически не  осталось, только сосед может  помочь соседу, когда это необходимо. Возможна помощь на федеральном  уровне, от местных чиновников, но как правило, это кратковременная помощь. Хорошо, что государство для крестьянско-фермерских хозяйств упразднило некоторые налоги, дышать легче. Появился первый, и самый мощный на данный момент, проект EcoCluster. Существует научный термин – КЛАСТЕР — совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц. Он полностью определяет развитие в своем сегменте, в общем развитии бизнеса.

 Какие  преимущества:

1. Одному  проекту трудно получить освещение  в прессе. Вместе, это уже организация,  с внушительными ресурсами о  которой напишут.

2. Вместе, в объединении, легче достучаться  до вышестоящих инстанций, экологических  служб и проч. В конце концов влиять на законодательство в области сельского хозяйства и создание нормативных актов.

3. На  одном портале можно получить  информацию о всех поставщиках.

4. Обмен  опытом. Каждый фермер или производитель  может рассказать, как и что  он делал, чтобы получить лучший  урожай, качественное производство. 

  Одним  из способов оптимизации уровня  концентрации и специализации  сельскохозяйственного производства  на сельскохозяйственных предприятиях  являются кластеры, которые представляют  собой ассоциацию (некоммерческое  партнерство), основанную на принципе  доверия между участниками и  решения спорных вопросов через  третейский суд. В нем нет  общего собственника, а членство  − добровольно. Все участники  работают над созданием узнаваемого  и уважаемого бренда, продукция  под которым всегда должна  быть качеством выше, чем принято  в регионе (а это − стимул  для конкуренции). Экономический  эффект кластера − перераспределение  производства, снижение транзакционных  издержек, экономия от масштабности  работы.

  Актуальность  темы исследования. В условиях  рыночной экономики развитие  интегрированных структур агропромышленного  комплекса (АПК) ставит множество теоретических проблем, имеющих большое методологическое и прикладное значение. Показывая тенденции развития интегрированных форм хозяйствования, особую актуальность приобретают вопросы, отражающие влияние различных форм и типов интеграции на экономический рост, устойчивость экономического развития, конкурентоспособность продукции всех отраслей АПК, прежде всего, сельскохозяйственного производства. В современных научных трудах, посвященных деятельности интегрированных структур в АПК России недостаточно исследуются вопросы повышения конкурентоспособности интегрированных образований, роста технического и технологического уровня предприятий, входящих в интегрированные системы, их информационного и научного обеспечения. В то же время нет единства подхода к деятельности и развитию интегрированных структур. 

  Рассматривая  эволюцию развития интегрированных  форм хозяйствования в агропромышленном  секторе экономики целесообразно  выделить кластерную систему  АПК как перспективную модель  интеграционной структуры, показать  эффективность ее функционирования, задачи становления в регионе.  Исследование данной проблемы  играет большую роль в обосновании  экономической политики государства,  в содействии развитию более  эффективных форм интеграции.

  Актуальность  проблеме придает также неопределенность  в оценке функционирования интегрированных  образований кластерного типа, их  роли в стабилизации экономического  развития АПК регионов. Не достаточно  обоснованы преимущества внедрения  кластерного подхода для участников  агропромышленных формирований  кластерного типа. Не существует  адаптированной к условиям российской  экономике концепции развития  агропромышленных кластеров. Большинство  трудов по проблемам формирования  агропромышленных кластеров носят  тезисный характер. Кроме того, не  предложен систематизированный  подход внедрения имеющихся разработок  по проблеме кластеризации в  практику региональных АПК.

  1. Как создать кластер?

 

  Кластеры - это ассоциация (некоммерческое  партнерство), основанная на принципе  доверия между участниками и  решения спорных вопросов через  третейский суд. В нем нет  общего собственника, а членство  — добровольно. Все участники  работают над созданием мощного  брэнда, продукция под которым  всегда должна быть качеством  выше, чем принято в регионе  (а это — стимул для конкуренции). Экономический эффект кластера  — перераспределение производства, снижение транзакционных издержек, экономия от масштабности работы.

  Создания  кластера предприятий в регионе  состоит из пяти основных стадий:

 агитация  и мотивация потенциальных участников;

-разработка  общей стратегии;

-разработка  пилотных проектов;

-разработка  стратегических проектов;

-стадия  саморегуляции.

  Первая  стадия включает в себя набор  инициатив, которые должны помочь  участникам бизнеса:

-выявить  «критическую массу» малых и  средних предприятий, испытывающих  сходные проблемы в бизнесе;

-достичь  понимания ими преимуществ кластера;

-сформировать  группу сторонников объединения  деловых усилий.

  В  упрощенном виде процесс взаимного  изучения предусматривает начало  взаимодействия с представителями  местного бизнеса на основе  пробных проектов с низким  уровнем рисков. По мере же  повышения уровня взаимного доверия  друг к другу у участников  будущего кластера начинается  постепенный переход к более  рискованным проектам.

  В  этот период инициатор (или  сетевой брокер, или представитель  местной администрации) проводит  публичные масштабные встречи  всех заинтересованных лиц, на  которых представляются преимущества  сетевой организации бизнеса  и определяются ее возможные  приложения. В итоге этих акций  предприниматели могут изъявить  желание объединиться вокруг  этой идеи, актуальность которой  осознает каждый из них. Очевидно, что, кроме осознания цели и  желания взаимодействовать, ограничений  на число участников группы  нет, хотя близость расположения  фирм и конечное число участников  способствуют снижению издержек  при организации сети.

  Вторая  стадия. Как только группа бизнесменов,  готовых к совместной деятельности, создана, необходимо приступить  к разработке стратегии кластера  предприятий, которая предполагает, прежде всего: анализ общих  проблем и возможностей, формирование  единого рабочего плана и структуры  связей входящих в кластер  предприятий.

  На  этой стадии надо тщательно  проанализировать проблемы всех  участников группы и выявить  причины их возникновения, так  как предприниматели самостоятельно  не всегда уделяют такому анализу  достаточного внимания, занимаясь  текущими вопросами бизнеса. Затем  при подготовке плана особенно  важно достичь взаимопонимания  относительно задач совместной  деятельности, которые должны иметь  как качественные, так и количественные  показатели, быть достаточно простыми, понятными и соответствовать установленным целям группы. Одновременно группа определяет свой юридический статус и формирует внутренние организационные принципы. В данном случае вторая стадия создания кластеров состоит из следующих основных процедур, часть из которых на настоящий момент находятся в стадии выполнения и описана здесь.

  Третья  стадия. На стадии пилотного проекта  в реальных условиях отрабатывается  технология взаимодействия внутри  образованного кластера. Такими  проектами могут быть совместная  организация выставок/ярмарок, совместная  закупка сырья и подготовка  общего каталога продукции и  т. п. Пилотные проекты призваны, с одной стороны, показать эффективность  кластера предприятий в краткосрочном  периоде и, с другой - воодушевить  участников формирующегося кластера  на долгосрочное сотрудничество. Мероприятия, предусмотренные в  перспективе, описаны здесь.

  Четвертая  стадия. Успешная реализация пробных  проектов открывает дорогу к  следующему этапу, к разработке  проектов стратегического характера,  позволяющих достичь необходимого  уровня специализации и разделения  труда в кластере. На этой стадии  вероятны также объединение ресурсов, создание новых предприятий, внедрение  оригинальных технологий и подготовка  общего для кластера локального  бренда.

  Пятая  стадия. На заключительной стадии  кластер предприятий выходит  на необходимый уровень самостоятельности  и независимости, когда поддержка  его со стороны становится  неактуальной. Следует особенно  отметить бытующее заблуждение,  что при формировании кластеров  синергетический эффект достигается  среди прочего за счет ликвидации  внутренней конкуренции. Наоборот, конкуренция между членами кластера  предприятий часто бывает достаточно  жесткой. Но это не является  отталкивающим фактором при совместном  создании инфраструктуры, взаимодействии  с поставщиками, выходе на новые  рынки.

В качестве критериев и показателей оценки конкурентной устойчивости АПК региона, мы предлагаем использовать индексы  финансового состояния предприятий, инвестиционной активности, корпоративного развития, развития инфраструктуры, развития качества трудовых ресурсов и индекс ресурсной обеспеченности предприятий.

  Если  проведенный анализ показывает  целесообразность ориентации региона  на агропромышленное производство  и усиление его позиций, необходимо  определить специализацию АПК  региона и территориальное размещение  кластера.

  Непосредственно  организация кластера включает  пять этапов: подготовительный, аналитический,  стратегический, этап планирования  и саморегулирования.

  Экономическая  политика поддержки кластерных  структур в сфере агропромышленного  комплекса, существенно отличается  от экономической политики, нацеленной  на поддержку отдельных интегрированных  формирований. Она предполагает  гармонизацию следующих направлений  федеральной и региональной экономической  политики: законодательная реформа;  политика в области экспорта; политика привлечения инвестиций; политика в области развития  науки и технологий; политика  в области развития информационной  инфраструктуры бизнеса; политика  в области рынков ресурсов.

  Содействие созданию кластерных инициатив со стороны государства должна быть обеспечена методологической базой, учитывающей принципы стратегического планирования, программно-целевой подход, принятые в РФ принципы отношений между бюджетами разных уровней, нормативно-правовую базу и обеспечивающей: отбор перспективных направлений для реализации кластерных проектов; разработку комплекса мероприятий с учетом территориальной и отраслевой специфики; достижение понятных и оцениваемых результатов. Единый методологический подход при реализации кластерных проектов должен обеспечить соответствие разрабатываемых проектов основным принципам стратегического планирования, учет специфики кластерного подхода

  Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления и тот аспект, что кластеры направлены, в основном на реализацию интересов конкретных регионов, основными инициаторами кластерных проектов должны стать органы исполнительной власти Субъектов Федерации, которые могут оказывать поддержку кластерным проектам с помощью использования административных ресурсов поддержки кластерных инициатив либо путем интеграции окружных кластерных инициатив в состав мероприятий комплексных программ (финансирование отдельных мероприятий, включаемых в состав региональных проектов кластерного развития). Необходимым условием является выработка «системы координат» - целей и задач кластерной политики региона и отдельных кластерных проектов, а также системы социально -экономических показателей результативности мероприятий в составе кластерных проектов. Основой формирования кластеров может являться программный подход, реализуемый через региональные программы экономического развития территорий или специальные программы и проекты субъектов РФ, в процессе выполнения которых консолидируются интересы субъектов бизнеса, органов власти, финансовых структур, социально-экономических образований и т.д.

Информация о работе Характеристика кластера в сфере производства продукции сельского хозяйства