Характеристика кластера в сфере производства продукции сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Огромное значение в предпринимательстве имеет объединения. Раньше, это были картели и совместные производства, когда группа ремесленников или рыбаков объединялись для совместного производства и улучшения труда. Да и в дореволюционной России, крестьяне помогали друг другу, кому зерном, кому лошадью. В годы Советского Союза помогали техникой и рабочей силой, с минимальной стоимостью на затраты, потому что делали общее дело, для общей пользы.

Содержание

Введение 2
1. Как создать кластер? 3
2. Какие преимущества инновационного кластера? 7
3. Преимущества кластеризации в сельском хозяйстве 10
4. Формирование кластеров в сельском хозяйстве 11
Заключение. 22
Библиографический список 24

Вложенные файлы: 1 файл

к-р география.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

Выполняя эти функции, государство  регулирует спрос и предложение  на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма  саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен. Различными должны быть и формы  государственного воздействия, которые, по мере развития рыночных отношений, будут все в большей степени  превращаться в «мягкие» инструменты  регулирования (налоговая, кредитная, тарифная политика и т. д.).

Переход к полицентрической системе  хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях России центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень  регионов, экономическая самостоятельность  которых должна расти. С одной  стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой – существенно  упрощает систему управления народным хозяйством, снижает энтропию (элемент  случайности) и способствует росту  управляемости экономики России.

В настоящее время, в связи с  переходом на новый этап рыночного  реформирования, в России происходят изменения экономических и социальных отношений, которые затрагивают основы управления развитием региональных субъектов (муниципальных образований). Основными задачами региональных субъектов в экономике традиционно являются создание условий для стабильного экономического развития хозяйствующих субъектов сельского хозяйства, действующих на территории; поддержание необходимого уровня жизни и социального обеспечения населения региона; решение экологических проблем.

Решение проблем социально-экономического и экологического развития егионов подчинено единым принципам и представляет собой взаимосвязанную систему, состоящую из законодательно-нормативной базы и применяемых рычагов управления (административных, экономических). При этом основой анной системы должен быть единый элемент управления, осуществляющий функции планирования, организации, мотивации и контроля.

Одним из важнейших инструментов стратегического  управления является государственное  регулирование экономических и социальных процессов, происходящих в аграрном секторе. Несовершенство действующих в России механизмов регулирования АПК выражается в неэффективности системы мер, направленных на поддержание стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве.

Прямая бюджетная поддержка  сельского хозяйства осуществлялась недостаточно и выражалась в виде дотаций на продукцию, компенсации  отдельных затрат, кредитных и  социальных дотаций. Основным недостатком  действующих мер явилась неполнота  и несвоевременность выплат. В  то же время опыт экономически развитых стран подтверждает, что развитие аграрного производства не обеспечит  высокий уровень потребности  населения в продовольственных  товарах без четко реализуемых  мер государственной помощи по многим направлениям деятельности.

Реализация приоритетных национальных проектов по развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, строительству  доступного жилья за последние 2 года внесли существенный вклад в данные социально-экономические

сферы страны. Достаточно отметить, что  инвестиции в АПК страны составили  около 1 трлн рублей – почти столько же, сколько за последние 10 лет. При этом четко обозначилась необходимость создания агропромышленных формирований кластерного типа, в которых снижается риск инвесторов и могут применяться новые формы страхования. Создание кластеров сулит выгоды как для первичных сельхозпроизводителей, так и для перерабатывающих, торговых и сервисных предприятий и заводов изготовителей сельхозтехники, создает условия для выстраивания маркетинговой политики в стратегическом плане.

Следует отметить, что в современной  России, как и в прошлом в  Советской России, нарушен баланс продовольственной безопасности, в  страну ввозится импортного продовольствия более чем на 30 млрд долларов, в том числе более 60 % потребляемого ценного белкового продукта – мяса. В то же время более 95 % ввозимого продовольствия может производиться в нашей стране.

Основной причиной низкого уровня производительности труда в сельском хозяйстве является низкий уровень  менеджмента и катастрофический износ производственных фондов.

Галопированный рост цен на продукты питания в последние годы поднял их до уровня стран Европейского Союза. Это создало условия инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства во многих регионах страны. В этой связи создание региональных и муниципальных сельскохозяйственных кластеров позволит разрабатывать эффективные проекты для инвесторов.

В годы перехода нашей экономики  на рыночные основы организация ведения  хозяйства, наряду с привычным словом «управление», стала нередко называться «менеджмент». В настоящее время  эти понятия чаще всего используются как взаимозаменяемые. Основанием для  этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент».

Менеджмент как наука имеет  свой предмет изучения, свои специфические  проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины оставляет

вся сумма знаний об управлении, накопленная  за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний. Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим вырабатывать стратегию развития предприятий. На всем протяжении более чем вековой истории наука «менеджмент» разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Стабилизация экономических условий  и экономический рост в регионах России в последние годы создали  реальные предпосылки для формирования кластеров. В развитых рыночных странах  кластеры предприятий создавались  десятилетиями. Ядром кластера выступали  сильные предприятия, с квалифицированным менеджментом и высоким уровнем корпоративной культуры. Включение в кластер однородных предприятий способствовало перенятию опыта менеджмента и корпоративной культуры базисного предприятия – ядра кластера.

При этом одной из задач создания кластеров малых и средних  предприятий в сельскохозяйственном производстве является приспособление к непрерывным изменениям конкурентной среды и рыночного спроса, а  также снижение рыночного влияния  импортеров сельскохозяйственной продукции  на товарных рынках регионов России. Создание кластеров может способствовать производству товаров (в частности  продуктов питания) с новыми свойствами.

Следует отметить, что малые и  средние предприятия, объединенные в кластер, усиливают свою конкурентоспособность  и положение на товарном рынке.

В развитых рыночных странах кластеры создавались в целях повышения  конкурентоспособности предприятий  с однородным видом производств  на товарных рынках, на основе совпадения экономических интересов этих предприятий. В своем фундаментальном труде  «Конкуренция» М. Э. Портер представляет кластер как «группу географически  соседствующих взаимосвязанных  компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере  и характеризующихся общностью  деятельности и взаимодополняющих  друг друга» [1]. Следует отметить, что  «общность деятельности» обуславливается  совпадением экономических интересов  предприятий.

В этой связи под кластером предприятий  следует понимать ассоциацию предприятий, создаваемую в целях интеграции производственных и коммерческих процессов  в целях обеспечения конкурентоспособности  бизнеса и максимального получения  прибыли.

Одним из ведущих товарных рынков любой страны является рынок продуктов  питания, что обуславливает активное развитие сельскохозяйственных кластеров. Кластеры малого и среднего бизнеса  в сфере сельскохозяйственного  производства могут образовываться на основе самоорганизации в результате естественной интеграции и кооперации производства или при помощи региональных и муниципальных властей (искусственно).

Самоорганизация предпринимателей, как  правило, осуществляется по инициативе предпринимателя-лидера. Необходимо иметь ввиду, что предприятия – потенциальные участники возможного кластера, как правило, производят сходные виды товаров (услуг) и являются конкурентами по отношению друг к другу на товарных рынках. В этой связи у предпринимателей вполне обоснованно возникает опасение при вхождении в кластер по поводу потери собственного бизнеса (за счет поглощения предприятием-лидером).

Первичные сельхозпроизводители не заинтересованы в высоких наценках посредников  и торговых накидках на реализуемую  продукцию по следующим причинам: 1) повышение цены на продукцию приводит к снижению ее спроса на рынке, что  рано или поздно может привести к  перепроизводству; 2) высокие посреднические наценки и торговые накидки изымают  прибыль первичных сельхозпроизводителей  за счет перераспределительных процессов. Перечисленные факторы усиливают мотивацию вхождения сельхозпредприятий в кластеры.

Следует иметь в виду, что перед  регионами России стоит задача создания кластеров малых и средних  предприятий в АПК регионов за короткий срок. В этой связи важную роль в ускорении организации  кластеров способны выполнить администрации  регионов и муниципальных образований, которые могут составить прогнозы формирования кластеров с учетом пространственного размещения и  специализации сельскохозяйственного  производства и организовать контакты между предпринимателями. Такая  организационная работа также будет  способствовать возникновению доверия  между вероятными участниками кластера.

Самым сложным моментом создания кластера на начальной стадии является достижение договоренности между предпринимателями  по формированию его активов.

Объединительными факторами экономических  интересов создания кластера могут  стать: 1) проведение единой ценовой  политики на товарном рынке; 2) расширение объема производства товаров и услуг  его участниками; 3) проведение единой маркетинговой политики; 4) внедрение  инновационных технологий – в  результате интеграции и кооперации производства продукции и реализации ее на товарных рынках.

Кластеризация сельскохозяйственного  производства в регионах страны связана  с необходимостью учета специализации  регионов (к примеру, в Сибири

и на Дальнем Востоке следует  больше внимания уделять производству мяса), а также с переходом на процессный менеджмент.

Переход к процессному менеджменту  отражает стремление теоретиков и практиков  менеджмента интегрировать все  виды деятельности по решению управленческих задач в единую цепочку, разорванную  в результате «чрезмерного увлечения» функциональным подходом, при котором  каждая из функций рассматривается  вне связи с другими. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности  отдельных действий, каждое из которых  в свою очередь является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в  пространстве и времени, связанные  между собою управленческие функции, целью которых является выполнение миссии – решение проблем и задач предприятия.

1. Долгосрочная стратегия развития  региона и муниципальных образований;

2. Долгосрочная программа социально-экономического  развития региона и муниципальных  образований ;

3. Среднесрочная программа социально-экономического  развития региона и муниципальных  образований ;

7. Инициативы межмуниципальной  кооперации и координации сельскохозяйственного  производства и организации кластеров;

5. Инициативы межмуниципальной  интеграции ;

6. Инициативы межрегиональной кооперации ;

4. Инициативы межрегиональной интеграции ;

8. Инициативы интеграции сельскохозяйственного  производства в муниципальных  образованиях и создания сельскохозяйственного  кластер.

Процесс менеджмента должен обеспечиваться профессионально подготовленными  специалистами в области управления, которые формируют организации (включая  кластеры) и управляют ими путем  постановки целей и разработки планов их достижения. Менеджеры, чья работа состоит в организации 

и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей, обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Отсюда – необходимость внимания при организации сельскохозяйственных кластеров к таким факторам, как  организационная культура (корпоративная  культура), различные формы демократизации управления, участие сотрудников  в распределении прибыли, в собственности, управлении, в выборе стиля руководства  и лидерстве. Важнейшей характеристикой  менеджмента на современном этапе  является ориентация на новую социальную группу в организациях – когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта. Когнитариат, имеющий доступ к информации и  наделенный высокой культурой, не может  рассматриваться как один из экономических  факторов производства, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное  использование и наращивание  которого становится центральной задачей  менеджмента.

Государству, стремящемуся к обеспечению  своей продовольственной независимости, далеко не безразлично состояние  национального сельского хозяйства. Федеральное и региональные правительства должны стремиться обеспечить необходимые условия по получению достаточного уровня доходов производителями сельскохозяйственной продукции, а также обеспечить стабильность их развития путем проведения эффективной экономической и социальной политики.

Информация о работе Характеристика кластера в сфере производства продукции сельского хозяйства