Исходя
из опыта развитых стран, в
которых кластерный подход успешно
апробирован, мы выделили два
направления региональной поддержки
кластеров в краткосрочном периоде.
Первый
подход предполагает снижение
или компенсацию затрат сельскохозяйственных
предприятий, входящих в кластер.
В качестве инструмента поддержки
мы выделили субсидии (явные и
скрытые), льготы по уплате налогов,
по реструктуризации задолженности
перед бюджетами и т.д.
Второй
подход предполагает ориентацию
на расширение спроса для компаний
кластера. Здесь в качестве инструментов
могут выступать прямое содействие
в продвижении товаров производителей
на новые рынки, предоставление
им правовой поддержки (в том
числе юридическая защита интересов
производителей), страхование контрактов,
софинансирование маркетинговых расходов,
поиск новых контрактов и т.д.
Практика
показывает, что, несмотря на то,
что два подхода могут использоваться
одновременно, один всегда будет
доминирующим, т.к. финансирование
предложенных мероприятий прямо
или косвенно связаны с размером
регионального бюджета (его доходной
или расходной частью). И первый
и второй подходы мы предлагаем
использовать на начальном этапе
формирования кластера, т.к. подобные
методы более эффективны в
краткосрочном периоде. В долгосрочном
периоде такая политика стимулирования
приводит к искажению стимулов
предприятий.
Какие
преимущества инновационного кластера?
Инновационный
кластер, являясь наиболее эффективной
формой достижения высокого уровня конкурентоспособности,
представляет собой неформальное объединение
усилий различных организаций (промышленных
компаний, исследовательских центров,
индивидуальных предпринимателей, органов
государственного управления, общественных
организаций вузов и т.д.). Объединение
в инновационный кластер на основе
вертикальной интеграции формирует
не спонтанную концентрацию разнообразных
технологических изобретений, а
строго ориентированную систему
распространения новых знаний, технологий
и инноваций. При этом формирование
сети устойчивых связей между всеми
участниками кластера является важнейшим
условием эффективной трансформации
изобретений в инновации, а инноваций
- в конкурентные преимущества. Кластеры
инновационной деятельности создают
новый продукт или услугу усилиями
нескольких фирм или исследовательских
институтов, что позволяет ускорить
их распространение по сети деловых взаимосвязей.
Инновационная структура кластера способствует
снижению совокупных затрат на исследование
и разработку новшеств с последующей их
коммерциализацией за счет высокой эффективности
производственно-технологической структуры
кластера. Это позволяет участникам кластера
стабильно осуществлять инновационную
деятельность в течение продолжительного
времени.
Наиболее
успешные инновационные кластеры
формируются там, где осуществляется
или ожидается прорыв в области
техники и технологии производства
с последующим выходом на новые
рыночные ниши. В этой связи
многие страны все активнее
используют кластерный подход
в формировании и регулировании
своих национальных инновационных
программ.
Как формируются кластеры малого
и среднего бизнеса в сельском
хозяйстве, роль государства в
кластеризации сельского хозяйства?
Прямая
бюджетная поддержка сельского
хозяйства осуществлялась недостаточно
и выражалась в виде дотаций
на продукцию, компенсации отдельных
затрат, кредитных и социальных
дотаций. Основным недостатком
действующих мер явилась неполнота
и несвоевременность выплат.
При
этом четко обозначилась необходимость
создания агропромышленных формирований
кластерного типа, в которых снижается
риск инвесторов и могут применяться новые
формы страхования. Создание кластеров
сулит выгоды как для первичных сельхозпроизводителей,
так и для перерабатывающих, торговых
и сервисных предприятий и заводов-изготовителей
сельхозтехники, создает условия для выстраивания
маркетинговой политики в стратегическом
плане.
Основной
причиной низкого уровня производительности
труда в сельском хозяйстве
является низкий уровень менеджмента
и катастрофический износ производственных
фондов.
При
этом одной из задач создания
кластеров малых и средних
предприятий в сельскохозяйственном
производстве является приспособление
к непрерывным изменениям конкурентной
среды и рыночного спроса, а
также снижение рыночной власти
импортеров сельскохозяйственной
продукции на товарных рынках
регионов России. Создание кластеров
может способствовать производству
товаров (в частности, продуктов
питания) с новыми свойствами.
Следует
отметить, что малые и средние
предприятия, объединенные в кластер,
усиливают свою конкурентоспособность
и позиционирование на товарном
рынке.
В
развитых рыночных странах кластеры
создавались в целях повышения
конкурентоспособности предприятий
с однородным видом производств
на товарных рынках, на основе
совпадения экономических интересов.
Одним из больших товарных
рынков любой страны является
рынок продуктов питания, что
обуславливает активное развитие кластеров.
Кластеры малого и среднего бизнеса в
сфере сельскохозяйственного производства
могут образовываться на основе самоорганизации
в результате естественной интеграции
и кооперации производства, и при помощи
региональных и муниципальных властей
(искусственно).
Первичные
сельхозпроизводители не заинтересованы
в высоких наценках посредников
и торговых накидках на свою
реализуемую продукцию по следующим
причинам:
-повышение
цены на продукцию приводит
к снижению ее спроса на
рынке, что рано или поздно
может привести к перепроизводству;
-высокие
посреднические наценки и торговые
накидки изымают прибыль первичных
сельхозпроизводителей за счет
перераспределительных процессов. Перечисленные
факторы усиливают мотивацию вхождения
сельхозпредприятий в кластеры.
В
этой связи важную роль в
ускорении организации кластеров
могут выполнить администрации
регионов и муниципальных образований,
которые могут составить прогнозы
формирования кластеров с учетом
пространственного размещения и
специализации сельскохозяйственного
производства и организовать
контакты между предпринимателями.
Такая организационная работа
также будет способствовать возникновению
доверия между вероятными участниками
кластера.
Самым
сложным моментом создания кластера
на начальной стадии является
достижение договоренности между
предпринимателями по формированию
его активов.
Схема
пошаговой разработки стратегии
социально-экономического развития
региона.
Объединительными
факторами экономических интересов
создания кластера могут стать:
-проведение
единой ценовой политики на
товарном рынке;
-расширение
объема производства товаров
и услуг его участниками;
-проведение
единой маркетинговой политики;
-внедрение
инновационных технологий, в результате
интеграции и кооперации производства
продукции и реализации ее
на товарных рынках.
Кластеризация
сельскохозяйственного производства
в регионах страны связана
с необходимостью учета специализации
регионов (к примеру, в Сибири
и на Дальнем Востоке следует
большее внимание уделять производству
мяса), а также с переходом на
процессный менеджмент.
Процесс
менеджмента должен обеспечивается
профессионально подготовленными
специалистами в области управления,
которые формируют организации
(включая кластеры) и управляют
ими путем постановки целей
и разработки планов их достижения.
Основными
элементами государственной поддержки
аграрного сектора должны стать:
-дальнейшее
обеспечение сельских товаропроизводителей
доступными кредитными ресурсами,
-проведение
политики протекционизма по отношению
отечественных товаропроизводителей.
Преимущества
кластеризации в сельском хозяйстве
Правильное
сочетание видов деятельности
в системе АПК на кластерной
основе обеспечивает конкурентное
преимущество и его устойчивость,
в том числе за счет применения
информационных технологий. Следует
отметить, что информационная революция
оказывает существенное влияние
на конкуренцию тремя способами:
-изменяет
структуру отрасли и устанавливает
новые правила конкуренции;
-создает
конкурентное преимущество, предоставляя
компаниям новые возможности
превзойти конкурентов в производительности;
-порождает
совершенно новые виды бизнеса,
часто непосредственно на основе
уже существующих в компании
процессов и операций;
-задает
направления и порядок изменений
бизнес-процессов, в частности,
за счет организации сельскохозяйственных
кластеров;
-создает
условия необходимости постоянного
повышения квалификации работников.
Достижения
в информационной технологии
изменяют структуру отрасли (управление
муниципальными образованиями и
регионами). На новой основе повышают
квалификацию, эрудицию кадров. Управление
информационными технологиями касаются
всех подразделений администрации
муниципальных образований, а
не только информационных отделов.
Кластерный
подход к повышению конкурентоспособности
сельскохозяйственных предприятий
является особой комбинацией
территориального и межотраслевого
принципов управления. В сельскохозяйственных
кластерах формируется сложная
комбинация конкуренции и кооперации.
На региональном рынке сельскохозяйственные
кластеры присутствуют как единые агенты
сети и конкуренции, что позволяет им выступать
на равных и противостоять губительным
тенденциям глобальной конкуренции, которая
особенно усилится при присоединении
России к ВТО за счет снижения барьеров
ввоза (импорта) сельскохозяйственной
продукции.
Участие
в сельскохозяйственном кластере
предоставляет также преимущества
сельхозпроизводителям в доступе
к новым технологиям, методам
работы и возможностям осуществления
поставок, произведенной продукции.
Важными
для формирования конкурентных
преимуществ сельскохозяйственных
предприятий, входящих в кластер
является гибкость и способность
к быстрому реагированию на
изменения в рыночной сфере.
Примерная
схема взаимодействия сельскохозяйственных
предприятий и смежников в
сельскохозяйственном кластере.
Формирование
кластеров в сельском хозяйстве
Осуществляемые в стране экономические
реформы направлены на интеграцию народного
хозяйства Российской Федерации в мировую
экономику и на занятие в ней достойного
места. Для этого необходимо соблюдение
двух главных условий: во-первых, в основу
реформ должны быть положены принципы
и механизмы, доминирующие в мировом экономическом
сообществе; во-вторых, при проведении
реформ должны быть учтены особенности
предшествующего развития и современного
состояния экономики страны, национальная
культура и поведенческие характеристики
населения, продолжительность периода
преобразований и другие факторы и условия,
формирующие развитие страны. Эти принципы
должны внедряться и при создании новой
системы управления агропромышленными
комплексами (АПК) регионов.
Российская Федерация как самостоятельное
государство взяла курс на проведение
рыночных реформ, которые должны обеспечить
благосостояние и свободу граждан России,
экономическое возрождение страны, рост
и процветание отечественной экономики
на основе создания инновационного общества
и роста производительности труда.
Положения новой управленческой парадигмы
должны отражать объективные потребности
реформируемой экономики и общества в
целом; содержать главные, ключевые моменты,
использование которых при построении
новой системы управления поможет нашей
стране перейти на инновационный устойчивый
путь развития.
Децентрализация системы управления,
проводимая в процессе реформирования,
не предполагает полного отказа от государственного
регулирования социально-экономических
процессов. Необходимость такого подхода
вызывается тем, что движение к рынку –
это сложный процесс, непременным и активным
участником которого должно быть государство.
Известно, что рынок не способен решить
многие проблемы, связанные с нуждами
всего общества, социальным единством
страны, проведением фундаментальных
научных исследований, долгосрочных программ
и, прежде всего, развития АПК регионов.
Целесообразность регулирования
рынка путем проведения определенной
политики в таких областях, как
социально-экономическая, валютно-финансовая,
структурно-инвестиционная и научно-техническая,
была признана во всех развитых рыночных
странах. Роль государства состоит в том,
что оно должно устанавливать и охранять
общие правила функционирования рынка,
используя такие формы вмешательства,
как законодательство, государственные
заказы, лицензирование экспорта и импорта,
установление кредитных ставок, различные
формы стимулирования и контроля рационального
использования природных ресурсов и т.
д. На государство возлагается и задача
заполнения внерыночных зон хозяйствования,
к которым относятся: экологическая безопасность,
социально-экономические права человека,
институты гражданского общества, перераспределение
доходов, научно-технический прогресс,
ликвидация структурных и региональных
диспропорций, развитие эффективных международных
экономических отношений.