Анализ формирования рынка земли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в анализе формирования рынка земли в России.
В соответствии с поставленной целью в задачи курсовой работы входит рассмотрение следующих вопросов:
Понятие и функции рынка земли
Экономический механизм регулирования рынка земли
Нормативно-правовое регулирование рынка земли
Формирование российской модели рыночной экономики
Этапы становления рынка земли в России
Перспективы развития рынка земли в России

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты земельного рынка 5
1.1 Понятие и функции рынка земли 5
1.2 Экономический механизм регулирования рынка земли 6
1.3 Нормативно-правовое регулирование рынка земли 12
2. Анализ формирования рынка земли в России 18
2.1 Формирование российской модели рыночной экономики 18
2.2 Этапы становления рынка земли в России 22
2.3 Перспективы развития рынка земли в России 27
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование рынка земли в РФ.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

- как правило, недопущение иностранных собственников сельскохозяйственных угодий;

- запрещение приобретения сельскохозяйственных угодий финансовыми институтами и юридическими лицами;

- ограничения экологического характера.

• обосновать необходимость дифференцированного  подхода к крупным и мелким (крестьянским и личным подсобным) хозяйствам, которая заключается в создании различных систем налогообложения различного юридического статуса земельной собственности, признанием за ними статуса некоммерческих и семейно-трудовых хозяйств, вывода мелкой земельной собственности из хозяйственной правоответственности, с сохранением семейного характера собственности мелких хозяйств.

• доказать необходимость введения государственного регулирования рынка  земли и создание институциональных  основ для его функционирования в России,

- установить нормы максимальных  владений и аренды, с целью недопущения латифундистских форм собственности.

• определить возможности и ограничения  ипотечного кредита в современных условиях, а именно

- высокорентабельное ведение сельскохозяйственного  производства,

- наличие ценных земель;

- наличие ликвидного имущества (скот, техника и др.);

- возможности перепрофилирования  использования земли для других  целей.

Несмотря на принятие Земельного Кодекса  и других нормативных актов, в  первую очередь Закона об обороте  сельскохозяйственных земель, наличие значительного числа, прежде всего, эмпирических исследований, многое еще в этой области остается непроработанным, о чем говорит и нынешняя практика земельных отношений, ситуация с земельным рынком, а также наметившаяся тенденция к созданию в ряде случаев хозяйств латифундистского типа. Отсутствие, по существу, концепции аграрной политики (во всяком случае в ясной и четкой определенной форме), Закона о сельском хозяйстве, который разрабатывается в течение многих лет, но до сих пор еще не определены его основные важнейшие юридические и экономические принципы и установки, все это оставляет большую сферу неопределенности, служащую для всякого рода импровизаций.

Острота этой проблемы, как одной из важнейших, как в научном, так и в законотворческом плане, хорошо осознается в органах законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих научно-исследовательских учреждениях. Причем существует самый широкий спектр подходов и взглядов, а сама эта проблема приобрела не только научный или законотворческий характер, но крайне политизирована и идеологизирована.

 

Заключение

 

 

Россия располагает огромными  земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне не эффективно. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей, ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв.  При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы. 

Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию реформы в Российской Федерации.

Российский земельный рынок  пока еще очень слаб, этому свидетельствуют сумбурные из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования. Выводом из бесчисленных реформ и постановлений, может служить необходимость политики, воздействующей на структуру рыночного землеоборота, ее инструментами должны выступать налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке. Анализируя структуру земель РФ, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-1165 млн. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 540-640 млн. га, что не может не огорчать.

Делая вывод, можно увидеть, что  в настоящее время преобладают  арендные отношения среди всех сделок с землей, но развивающийся рынок, регулируемый государством и подкрепляемый законодательными актами, пытается сделать из этой сферы действительно рынок, с гарантиями и правами. И неуклонный рост цен на землю, дает серьезные основания считать рынок земли наиболее перспективным вложением капитала.

Для квалифицированного решения проблем развития и определения перспектив использования земельно-недвижимого комплекса России необходимо существенно укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере. Целесообразно также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка России будет иметь создание соответствующих земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами.

В заключение можно сказать, что главной задачей на сегодня является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ
  3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
  4. А. Илларионов. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором / Вопросы экономики 2007 №4.
  5. Баринова И.И., Дронов В.П. Физическая и экономическая география России. - М.. 2008.
  6. Беленький В.Р. Российский рыночный землеоборот: миф или реальность? // Вопросы экономики. № 11. 2008. С. 46-62.
  7. Беленький В.Р.. Что нужно сделать для формирования земельного рынка в России // Независимая газета. 2010. № 103.
  8. В. Марцинкевич. Мировая экономика в XX веке: потрясающие достижения и серьезные проблемы / Мировая экономика и международные отношения 2007 №1.
  9. Гольцблат.А. Сделки с землей: купля-продажа, аренда, приватизация, ипотека - М., 2010. С. 11.
  10. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: практ. пособие. - М., 2011. С. 345.
  11. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2007 году. М.: Федеральная служба земельного кадастра, 2008. С. 96.
  12. Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2011г. -М.: Федеральная служба земельного кадастра. 2006. С. 10-16, 146-154.
  13. Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 2010. N 1. С. 26 - 27.
  14. Дронов В.П. Экономическая и социальная география. - М., 2010.
  15. Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник для вузов. М.: Кнорус, 2006.
  16. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Теория и тенденции развития. М., 2009.
  17. Кабаков С.И. К вопросу формирования цен на землю в городах России// Экономика строительства. 2010. №6. С. 2-15.
  18. Ковальчук А. Земельный рынок России. // Отечественные записки. № 1. 2010. С. 256-261.
  19. Комов Н.В. Социально-экономические и правовые аспекты становления земельных отношений в России// Земельный вестник России. № 1. 2010. С. 5.
  20. Кресникова Н. Становление земельного рынка в РФ// Экономика сельского хозяйства в России. 2010. №3. С.9.
  21. Липец Ю.Г. Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. - М., 2011.
  22. Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их исследование (модель России конца XX -- начала XXI века). - М., 2008. С. 209.
  23. Макрушин Р.«Природные ресурсы – интересам страны». «Российская газета», 2006.03.07
  24. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. - М., 2011.
  25. О некоторых проблемах развития земельного законодательства на современном этапе // Государство и право. 2007. N 3. С. 36 - 37.
  26. Орлов Г. М., Уваров В. И. Село и российские реформы// Социологические исследования, 2007, № 5.
  27. Папенков К., Рыбаков Р. «Оценка ресурсов и общественная политика. «Вестник московского университета», 2006, №4
  28. Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений // Государство и право. 2006. N 2. С. 44 - 54.
  29. Размещение производительных сил России / под ред. В.В. Кистанова, М., 2010
  30. Региональная экономика / под ред. Т.Г. Морозовой. Учебник для ВУЗов, М., 2008
  31. Родионова И.А. Экономическая география России. - М., 2008.
  32. Силаев А. «Система платного недрпопользования». «Экономист», М., 2006, №3
  33. Суханов Е.А. Земля как объект гражданского права // Вестн. моск. ун-та. Серия 11. Право. 2008. N 5.
  34. Сыродоев Н.А. Правовые проблемы повышения эффективности использования земли в условиях экономической реформы: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 16 - 17.
  35. Шагайда Н. Земельный рынок // Рынки факторов производства в АПК России: перспективы анализа. М.: АЭП, 2006. С. 86.
  36. Шагайда Н. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения в России// Отечественные записки. 2010. №1. С.262-268.

 

 

Приложения

Приложение 1. Структура земель РФ по категориям (целевому назначению) по состоянию на 01.01.2011

 

 

 

Приложение 2. Распределение земель РФ по формам собственности по состоянию на 01.01.2011

 

 

Приложение 3. Распределение приватизированных земель РФ по собственникам по состоянию на 01.01.2011

 

 

 

Приложение 4. Земли РФ, находящиеся  в собственности граждан по состоянию на 01.01.2011

 


Информация о работе Анализ формирования рынка земли в России