Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 20:42, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Введение 3
1.
Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике. 4
Сущность монополий, цели и механизмы функционирования. 5
Виды монополий. 7
Предпосылки формирования и развития современных российских монополий. 7
2.
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. 10
Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий. 12
Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. 17
Особенности антимонопольной политики развитых стран. 20
2.2
Особенности антимонопольной политики в России. 23
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29
В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить:
-
-
-
Предпосылки формирования и развития современных монополий.
Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному двум заводам.
Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.
Другая причина была связана
с удобством централизованного
управления крупными предприятиями. Когда
все важнейшие решения по развитию
экономики страны принимаются общенациональными
плановыми органами, управляемость
хозяйства тем выше, чем меньше
производственных единиц. В самом
деле, проконтролировать выпуск определенного
вида продукции на одном заводе гиганте
много проще, чем решить ту же задачу,
когда названное изделие
В итоге народное хозяйство
страны в буквальном смысле напоминало
единый организм. Подобно тому, как
в человеческом организме существуют
специализированные органы обеспечения
жизнедеятельности всего
Причем дублирование было
минимальным или вовсе
Таким образом, если в странах
рыночной экономики монополизация
обычно проходила путем
Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Однако гораздо большее
значение имело изменение условий
хозяйствования. Благодаря им резко
усилились последствия
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях.
Монополия, как мы убедились,
сопряжена с целым букетом
резко отрицательных
Еще более опасно то, что
монополия полностью блокирует
механизмы саморегуляции рынка.
Плохая и дорогая продукция может
появиться и в
Всевластию же монополиста
в силу непреодолимости барьеров
на пути в отрасль ничто не грозит
даже в длительном плане. Самостоятельно
рынок не в силах разрешить
эту проблему. В этих условиях улучшить
ситуацию может лишь государство, проводящее
сознательную антимонопольную политику.
Не случайно, в наше время нет
ни одной развитой страны (и Россия
в этом смысле не составляет исключения),
где бы отсутствовало специальное
антимонопольное
Р
Вместе с тем проведение
антимонопольной политики сопряжено
с рядом объективных
Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек, достигается при очень больших объемах производства (Q0).
Обозначим точку минимума на кривой LATC буквой О, а соответствующий ей уровень издержек Р0. Фирма-монополист максимизируя свои прибыли, сильно ограничит объем производства – до Qм. При этом в силу х-неэффектиности издержки монополиста будут лежать не на кривой LATC, а заметно выше (см. точку М и соответствующий ей уровень издержек Рм). Разумеется, эта ситуация как по объему выпуска, так и по ценам (издержкам) далека от оптимальной и требует государственного вмешательства.
Представим себе, однако,
что государственные органы пытаются
решить проблему демонополизации «в
лоб», путем принудительного
И это далеко не частный
случай. Можно говорить о невозможности
превращения монополизированной отрасли
в отрасль совершенной
В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель антимонопольной политики – не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений. На рис. 3 желаемый результат антимонопольной политики изображен в точке R, приближенной к положению оптимума О как по объему выпуска продукции, так и по ценам. Какими же методами удается «укротить» монополистов? Этот вопрос особенно важен по отношению к естественным монополиям.[5]
Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.
Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.
И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные тарифы, сверхбыстро растущие цены на энергию и т.п.
P
PREG