Антимонополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.



С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Содержание

Введение 3



1.

Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике. 4





Сущность монополий, цели и механизмы функционирования. 5





Виды монополий. 7





Предпосылки формирования и развития современных российских монополий. 7



2.

Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. 10





Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий. 12



Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.





Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. 17





Особенности антимонопольной политики развитых стран. 20



2.2

Особенности антимонопольной политики в России. 23



Заключение. 27



Список использованной литературы. 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.28 Кб (Скачать файл)

 

 

                     QM                  QREG                 Q                                        QM       QREG                     Q                Рис.4а.                                                       Рис.4б.

Регулирование цен продукции  естественной монополии с целью 

 

максимизации производства

 

 

 

Основной путь борьбы с  негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном  контроле над ценообразованием на естественно-монопольные  товары и/или за объемом их производства (скажем, путем определения круга  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию).

 

Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного  уровня, на котором будут закреплены цены.

 

На рис. 4 показан распространенный вариант регулирования, при котором  наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Р=МС=D).

 

Главным последствием установления максимальной цены с точки зрения поведения фирмы-монополиста является изменение кривой предельного дохода. Коль скоро монополист не может взвинтить  цену выше названного уровня даже при  тех объемах производства, где  кривая спроса объективно позволяет  сделать это, его кривая предельного  дохода из положения MR смещается в  положение MR1 (на графике выделено жирной линией), совпадающее с максимально  дозволенной величиной цен PREG. В  самом деле, если максимальная цена электроэнергии зафиксирована на уровне 21 коп. за кВт/ч, то каждый дополнительно  проданный киловатт будет приносить  доход, равный этой сумме, а кривая предельного  дохода выродится в горизонтальную прямую, проходящую на этом уровне.

 

Далее вступает в силу правило MC=MR. Как и любая другая фирма, монополист сам без всякого государственного принуждения (что является крупным  плюсом данной методики регулирования!) будет стремиться довести объем  производства до QREG, соответствующего точке пересечения кривых предельного  дохода и предельных издержек. На рис. 2 хорошо видны и другие достоинства  такого способа ограничения монополистических  цен: достигается значительный прирост  производства (QREG>QM) и понижаются цены (PREG<PM).

 

Но есть у описываемого метода регулирования и недостаток: устанавливаемый государством уровень  цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства  закрепить и получение экономических  прибылей (рис 4а), и несение убытков (рис. 4б). Оба варианта нежелательны. Наличие у естественного монополиста  постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая завышенные цены они увеличивают  свои издержки со всеми вытекающими  отсюда отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности  и др.). Но еще опасней, пожалуй, закрепление  убытков. Покрывать их в долгосрочном аспекте естественный монополист может  только за счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. А это  открывает широкую дорогу расточительности. Коль скоро на прибыль, так или  иначе, нет надежд, а государство  все равно покроет убытки, монополист может получить выгоду лишь за счет растранжиривания государственных  средств. Высочайшие оклады менеджерам, раздутые штаты, огромные представительские  расходы – все это скрытые  формы обогащения за счет казны. Другими  словами, х-неэффективность в этом случае достигает высочайшего уровня.

 

 

        P                                                                                                                                                                                                                                                                                     PM                                                                                                                                                                                        OM                                                                   MC                                                                                                                                                                                                                                                                                             ATC                                                                                                                                                                                                            N                                                                               PREG                                                                                                 OREG                                                   MR1                                                                                               D                                                                                                                                                                                                                 MR                                                                                                                                                                 дефицит                                                                                                                                                                                                                                         QM                      QN                            QREG                               Q  Рис.5.

 

Регулирование цен продукции  естественной монополии с целью  обеспечения безубыточности производства.

 

PREG=ATC=D). Поскольку средние  издержки в данном случае точно  равны продажной цене, естественный  монополист работает в этом  случае без убытков и прибылей. Таким образом, снимается основная  проблема предыдущего метода  регулирования.

 

 

QREG>QM) и понижения цены (PREG<PM). Однако правило MC=MR на  этот раз действует против  регулирующих органов. До точки  пересечения кривой предельных  издержек и новой, обусловленной  государственным фиксированием  цен кривой предельного дохода MR1, увеличение производства выгодно  монополисту. Но после этой  точки (N) каждый лишний произведенный  товар будет вызывать больше  издержек, чем приносить доходов  (MC>MR). Очевидно, что монополист  всеми правдами и неправдами  будет стремиться остановить  производство на уровне QN и не  доводить его до  QREG. Поскольку  спрос при цене PREG составит именно QREG, то на рынке возникнет дефицит  (QREG>QN).

 

Нечто подобное граждане крупных  российских городов испытали в начале 90-х годов. МПС прекратило ремонт электричек, и их выходило на линии  с каждым днем все меньше и меньше. «Объективные» причины для этого, разумеется, находились: это и вандализм  подростков, ломавших сиденья и бивших стекла, и нехватка средств на ремонт. Но все они как по мановению  волшебной палочки исчезли (или, по крайней мере, перестали сказываться  на числе курсирующих электричек), как только цены на билеты были подняты.

 

Таким образом, второй подход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарные дефициты и требует поэтому  дополнительных принудительных мер  по отношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современной  России является составление списков  потребителей, прекращать снабжение  которых монополист не имеет права.

 

Кроме регулирования цен  определенную пользу – особенно в  нашей стране – может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто  объединяется как производство естественно-монопольных  благ, так и производство таких  благ, которые эффективней изготовлять  в конкурентных условиях. Это объединение  носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую  сферу национальной экономики.

 

РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения, - это  три кита «монополизма по-русски», ярчайшие примеры подобных объединений. В  состав РАО «Газпром» наряду с  Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении  МПС находится как инфраструктура – железные дороги, вокзалы, информационная система, - так и немонопольные  виды деятельности – подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия  общепита. На балансе министерства находятся целые поселки и  города. РАО «ЕЭС России» объединяет как электросети, так и электростанции.

 

Суть интенсивно обсуждаемых  в нашей стране реформ такова: предлагается развить конкуренцию в тех  видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Так, конкуренция разных фирм за прием  канализационных стоков из каждой квартиры многоэтажного дома – явная бессмыслица. Но конкуренция фирм, обеспечивающих профилактику и ремонт водопроводных  и канализационных систем в квартире – вероятно единственный путь защиты потребителя от произвола современных  ДЭЗ, РЭУ и т.п. Только при наличии  конкуренции жильцам не придется неделями ждать вызванного мастера-сантехника.

 

Очевидно, однако, что разделение естесвенно-монопольного и потенциально конкурентных секторов не должно быть форсированным и механистичным. Ведь не только конкуренция, но и производственная интеграция имеет свой потенциал  снижения издержек. Повысится ли, например, эффективность энергетической отрасли, если вместо нынешнего РАО «ЕЭС России»  создать национальную компанию, распоряжающуюся  линиями электропередачи, и множество  корпораций, владеющих электростанциями? Ведь даже в странах с очень  жесткими правилами антимонопольного регулирования – Япония, США, Германия – основной схемой организации энергетики являются энергосистемы, т.е. сосредоточение в одних руках генерирующих мощностей  и передающих сетей.

 

Тем более тщательной доработки  требует идея разукрепления энергетической отрасли  путем создания независимых  региональных энергосистем.  Уровень  конкуренции вряд ли повысится, а  вот обособленность регионов возрастет. К тому же единая энергосистема страны дает экономию, так как позволяет  для покрытия суточного пика потребления  в восточной части России использовать «спящие» это время мощности западных регионов и наоборот (выгоды горизонтальной интеграции). Удастся ли добиться такой  слаженности в работе независимых  региональных энергосистем?

 

Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в  виду и их позиции в международной  конкурентной борьбе. Например, РАО  «Газпром» - крупнейшая международная  корпорация. Его реструктуризация может  подорвать позиции России на мировом  газовом рынке. В целом, очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой  осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.

 

Наконец, еще одна сложная  проблема, касающаяся естественных монополий, относится к их статусу: следует  ли этим компаниям быть государственными или частными? Истоки этой проблемы связаны с тем, что естественные монополии, как мы убедились, являются весьма специфическим субъектом  экономики, который никогда не функционирует  по чисто рыночным принципам. Если естественные монополии исключают конкуренцию; если цена и объемы производства определяются не игрой рыночных сил, а либо произволом монополиста, либо решениями государства; если нарушаются многие другие механизмы  функционирования рынка. Если все это  так, то не лучше ли управлять естественными  монополиями не как частными, а  как государственными предприятиями?

 

Экономическая наука не выбрала  однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся  в общенациональной собственности, но не меньше стран, где они являются частными.

 

Обычные аргументы в пользу национализации связаны с тем, что  на государственном предприятии  легче проводить правительственную  политику в отношении цен, тарифов, объемов производства и т.п. (напомним, что регулирование этих параметров неизбежно в любом случае –  м при частной, м при государственной  собственности). Кроме того, государственная  собственность исключает монополистические  злоупотребления с целью обогащения владельцев. Попросту говоря, там, где  частный монополист будет ради своих  прибылей выколачивать из потребителей каждую копейку, государственный монополист скорее займет умеренную позицию. Ведь прибыль отнюдь не главная его  цель. Если естественный монополист убыточен, то и вовсе непонятно, что может  удерживать частный капитал в  таком предприятии.

 

Аргументы против национализации связаны с опасениями понижения  эффективности работы естественного  монополиста. Не имея надобности ориентироваться  в первую очередь и превыше  всего на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника. И с готовностью выполняет  любые, самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном  предприятии и иждивенческие  настроения: нечего боятся убытков, все  покроет бюджет. Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие  объемы государственных, т.е. «ничьих  лично», денег проходит через кассы  монополиста. При сложном характере  коммерческой деятельности таких фирм, уследить за этими деньгами бывает трудно.

 

Таким образом, серьезные  аргументы есть у обеих сторон. На практике вопрос о праве собственности  чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах  с сильным индивидуалистическими  традициями, наоборот, склоняются к  частной собственности.[6]

 

Антимонопольная политика в  отношении искусственных монополий.

 

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех  областях, где единственный производитель  не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка, поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить  конкурентов.

Информация о работе Антимонополия