Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 20:42, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Введение 3
1.
Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике. 4
Сущность монополий, цели и механизмы функционирования. 5
Виды монополий. 7
Предпосылки формирования и развития современных российских монополий. 7
2.
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. 10
Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий. 12
Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. 17
Особенности антимонопольной политики развитых стран. 20
2.2
Особенности антимонопольной политики в России. 23
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29
QM
QREG
Q
Регулирование цен продукции естественной монополии с целью
максимизации производства
Основной путь борьбы с
негативными сторонами
Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.
На рис. 4 показан распространенный вариант регулирования, при котором наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Р=МС=D).
Главным последствием установления
максимальной цены с точки зрения
поведения фирмы-монополиста
Далее вступает в силу правило
MC=MR. Как и любая другая фирма,
монополист сам без всякого
Но есть у описываемого
метода регулирования и недостаток:
устанавливаемый государством уровень
цен никак не связан со средними
издержками, т.е. он может волей государства
закрепить и получение
P
Регулирование цен продукции естественной монополии с целью обеспечения безубыточности производства.
PREG=ATC=D). Поскольку средние
издержки в данном случае
QREG>QM) и понижения цены
(PREG<PM). Однако правило MC=MR на
этот раз действует против
регулирующих органов. До
Нечто подобное граждане крупных
российских городов испытали в начале
90-х годов. МПС прекратило ремонт
электричек, и их выходило на линии
с каждым днем все меньше и меньше.
«Объективные» причины для
Таким образом, второй подход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарные дефициты и требует поэтому дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современной России является составление списков потребителей, прекращать снабжение которых монополист не имеет права.
Кроме регулирования цен
определенную пользу – особенно в
нашей стране – может принести
и реформирование структуры естественных
монополий. Дело в том, что в России
в рамках единой корпорации часто
объединяется как производство естественно-монопольных
благ, так и производство таких
благ, которые эффективней
РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»,
Министерство путей сообщения, - это
три кита «монополизма по-русски», ярчайшие
примеры подобных объединений. В
состав РАО «Газпром» наряду с
Единой системой газоснабжения России
(т.е. естественно-монопольным
Суть интенсивно обсуждаемых в нашей стране реформ такова: предлагается развить конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Так, конкуренция разных фирм за прием канализационных стоков из каждой квартиры многоэтажного дома – явная бессмыслица. Но конкуренция фирм, обеспечивающих профилактику и ремонт водопроводных и канализационных систем в квартире – вероятно единственный путь защиты потребителя от произвола современных ДЭЗ, РЭУ и т.п. Только при наличии конкуренции жильцам не придется неделями ждать вызванного мастера-сантехника.
Очевидно, однако, что разделение естесвенно-монопольного и потенциально конкурентных секторов не должно быть форсированным и механистичным. Ведь не только конкуренция, но и производственная интеграция имеет свой потенциал снижения издержек. Повысится ли, например, эффективность энергетической отрасли, если вместо нынешнего РАО «ЕЭС России» создать национальную компанию, распоряжающуюся линиями электропередачи, и множество корпораций, владеющих электростанциями? Ведь даже в странах с очень жесткими правилами антимонопольного регулирования – Япония, США, Германия – основной схемой организации энергетики являются энергосистемы, т.е. сосредоточение в одних руках генерирующих мощностей и передающих сетей.
Тем более тщательной доработки требует идея разукрепления энергетической отрасли путем создания независимых региональных энергосистем. Уровень конкуренции вряд ли повысится, а вот обособленность регионов возрастет. К тому же единая энергосистема страны дает экономию, так как позволяет для покрытия суточного пика потребления в восточной части России использовать «спящие» это время мощности западных регионов и наоборот (выгоды горизонтальной интеграции). Удастся ли добиться такой слаженности в работе независимых региональных энергосистем?
Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции в международной конкурентной борьбе. Например, РАО «Газпром» - крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. В целом, очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.
Наконец, еще одна сложная
проблема, касающаяся естественных монополий,
относится к их статусу: следует
ли этим компаниям быть государственными
или частными? Истоки этой проблемы
связаны с тем, что естественные
монополии, как мы убедились, являются
весьма специфическим субъектом
экономики, который никогда не функционирует
по чисто рыночным принципам. Если естественные
монополии исключают
Экономическая наука не выбрала однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности, но не меньше стран, где они являются частными.
Обычные аргументы в пользу
национализации связаны с тем, что
на государственном предприятии
легче проводить
Аргументы против национализации связаны с опасениями понижения эффективности работы естественного монополиста. Не имея надобности ориентироваться в первую очередь и превыше всего на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника. И с готовностью выполняет любые, самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятии и иждивенческие настроения: нечего боятся убытков, все покроет бюджет. Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие объемы государственных, т.е. «ничьих лично», денег проходит через кассы монополиста. При сложном характере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за этими деньгами бывает трудно.
Таким образом, серьезные
аргументы есть у обеих сторон.
На практике вопрос о праве собственности
чаще всего решается в духе национальных
традиций. Страны с государственническим
менталитетом предпочитают национализацию
естественных монополий. В странах
с сильным
Антимонопольная политика в
отношении искусственных
В отличие от естественной,
искусственная (или предпринимательская)
монополия складывается в тех
областях, где единственный производитель
не обладает повышенной эффективностью
по сравнению с несколькими