Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:48, курсовая работа
Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.
Функционирование экономической системы, динамика ее основных характеристик, возможности, а также ограничения экономического роста определяются взаимодействием ряда институциональных структур, важнейшими из которых выступает крупный бизнес и государство. С крупным бизнесом связывается наличие инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны (региона), что позволяет рассматривать его в качестве катализатора экономического роста. Вместе с тем он может нести в себе тенденцию к торможению в развитии малого и среднего бизнеса, организации крупного бизнеса могут блокировать институциональные изменения, лоббировать свои интересы. Именно государство должно выступить той силой, которая, с одной стороны, блокирует возможные негативные последствия функционирования крупного бизнеса, а с другой стороны, направляет их развитие в русло формирования конкурентных преимуществ страны (региона), их сохранение и реализацию.
Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся еще в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы.
Нельзя игнорировать существенные социально-экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Все это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес-структур.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями.
Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.
Монополия - это одна из основных форм несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция - это такая рыночная ситуация, когда на рынке имеется ограниченное количество покупателей и продавцов, продающих разнородную продукцию, каждый из которых сам по себе может оказывать влияние на цены товаров и услуг.
Основные формы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия и олигопсония, монополия и монопсония. Они проявляются в создании дефицита производимой продукции, вымывании дешевого ассортимента, завышении или занижении качества товаров, работ и услуг в зависимости от собственной выгоды, назначении сроков и объемов поставок продукции в соответствии только со своей производственной программой, произвольный отказ от заключения договоров с потребителем. Сам термин "монополия" происходит от греческого "monos polein" -"единственный продавец". Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте со свободным рынком, на котором много соперничающих продавцов и покупателей предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих приобрести товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения, а у продукта монопольной фирмы нет близких заменителей. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на рынке, поэтому фирма-монополист имеет возможность очень сильно влиять на цену.
Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или совсем невозможен, так как существуют барьеры, не позволяющие конкурентам войти в отрасль. Барьер для входа в отрасль - это ограничитель, предотвращающий появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Роль барьеров выполняют патенты или лицензии, большая сумма капитала, необходимая для открытия фирмы, исключительные права, полученные от правительства. Они являются необходимым условием долгосрочного поддержания чистой монополии и монопольной власти.
На стадии индустриального производства и в период становления финансового капитала свободная конкуренция уступила место монополиям. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса Профессор П. Самуэльсон особо подчеркивает это обстоятельство: "Экономике крупного производства, возможно, присущи определенные факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей".
Признаки монополии:
1. один продавец на рынке
2. реализация уникального товара без заменителей
3. недоступная информация
4. цены на рынке диктует монополист
5. наличие неопределенных входных барьеров на рынок.
В зависимости от причин образования (социальных или природных) различают виды монополий. В результате выделяют случайные, искусственные и естественные монополии. Социальные причины обусловливают появление случайных и искусственных монополий.
Случайные монополии являются результатом временного значительного превышения спроса над предложением. Такие монополии складываются при условии целенаправленной маркетинговой стратегии фирмы по сегментации рынка для создания рыночной ниши.
Случайная монополия может перерасти в искусственную.
Искусственные монополии возникают при сговоре крупных товаропроизводителей, являющихся потенциальными или фактическими Конкурентами, направленном на установление и поддержание определенного уровня цен, раздел сфер влияния на рынках или устранение иных конкурентов.
Чтобы не допустить образования искусственных монополий вводятся законодательные ограничения на слияния и поглощения, разрабатывается и совершенствуется антимонопольное законодательство.
Кроме социальных существуют и естественные причины образования монополий. Создание конкурентной среды на некоторых товарных рынках невозможно или крайне невыгодно: эффект от масштаба производства настолько велик, что одно предприятие удовлетворяет спрос при более низких издержках, чем несколько.
Естественная монополия -- это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Естественные монополии могут находиться в государственной и в частной собственности.
К основным сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся:
Методы государственного регулирования естественных монополий подразделяются на прямые и косвенные. Прямое регулирование связано с программно-целевым управлением субъектами естественных монополий, находящимися в государственной собственности. Методами косвенного регулирования естественных монополий, находящихся под контролем частных предпринимателей, являются: формирование конкурентных условий при входе на монопольный рынок (в форме конкурсов, аукционов при заключении договоров об аренде, концессии, поставках); регулирование нормы прибыли (путем определения текущих издержек, оценки инвестиций, допустимой прибыли).
Монопсония — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.
Монопсония (рынок покупателя) складывается в том случае, если имеется единственный потребитель товара и множество производителей, причем потребитель приобретает подавляющую массу товаров, поставляемых производителями.
По ряду товаров примером могут служить закупки со стороны министерства обороны. Также примерами могут служить: единственное в районе предприятие, государство, осуществляющее закупки зерна и вооружения, один наниматель, представляющий 100% спроса на рынке труда.
Монопсония возникает при следующих условиях:
* на рынке труда
* данная фирма (группа
фирм) нанимает основную часть
из суммарного количества
* этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
* фирма - монопсонист сама
устанавливает ставку
Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма - наниматель труда.
1.3 Негативные последствия монополизации
Монополия (а также почти неотличимая от неё форма олигополии - картель) сопряжена с целым набором резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться с плохим качеством продукции, её устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.
Ещё более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные случаи носят временный характер. Конкуренция быстро расставляет всё на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет своё отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.
Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. В таких условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Неслучайно в наше время нет ни одной страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство, и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь бесконтрольная деятельность естественных монополий способна принести значительный вред. Монополисты пытаются решить свои проблемы, прежде всего за счёт повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие: увеличиваются издержки производства в других отраслях; распространяются неплатежи; парализуются межрегиональные связи. И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные тарифы, сверхбысрорастущие цены на энергию и т.п.
При этом естественный характер монопольного положения, хотя и создаёт возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм х-неэффективности. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно захочет удерживать их на минимальном уровне, а скажем, не станет раздувать расходы высшего руководства фирмы.
Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объёмом их производства (например, целесообразно определять круг потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).
2.1 Антимонопольная политика зарубежных стран
Информация о работе Антимонопольная политика государства и развитие конкуреции