Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:48, курсовая работа
Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.
Негативные моменты
Государственное
антимонопольное регулирование
1.Разработку
и принятие специального
2.Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства. Экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели: американскую и европейскую.
Американская модель
строится на принципе запрещения монополии как структурной
Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, заостряет внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках
В последнее десятилетие различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.
Методы государственного регулирования естественных монополий подразделяются на прямые и косвенные. Прямое регулирование связано с программно-целевым управлением субъектами естественных монополий, находящимися в государственной собственности. Методами косвенного регулирования естественных монополий, находящихся под контролем частных предпринимателей, являются: формирование конкурентных условий при входе на монопольный рынок (в форме конкурсов, аукционов при заключении договоров об аренде, концессии, поставках); регулирование нормы прибыли (путем определения текущих издержек, оценки инвестиций, допустимой прибыли).
На самом деле впервые с проблемой устранения массового монополизма мир столкнулся в период перехода от феодализма к капитализму, когда нужно было разрушить цеховое производство, купеческие гильдии. Следующая волна антимонопольного законодательства прокатилась во второй половине XIX в., в период массового образования капиталистических промышленных монополий при переходе к империализму. В связи с этим в ряде стран Западной и Центральной Европы уже в 70-е гг. XIX в. были приняты антимонополистические законы.
Антимонопольное законодательство (АМЗ) в странах с рыночной экономикой весьма разнообразно и обязательно отражает сложившиеся условия хозяйственной жизни, оно является гарантом тот, что монополизм не станет доминирующей формой организации экономики.
Так в США в конце XIX века стали нарастать явления, которые угрожали конкуренции. Государство было вынуждено встать на защиту свободного предпринимательства, обеспечив законодательным путем свободный доступ всех частных лиц в любую отрасль хозяйственной деятельности.
Наиболее разработанным принято считать АМЗ в США. Она базируется на трех основных законах :
1) Закон Шермана (1890г) - это
федеральный акт против
2) Закон Клейтона (1914г) -
это закон о федеральной
3) Закон Робинсона-Пэтмана (1936г ) запрещал ножницы цен .Малый бизнес становится еще более защищенным.
Антитрестовское законодательство в США включает 4 объекта регулирования монополизации рынка, антиконкурентные слияния, сговор о ценах и дискриминацию цен. За нарушение антитрестовских законов предусматривается гражданская и уголовная ответственность. Так были разукрупнены, например, три могущественных монополии:
1) «Стандарт ойл», который контролировал 90% мощностей нефтеперегонных заводов;
2) «Америкэн тобэкко», на долю которого приходилось ѕ рынка табачных изделий;
3) «Дюпон» - пороховая компания.
Мировая экономическая мысль однозначно считает монополии нежелательными элементами в хозяйственных системах. Обладая исключительным положением, они всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вздувают цены, обеспечивают собственные сверхприбыли, вызывают снижение общей эффективности производства. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее его достоинств.
Монополизация экономики является серьезным препятствием развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.
В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также на неценовых факторах (качество, реклама, условия реализации). Для покупателей цена является одним из важных пунктов при приобретении товара, но если сравнить два и более товара по одинаковой цене, но с разным качеством, покупателям цена будет не так важна, как раньше, ведь если можно купить товар по одинаковой цене с лучшим качеством, то выбор между приобретаемыми товарами очевиден.
В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым.
Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегулирование, а стало быть, и рыночная среда. Монополизация экономики тормозит и останавливает развитие экономики, поскольку отсутствует мотивация к предпринимательству, труду, накоплению капитала. В нашей стране исследования проблем монополии и путей ее ликвидации находятся на первоначальном этапе, отсутствуют какие-либо масштабные работы по данной проблеме.
2.2 Антимонопольная политика в России
Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к Европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов.
Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение.
Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:
2) изъятие товара из обращения,
3) навязывание контрагенту
4) экономически или
5) экономически или
6) экономически,
технологически и иным образом
не обоснованное установление
различных цен (тарифов) на один
и тот же товар, если иное
не установлено федеральным
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных
9) создание препятствий доступу
на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Важнейший
элемент в системе
Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его экономической власти в учете так называемых аффинированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря 1995 года обязывает акционерные общества вести учет аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати.
Аффилированные (взаимозависимые) лица - это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Другой важнейший элемент в
- изъятие товаров из обращения
- навязывание контрагенту
- принуждение к заключению «
- нарушение установленного
- создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
- установление монопольно высоких (низких) цен;
- необоснованный отказ
от заключения договора с
Один из
элементов в любой системе
В России к ним относят:
- распространение ложных
- ложную информацию о
некорректное
сравнение хозяйствующим субъектом своих
- продажу товаров с незаконным
- получение, использование,
Информация о работе Антимонопольная политика государства и развитие конкуреции