Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:04, курсовая работа
Сложность бедности по своей структуре, различные подходы к ее измерению. Концепции определения бедности, методы её оценки и измерения. Современный опыт борьбы с бедностью в развитых странах мира. Пути решения данной проблемы применительно к особенностям российского общества.
Ч. Бут пытался установить
реальные критерии определения бедности
- уровень доходов и
С. Раунтри, исследуя семьи, пришел к выводу, что существуют два вида бедности - первичная и вторичная. Первичная характеризует семьи с недостаточными средствами для удовлетворения основных нужд даже при оптимальном использовании средств. Вторичная бедность относится к тем семьям, у кого основные потребности не удовлетворяются по причине неразумной траты средств. Ему удалось то, что не удавалось никому до него, а именно - разделить тех, кто действительно был беден, и тех, кто был просто расточителен. Отсюда вытекает подразделение ответственности за бедность на личную и социальную. При анализе данных он стремился определить реальное число нуждающихся (связав бедность с безработицей, уровнем заработной платы, жилищными, условиями) и критерии вычисления черты бедности. Последнюю С. Раунтри определял, исходя из уровня дохода семьи, необходимого только для удовлетворения основных потребностей (пища, жилье, одежда). Данный уровень принимался за абсолютную черту бедности, которую можно регулировать только при изменении цен на пищевые продукты независимо от уровня и распределения личных доходов.
Теперь рассмотрим историю изучения бедности в 20-ом веке.
Методы и принципы Ч. Бута и С. Раунтри оказали большое влияние на последующие исследования бедности. Некоторые социологи, хотя и пытались вносить какие-то изменения, напрямую копировали их. До 1971 г. такого мнения придерживался, в частности, Маккензи, но был подвергнут критике большинством экономистов. Ф. Хайек в свою очередь был убежден, что принудительным путем бедность не уничтожить.
Масштабы бедности можно сократить, но для этого необходимо повысить общее благосостояние населения. В целом же существование бедности необходимо для общественного блага. В другой работе Ф. Хайек подчеркивал закономерность возникновения в человеческом обществе бедности. Ее следует принять как неотвратимую реальность и пропагандировать личную ответственность человека за свое состояние, в том числе и бедность. Он ратовал за ограничение государственного вмешательства, полагая, что неправомерно посягать на свободу выбора каждым предпочитаемого образа и стиля жизни.
В 60-е годы формируется новый взгляд на бедность. М. Оршански, работая в Управлении социальной безопасности США, установила количественные параметры жилья, одежды и других потребностей, необходимых для удовлетворения основных нужд. Она использовала коэффициент Энгеля, полученный на основе данных бюджетного опроса. Определив стоимость диеты, необходимой для поддержания здоровья, она умножила его на обратную дробь этого коэффициента, который измерял удельный вес расходов на продовольственные товары в совокупном доходе средней семьи. Так определялась относительная черта бедности, просуществовавшая в США до 80-х годов.
В 70-х годах появился еще один подход. Человек или семья признавались бедными, если средства не позволяли им вести приличествующий для данного общества образ жизни. При этом одни социологи ограничивали эти средства приобретением товаров, необходимых для удовлетворения основных потребностей, а другие видели проблему шире, полагая, что те средства, которыми располагает человек или семья, должны давать возможность полноценно участвовать в жизни общества. Второй подход теперь называют концепцией относительной лишенности. Ведущую роль в ее создании сыграли Маршалл и Таунсенд.
Английский социолог П. Таунсенд
в известной книге «Бедность
в Великобритании» (1979) дал обобщающее
определение относительной
В Англии правительственные органы регулярно устанавливают так называемую официальную бедность. В зависимости от нее обычно определяется черта бедности.
П. Таунсенд утверждает, что 25% англичан живут в реальной бедности или около нее. Почти 50% постоянно находятся в страхе из-за нее. Лишь немногие могут надеяться избежать печального опыта бедности и то на краткое время в течение жизни. Причину он видит в капитализме. Возможно, политические пристрастия автора диктуют логику расчетов, ибо они во многом основаны на построенном им самим субъективном индексе относительной депривации. Как и все левые, он считает, что национальный пирог не может расти до бесконечности. Поэтому чтобы помочь бедным, надо его перераспределить.
Все чаше социологи приходят
к выводу, что бедность - закономерное
явление социальной жизни общества.
Это нашло отражение в широком
распространении понятия «
В последние годы в Голландии предложена концепция определения уровня бедности, опирающаяся на мнения рядовых потребителей, а не на оценки официальных экспертов.
Черта бедности (так называемое Лейденское определение черты бедности) оценивается по ответам респондентов на вопрос о минимальном доходе, необходимом для достижения достаточного образа жизни как функции от настоящего дохода опрошенных.
Для решения проблемы бедности
используется опыт стран с развитой
экономикой. Ее измерение бедности
связано с разработкой
В США, в качестве официального
определения бедности было принято
предложение М. Оршански, в соответствии
с которым черта бедности (или
минимальный доход семьи) фиксировалась
исходя из стоимости продуктов питания
по принятому рациону для
B 1983 г. в Голландии было
проведено социологическое
В Венгрии применяются
показатели социального и прожиточного
минимумов. Социальный (или общественный)
минимум - это скромный уровень потребления,
который кроме удовлетворения потребностей
дает возможность пользоваться благами
и услугами на данном уровне экономического,
социального и культурного
Прожиточный минимум - это
уровень потребления, достаточный
только для удовлетворения основных
потребностей. В 1991 г. были внесены изменения
в методологию прожиточного минимума.
Потребительская корзина
В Болгарии существует два
подхода к исчислению прожиточного
минимума на абсолютной и относительной
основе. Относительная оценка покоится
на дифференциации порога бедности как
процента от определенного среднего
социального стандарта, присущего
всему обществу. Увеличение жизненного
стандарта ведет к повышению
порога бедности и соответственно расходов
на поддержание социально
Исследование бедности в России. Первое обследование рабочего бюджета и быта в советское время было проведено по инициативе С.Г. Струмилина в мае-июне 1918 г. в Петрограде. Под руководством A.M. Стопани эта работа была продолжена и охватила до 40 городов страны. Первый опыт широкого бюджетного обследования, осложненный гражданской войной, все же имел большое практическое значение. Результаты этого обследования дали сведения о материальном положении рабочего населения, его снабжении и питании. Оно послужило опорным материалом для новых бюджетных обследований в различных районах страны:1920 г - Харьков, Донбасс, Петроград, 1921 г- Ташкент, 1922 г- Петроград, Урал и т.д.
С.Г. Струмилин разработал индекс стоимости жизни, в основании которого были использованы результаты анализа рабочего бюджета и потребления, текущая регистрация цен. Его методологические разработки легли в основу первого всесоюзного месячного бюджетного обследования рабочих и служащих, руководителем которого был Г.С. Полляк. Оно проводилось в Москве, Петрограде, 15 промышленных центрах РСФСР, крупных городах Украины в декабре 1922 г. (с 1923 г. они проводились в ноябре и получили название «ноябрьских»). Они повторялись ежегодно до 1928 г. Было обследовано 1190 рабочих семей, 244 одиноких рабочих и 297 служащих. Общие вопросы этих исследований изложены в публикациях Г.С. Полляка, а Н.А. Филипповой в примечаниях к таблицам, опубликованным в книге «Бюджет рабочих и служащих», тщательно описаны методы отбора обследуемых и статистической обработки всех цифровых результатов.
Г.С. Полляк в статье «К вопросу об уровне жизни рабочего класса СССР» подошел по новому к вопросу о методах измерения уровня жизни рабочего класса, где наряду с индивидуальной заработной платой стал учитывать всю сумму денежных и социальных услуг, которые вносит государство в бюджет рабочих (просвещение, здравоохранение, культурно-бытовое обслуживание и т.д.).
В 1918 г. были приняты первые
попытки расчетов прожиточного минимума
для введения обязательного минимального
заработка, но единой методологии расчетов
не было еще создано. Поэтому прожиточный
минимум рассчитывался как
Минимальная заработная плата приравнивалась к прожиточному минимуму и существенно варьировалась на территории всей страны. Поэтому прожиточные минимумы сильно разнились, их нельзя было сопоставлять или использовать для установления ставок заработной платы. Так, в 1921 г. отказались от исчисления местных прожиточных минимумов.
В дальнейшем стоимость бюджетного набора использовалась только для оценки индексов стоимости жизни и динамики реальной заработной платы.
В начале 30-х годов расчеты
по исчислению прожиточного минимума
полностью прекратились, поскольку
в стране, как тогда было заявлено,
завершилось построение основ социализма,
который в свою очередь уничтожил
всякие причины для существования
бедности. Работы возобновились в
ряде научно-исследовательских
Материалы о различиях в материальной обеспеченности советских людей, о дифференциации в уровне жизни населения были доступны только узкому кругу специалистов и руководителей высокого ранга. «Те, кто определял политику, ее цели и методы, исходили в 93-х из тезиса о безусловном единстве и однородности условий жизни в социалистическом обществе - так легче было управлять народом при командно-административной системе.
При такой позиции вскрытие реальных противоречий нашего бытия, разделение людей на обеспеченных и сверхобеспеченных, с одной стороны, и еле сводящих концы с концами - с другой, не поощрялось».
В 1956-1957 гг. был введен официальный минимум заработной платы в народном хозяйстве 27-35 руб. в месяц. С этого времени начался периодический учет распределения всех рабочих и служащих по размерам получаемой заработной платы, но до 1988 г. эти данные были секретными. В 1968 г. официальный минимальный уровень заработной платы составлял 60 руб. в месяц, в 1981 г.- 70 руб. По мнению Л. Ржаницыной, «за 30-35 лет с начала политики по уменьшению малообеспеченности, датируемой 1956 г., практически исчезли имеющие заработки до 70 руб. в месяц, а тогда они составляли основную массу работающих. Удельный вес получающих до 80 руб. в месяц (минимума, вводимого в тринадцатой пятилетке) сократился в 26 раз, в том числе после 1968 г., когда был установлен минимум- 60 руб. - в 12 раз, а после 1981 г., когда утвердился минимум 70 руб. - в 5,6 раза». Но еще интенсивнее возросла доля высокооплачиваемых.