Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 12:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России, способы ее регулирования. Для решения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. изучить природу безработицы
2. охарактеризовать основные существующие виды и формы безработицы;
3. выявить различные методы измерения безработицы;
4. проанализировать специфику факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику безработицы;
5. дать оценку состоянию рынка труда в России;
6.выявить пути решения проблем безработицы.
Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия «безработица»
1.1. Понятие безработицы 7
1.2.Формы безработицы и их специфика 9
1.3. Причины безработицы 12
2. Занятость населения Российской Федерации
2.1. Показатели безработицы 17
2.2. Особенности формирования российского рынка труда 22
2.3. Проблема занятости населения России на современном этапе 24
2.4. Политика России в области занятости 28
3. Пути решения проблем безработицы
3.1. Пути государственного регулирования занятости 31
и снижения безработицы
3.2.Пути решения проблем безработицы 33
Заключение 35
Список использованных источников 38
Отличительной чертой
России являются необычно большой отток
из рядов безработных. Сопоставляя
ситуацию в России с восточноевропейскими
странами, рынок труда в которых
характеризуется низкими
Хотя показатель трудоустройства остается на высоком уровне: 6-7% безработных ежемесячно находят работу. Как для притока, так и для оттока характерны очень высокие и устойчивые во времени показатели межрегиональных различий.
Значительная часть притока
в ряды безработных связана с
добровольными решениями
Еще одна особенность рынка труда в России. отражающаяся в высоком уровне оттока безработных - высокий уровень найма. На протяжении года примерно 5% рабочей силы меняло место работы.
Значительную долю этого потока составляли прямые, минуя безработицу, переходы с одного места работы на другое. Эта активность касалась безработных в наименьшей степени, и, следовательно, безработица в России в целом на самом деле может быть охарактеризована как застойная.
Сегодня на одну вакансию в среднем по России претендуют 10 безработных. Это наиболее точно характеризует ситуацию в экономике и на рынке труда. Дело даже не в том, что люди оказываются без работы, а в практическом отсутствии шансов себя
реализовать. Вакансии же начинают
появляться с оживлением производства
и сферы услуг, т.е. с созданием
новых рабочих мест. Особенно тяжелая
ситуация складывается в моногородах(это
населенные пункты, которые экономически
и социально существуют за счет одного-двух
градообразующих предприятий) и
закрытых территориальных
2.4. Политика России в области занятости
Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму.
Вот наиболее важные меры такого рода:
Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
Бюджетное субсидирование дополнительной
(по отношению к фактическому уровню)
рабочей силы на действующих предприятиях.
Оно может иметь вид
Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Переход к созданию системы социального
партнерства, в том числе создание
механизма выработки
Расширение занятости в
Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Значительно сократить количество
незанятых можно за счет структурных
изменений в оборонной
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.
Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бесполезным. Притом, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.
В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.
За последние два года безработица
приобрела вид крупного макроэкономического
явления, превратившись в
Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.
Парадоксально, но до сих пор ни одна политическая партия, ни один влиятельный политик не высказали вообще ни одной точки зрения по столь актуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности российских властных структур и их реального желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.6
Глава 3. Пути решения проблем безработицы
3.1.Пути
государственного
Для формирования механизма
регулирования занятости
Схема 3.1.Напрвления государственной политики на рынке труда
При рассмотрении задач регулирования рынка труда на региональном уровне, следует обратить внимание на то, что основные направления этого регулирования определены на общегосударственном, или макроуровне. Во-первых, регулирование рынка труда здесь не может не входить в число основных приоритетов всей региональной политики, но должно осуществляться, и это понятно, в рамках своей компетенции при установленном Конституцией Российской Федерации порядке разграничения полномочий между федеральными и местными органами. Во-вторых, в регионах субъектами регулирования выступают теперь не высшие, а муниципальные органы законодательной и исполнительной власти. В-третьих, поскольку региональный уровень регулирования в иерархии занимает среднее положение между макро- и микроуровнями, то устанавливаемые ими правила регулирования не только взаимосвязаны с ними в порядке соподчинения, но идет противоречивый процесс взаимодействия этих уровней по корректировке предпринимаемых мер при столкновении интересов. В случае успешного решения этих проблем политика занятости на российском рынке труда может постепенно трансформироваться в форму, свойственную высокоразвитым странам.
Несмотря на различное
социально-экономическое
Объективная реальность, таким образом, обязывает пересмотреть не только основные позиции в регулировании рынка труда, но и найти такие решения, которые позволили бы привести в действие формы экономической активности в сфере занятости:
3.2.Пути
решения проблем безработицы
Очевидно, что можно выделить огромное количество всевозможных типов и видов безработицы. И каждому такому виду будет соответствовать своя политика борьбы с безработицей. Сейчас я выделю лишь основные направления деятельности. Итак, основными путями решения проблемы безработицы является:
1. Перераспределение
имеющегося спроса на труд
путем стимулирования перехода
предприятий на неполный
Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение
прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
5. Переход к созданию
системы социального
создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели
профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С
работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Так же хочется добавить такие способы,
как внедрение системы
Информация о работе Безработица в России: проблемы и пути разрешения