Безработица в России: проблемы и пути разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России, способы ее регулирования. Для решения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. изучить природу безработицы
2. охарактеризовать основные существующие виды и формы безработицы;
3. выявить различные методы измерения безработицы;
4. проанализировать специфику факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику безработицы;
5. дать оценку состоянию рынка труда в России;
6.выявить пути решения проблем безработицы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия «безработица»
1.1. Понятие безработицы 7
1.2.Формы безработицы и их специфика 9
1.3. Причины безработицы 12
2. Занятость населения Российской Федерации
2.1. Показатели безработицы 17
2.2. Особенности формирования российского рынка труда 22
2.3. Проблема занятости населения России на современном этапе 24
2.4. Политика России в области занятости 28
3. Пути решения проблем безработицы
3.1. Пути государственного регулирования занятости 31
и снижения безработицы
3.2.Пути решения проблем безработицы 33
Заключение 35
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 104.53 Кб (Скачать файл)

Отличительной чертой России являются необычно большой отток  из рядов безработных. Сопоставляя  ситуацию в России с восточноевропейскими странами, рынок труда в которых  характеризуется низкими показателями притока в ряды безработных, но еще  более низкими показателями оттока, мы обнаруживаем, что в России во многом противоположная картина - с  низкими притоками в безработицу, но динамичным оттоком, включая трудоустройство. Началось увеличение притока, приведшее  к тому, что ежемесячный темп притока  в ряды безработных составил 0,5% (от численности занятых).

Хотя показатель трудоустройства остается на высоком  уровне: 6-7% безработных ежемесячно находят работу. Как для притока, так и для оттока характерны очень  высокие и устойчивые во времени  показатели межрегиональных различий.

Значительная часть притока  в ряды безработных связана с  добровольными решениями рабочих. Следует, однако, оговориться: разграничительную  черту между добровольными и вынужденными увольнениями провести достаточно трудно, ибо уход с работы по собственному желанию может быть вынужденным. Но даже имея это в виду, следует отметить, что часть добровольно оставляющих свое место работы среди всех, кто становится безработными, преобладает, а это имеет оправдание только в том случае, если вероятность трудоустройства достаточно велика.

Еще одна особенность рынка труда  в России. отражающаяся в высоком  уровне оттока безработных - высокий  уровень найма. На протяжении года примерно 5% рабочей силы меняло место работы.

Значительную долю этого потока составляли прямые, минуя безработицу, переходы с одного места работы на другое. Эта активность касалась безработных  в наименьшей степени, и, следовательно, безработица в России в целом на самом деле может быть охарактеризована как застойная.

Сегодня на одну вакансию в среднем  по России претендуют 10 безработных. Это  наиболее точно характеризует ситуацию в экономике и на рынке труда. Дело даже не в том, что люди оказываются без работы, а в практическом отсутствии шансов себя

реализовать. Вакансии же начинают появляться с оживлением производства и сферы услуг, т.е. с созданием  новых рабочих мест. Особенно тяжелая  ситуация складывается в моногородах(это  населенные пункты, которые экономически и социально существуют за счет одного-двух градообразующих предприятий) и  закрытых территориальных административных формированиях, где в отличие  от больших городов у людей  нет выбора места работы (на весь город одно предприятие или шахта), нет возможности заняться своим  делом (даже торговлей), потому что у  потенциальных покупателей - таких  же безработных - нет денег.

2.4. Политика России в области  занятости

Суть в том, что действенная  политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий  характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы  и ее переход в застойную форму.

Вот наиболее важные меры такого рода:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий  день, неполную рабочую неделю и  т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно  нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие  занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно  занятым на производстве.

Снижение фактического предложения  рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой  же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения  квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в  интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды  и т.д.

Переход к созданию системы социального  партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних  соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей  следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Расширение занятости в будущем  зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будет оказывать  трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.5

Решение проблемы "очаговой" безработицы  в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и  малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных  изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим  потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня  будет большим плюсом в регулировании  рынка труда.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что  ее предотвращение в начале потребует  гораздо меньше затрат, чем в будущем.

Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США  в 1977-78 гг. вовсе не было бесполезным. Притом, что заработная плата кредитовалась  не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч  долларов, многие корпорации смогли создать  до 50 новых рабочих мест.

В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как  мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

За последние два года безработица  приобрела вид крупного макроэкономического  явления, превратившись в самостоятельный  фактор развития экономики. Тем не менее, в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы  как неизбежного последствия  финансовой стабилизации была недооценена.

Россия нуждается в особом, комплексном  подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди  реального развития рынка труда  и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

Похоже, что еще несколько лет  нам придется мириться с высоким  уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже  если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.

Парадоксально, но до сих пор ни одна политическая партия, ни один влиятельный  политик не высказали вообще ни одной  точки зрения по столь актуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности российских властных структур и их реального  желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах  развития.6

 

Глава 3. Пути решения проблем безработицы

3.1.Пути  государственного регулирования  занятости и снижения безработицы

Для формирования механизма  регулирования занятости предусмотрены  специальные меры, которые способны контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные  действия, позволяющие добиваться устранения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить  обострение проблем занятости. С  одной стороны, такой мерой является проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей  более полное использование имеющихся  рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся  отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности. С другой стороны,  - это изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся и создания новых рабочих  мест, регулирование предложения  и повышение качества рабочей  силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей – обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы. В целях реализации политики занятости в Российской Федерации разрабатываются и реализуются Программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным. Служба занятости занимает ведущую роль в регулировании рынка труда. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата пособий по безработице. Так же Трудоустройством экономически активных  и трудоспособных граждан, оставшихся без работы занимаются  биржи труда, в функции которых входит изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюктуре рынка труда возможны в будущем.

 

Схема 3.1.Напрвления государственной политики на рынке труда

 

 

 

 


 


 


 

 

 

 

 

 

При рассмотрении задач  регулирования рынка труда на региональном уровне, следует обратить внимание на то, что основные направления этого регулирования определены на общегосударственном, или макроуровне. Во-первых, регулирование рынка труда здесь не может не входить в число основных приоритетов всей региональной политики, но должно осуществляться, и это понятно, в рамках своей компетенции при установленном Конституцией Российской Федерации порядке разграничения полномочий между федеральными и местными органами. Во-вторых, в регионах субъектами регулирования выступают теперь не высшие, а муниципальные органы законодательной и исполнительной власти. В-третьих, поскольку региональный уровень регулирования в иерархии занимает среднее положение между макро- и микроуровнями, то устанавливаемые ими правила регулирования не только взаимосвязаны с ними в порядке соподчинения, но идет противоречивый процесс взаимодействия этих уровней по корректировке предпринимаемых мер при столкновении интересов. В случае успешного решения этих проблем политика занятости на российском рынке труда может постепенно трансформироваться в форму, свойственную высокоразвитым странам.

Несмотря на различное  социально-экономическое положение  и состояние региональных рынок  труда сохраняется множество  проблем в обеспечении занятости. К ним относятся:

  • недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада;
  • снижение трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном комплексах, сельхоз-машиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;
  • продолжающееся падение спроса на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области;
  • медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;
  • недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;
  • система государственного, профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;
  • недостаточность рынка жилья и низкие доходы населения ограничивают мобильность рабочей силы;
  • недостаточен контроль государственных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;
  • трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным;
  • усиление дифференциации локальных рынков труда.

 

Объективная реальность, таким образом, обязывает пересмотреть не только основные позиции в регулировании рынка  труда, но и найти такие решения, которые позволили бы привести в  действие формы экономической активности в сфере занятости:

  • предпринимательство и самозанятость как высшие формы активности населения предпочтительнее с точки зрения развитости и регулирования рынка труда;
  • наемный труд, как рыночная категория, касается преобладающей части населения, которая на сегодня, в основном, и является объектом регионального регулирования;
  • безработица – это промежуточная форма экономической активности, выражающаяся в активном поиске и готовности работать и требующая от государственного регулирования самого пристального внимания и организации.

3.2.Пути  решения проблем безработицы     

Очевидно, что  можно выделить огромное количество всевозможных типов и видов безработицы. И каждому такому виду будет соответствовать  своя политика борьбы с безработицей. Сейчас я выделю лишь основные направления деятельности.  Итак, основными путями решения проблемы безработицы является:

1.      Перераспределение  имеющегося спроса на труд  путем стимулирования перехода  предприятий на неполный рабочий  день, неполную рабочую неделю  и т.п.

Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

2.      Бюджетное субсидирование  дополнительной (по отношению к  фактическому уровню) рабочей силы  на действующих предприятиях. Оно  может иметь вид кредитования  государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

3.      Снижение фактического  предложения рабочей силы за  счет снижения установленного  законом пенсионного возраста. Такой  же эффект может обусловить  развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

4.      Предоставление  рабочих мест, не ориентированных  на получение

прибыли, а связанных с работой  в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

5.      Переход к созданию  системы социального партнерства,  в том числе

создание механизма выработки  трехсторонних соглашений (работодатели

профсоюзы - государство) с целью  ограничить рост заработной платы. С

работодателей следует взимать  налог на средства, дополнительно  потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Так же хочется добавить такие способы, как внедрение системы микрокредитов, развитие малого и среднего бизнеса, приоритетное развитие трудоемких отраслей и активного привлечение в них иностранных инвестиций и национального капитала. Нам необходим жесткий подход к проблемам занятости при заключении договоров и контрактах, при бюджетных закупках; надо устранить все ненужные

Информация о работе Безработица в России: проблемы и пути разрешения