Безработица как форма проявления макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:23, реферат

Краткое описание

Классическое объяснение безработицы можно сегодня назвать примитивным: оно исходит из взаимности между ценой труда и спросом на труд. Снижение зарплаты стимулирует спрос на труд и, стало быть, занятость; рост зарплаты увеличивает предложение труда, но задерживает спрос. Артур Пигу, автор “Теории безработицы”(1903), так трактовал стихийное регулирование занятости.

Содержание

Сущность и причины безработицы 3
Виды безработицы 7
Социально-экономические последствия безработицы 10
Факторы и механизм решения проблем занятости в Республике Беларусь 12
Литература 28

Вложенные файлы: 1 файл

материал.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

Подобные  исследования представляют несомненный  интерес для России, поскольку  позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

Социальные  последствия безработицы:

Отрицательные

Безработица ведет к неполному  использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального  богатства, поэтому в стране возникают  потери от неполного использования  производственных возможностей.

При продолжительной безработице  теряется квалификация высвободившихся  работников. Особенно ощутимы социально-экономические  потери в связи с массовыми  увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при  последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.

Обострение криминогенной ситуации.

Усиление социальной напряженности.

Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации.

Увеличение социальной дифференциации.

Снижение трудовой активности.

Положительные

Повышение социальной ценности рабочего места.

Увеличение личного свободного времени.

Возрастание свободы выбора места работы.

Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Экономические последствия  безработицы

Отрицательные

Обесценивание последствий  обучения.

Сокращение производства.

Затраты на помощь безработным.

Утрата квалификации.

Снижение жизненного уровня.

Недопроизводство национального  дохода.

Снижение налоговых поступлений.

Положительные

Создание резерва рабочей  силы для структурной перестройки  экономики.

Конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей к труду.

Перерыв в занятости для  переобучения и повышения уровня образования.

Стимулирование роста  интенсивности и производительности труда.

Факторы и механизм решения проблем занятости  в Республике Беларусь

При переходе от планового хозяйства к экономике, базирующейся на рыночных регуляторах, происходит существенное повышение  общего уровня безработицы. Для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Отмена системы  обязательного закрепления молодых  специалистов на определенных рабочих  местах, формирование рынка жилья, возможность  получить работу на новом месте жительства без специального административного  разрешения расширяют возможности  выбора места работы и увеличивают  уровень фрикционной безработицы. Система пособий по безработице, формирующаяся на переходном этапе, материально поддерживает лиц, ищущих работу, и позволяет им не торопиться, тщательно выбрать новое место  трудовой деятельности, что также  способствует росту фрикционной  безработицы. ^ Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что  человек самостоятельно принимает  решение о том, работать ему или  нет. Государство не вправе заставить  его трудиться, что закреплено в  Законе “О занятости населения Республики Беларусь”.

Становлению рынка труда в Беларуси препятствует ряд причин:

Рынок труда не сбалансирован: с одной  стороны, существует достаточно большое  число вакантных мест, с другой стороны, значительное число безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям  работодателей.

По-прежнему существуют административные и правовые ограничения на миграцию рабочей  силы (институт прописки).

Отсутствует реальный рынок доступного жилья, что  также сдерживает территориальное  перераспределение трудовых ресурсов.

Экономика все еще остается высоко монополизованной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости, а работники вынуждены их принимать.

Для этапа  перехода к рынку характерна резкая ломка экономических пропорций, сложившихся в предыдущий период.

Углубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда  и сложившейся ранее профессионально-квалификационной структурой рабочей силы. Необходимые  изменения структуры рабочей  силы в соответствии с резко изменившимися  потребностями рынка труда требуют  изменений в системе высшего  и среднего специального образования, системе переподготовки кадров и  занимают значительных период времени. В течение этого периода экономика  неизбежно характеризуется высоким  уровнем структурной безработицы.

Формирование  реального рынка труда позволяет  устранить дефицит рабочей силы, характерный для плановой экономики. Это ослабляет тенденцию к  созданию внутренних резервов рабочей  силы на предприятиях. Одновременно развертывание  рыночной конкуренции диктует курс на снижение издержек производства и, следовательно, на сокращение избыточного  персонала. В результате меняется форма  проявления безработицы, из скрытой  формы она переходит в открытую. Статистически измеряемая безработица увеличивается. Экономический спад, характерный для первых этапов перехода к рынку, сокращает потребность в рабочей силе и является одним из важнейших факторов, способствующих росту безработицы. Безработица, порожденная сокращением производства и высвобождением внутрипроизводственных резервов рабочей силы при переходе к рынку, имеет тенденцию сокращаться в период последующего экономического подъема и стремится к нулю при достижении потенциального объема национального производства.

Возможности государственных предприятий сохранять  прежнюю численность персонала  в период падения объемов производства значительно выше, чем у негосударственных  фирм, поскольку, с одной стороны, прибыль не является основной целью  госпредприятий, а с другой - они, как правило, пользуются финансовой поддержкой государства, и поэтому  легче переносят временные убытки.

Государственные предприятия реагируют на сокращение производства сокращением рабочего дня, рабочей недели, предоставлением  внеочередных отпусков работникам, но не существенным сокращением численности  персонала. Преобладание государственных  предприятий на первых этапах перехода к рыночной экономике ведет к  тому, что существенное снижение объема реального ВНП проявляется в  большей мере в нарастании скрытой, внутризаводской безработицы и  не сопровождается массовыми увольнениями.

Ситуация  начинает изменяться вместе с развертыванием процесса приватизации госпредприятий. По мере увеличения доли рабочей силы, занятой в негосударственном  секторе, кризисное падение производства вызывает все более интенсивное  увеличение численности полностью  безработных. Ориентированные на прибыль  негосударственные предприятия, действующие  в условиях конкуренции, реально заинтересованы в снижении издержек и высвобождении внутрипроизводственных резервов рабочей силы. Поэтому с ростом доли негосударственного сектора безработица может некоторое время возрастать независимо от текущей динамики производства. Сокращение производства, имевшее место в предшествующий период и выражавшееся первоначально в нарастании внутрипроизводственных резервов рабочей силы, теперь, спустя значительный период времени, начинает проявляться посредством увеличения циклической безработицы.

На  продолжительность временного лага между сокращением производства и занятости оказывает влияние  кредитно-денежная политика государства. Низкая учетная ставка процента, широкие  масштабы льготного кредитования, система  взаимозачетов долговых обязательств предприятий, характерные для первых этапов рыночно реформы, позволяли многим предприятиям содержать прежнее количество работников, несмотря на существенное сокращение производства и доходов. Ужесточение кредитно-денежной политики заставляет предприятия быстрее реагировать на сокращение выпуска и доходов понижением численности работников.

“Эффект запаздывания” в реакции занятости  на сокращение производства играет роль своеобразного стабилизатора в  начальный период перехода к рынку. Не происходит резкого роста безработицы, ее уровень повышается постепенно, что смягчает негативные социальные последствия безработицы и дает возможность адаптироваться к новой  ситуации, отладить механизм социальной защиты безработных и систему  регуляторов, способствующих повышению  уровня занятости. Было бы ошибкой искусственно блокировать механизмы воздействия  кризисного падения производства на уровень занятости, сдерживая процесс  приватизации и проводя последовательно  мягкую кредитно-денежную политику. Платой за низкий уровень безработицы было бы в этом случае торможение самой  рыночной реформы, консервация кризисных  тенденций в экономике.

Негативный  эффект высокого уровня безработицы  в переходной экономике более  ощутим, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Система материальной поддержки  безработных в переходный период находится в стадии формирования, и потому недостаточно эффективна. Недостаток финансовых ресурсов не позволяет  поддерживать пособие по безработице  на приемлемом, хотя бы приближенном к  прожиточному минимуму, уровне. Наконец, трудоспособное население, сформировавшееся в условиях стабильно высокой  занятости, психологически более тяжело воспринимает потерю работы. В этой связи особенно актуальным становится проведение политики повышения занятости.

Методы  проведения политики повышения занятости  можно разделить на две группы: методы регулирования, направленные на снижение естественного уровня безработицы, и методы, направленные на снижение уровня циклической безработицы.

Важной  составной частью экономического потенциала республики является ее трудовой потенциал, определяющийся общей численностью трудовых ресурсов, то есть той частью населения, которая представляет собой  действующую и потенциальную  рабочую силу.

Численность трудовых ресурсов Республики Беларусь в 2007 году составила 6142 тыс. человек, или 62% общей численности населения. По сравнению с 1995 годом она увеличилась на 293 тыс. человек, или на 5%, в том числе численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте возросла на 375 тыс. человек (на 7%), лиц старше и младше трудоспособного возраста, занятых в экономике, снизилась на 82 тыс. человек (на 24%). В составе трудовых ресурсов трудоспособное население в трудоспособном возрасте занимает 95,7%, лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике - 4,3%.

Наибольшая  численность трудовых ресурсов сосредоточена  в г. Минске - 1242 тыс. человек (20,2% общей  численности трудовых ресурсов), Гомельской области - 915 тыс. человек (14,9%), Минской  области - 896 тыс. человек (14,6%).

Численность экономически активного населения  составила в 2007 году 4480 тыс. человек, по сравнению с 2000 годом она сократилась  на 44 тыс. человек или на 1%. Уровень  экономической активности населения, характеризующийся отношением экономически активного населения к общей  его численности, составил в 2007 году 45,4% (в 1995 году - 44,4%). Среди регионов Беларуси наибольший уровень экономической  активности населения в г. Минске - 55,7%. В 2007 году в экономике республики было занято 4,3 млн. человек, или 72% населения  в трудоспособном возрасте. В городах  и поселках городского типа работало 78% занятого населения, в сельской местности - 22%.

Современное состояние в сфере занятости  населения во многом явилось следствием становления рыночных механизмов функционирования экономики. Процесс реформирования экономики привел к сокращению занятости  в государственном секторе и  увеличению численности работающих в негосударственном секторе. Удельный вес занятых в негосударственном секторе увеличился с 40% в 2000 году до 47% в 2007 году. В то же время в обеспечении занятости преобладающим остается государственный сектор экономики, в котором в 2007 году работало 2,3 млн. человек, или 53% всех занятых.

Правительством  Республики Беларусь ежегодно разрабатывается  Программа занятости населения, в которой предусматривается: оказание безработным помощи в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка незанятого населения, содействие занятости  граждан, неспособных на равных конкурировать  на рынке труда.

Средний возраст безработных - 33 года. Среди  безработных удельный вес молодежи в возрасте до 30 лет в 2007 году составил 46%. Политика трудоустройства молодежи находится под постоянным контролем  государства. Стоит задача предоставления каждому молодому человеку возможности  трудиться.

Среди безработных лица с высшим образование составляют 9%, свыше 60% безработных имеют общее среднее образование. Потребность в работниках, заявленная организациями в органы государственной службы занятости, на конец 2007 года составляла 31,7 тыс. человек (в 2000 году - 11,3 тыс. человек).

Следует отметить и такой негативный момент: на многих предприятиях перерывы в  работе по инициативе администрации  стали оформляться как отпуска  по собственному желанию работников. В 2005 г. по данным обследования около 170 базовых предприятий в рамках мониторинга социально-трудовой сферы, проведенного НИИ труда Министерства труда и социальной защиты, были выявлены значительные масштабы предоставления отпусков с разрешения нанимателя, которые не учитываются в статистической отчетности при расчете вынужденной неполной занятости и не оплачиваются. Широкое распространение этого явления свидетельствует о том, что таким образом администрацией предприятий вуалируются потери рабочего времени по причинам, не зависящим от самого работника. Обращает на себя внимание тот факт, что на фоне массовых отпусков с разрешения нанимателя, работа неполное рабочее время по инициативе нанимателя имела место на небольшом числе обследованных предприятий. На всех без исключения обследованных предприятиях среди выбывших в течение года работников преобладали уволившиеся по собственному желанию.

Информация о работе Безработица как форма проявления макроэкономической нестабильности