Безработица как форма проявления макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:23, реферат

Краткое описание

Классическое объяснение безработицы можно сегодня назвать примитивным: оно исходит из взаимности между ценой труда и спросом на труд. Снижение зарплаты стимулирует спрос на труд и, стало быть, занятость; рост зарплаты увеличивает предложение труда, но задерживает спрос. Артур Пигу, автор “Теории безработицы”(1903), так трактовал стихийное регулирование занятости.

Содержание

Сущность и причины безработицы 3
Виды безработицы 7
Социально-экономические последствия безработицы 10
Факторы и механизм решения проблем занятости в Республике Беларусь 12
Литература 28

Вложенные файлы: 1 файл

материал.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

На  рынке труда устойчивым спросом  пользуются рабочие строительной отрасли (каменщики, кровельщики-жестянщики, машинисты  бульдозера, экскаватора, плотники-бетонщики, штукатуры) и сельскохозяйственной отрасли (механизаторы, животноводы, доярки, полеводы). Среди специалистов и служащих востребованы врачи, прорабы, инженеры-программисты. Вместе с тем, сохраняется и углубляется тенденция избытка экономистов, юристов бухгалтеров и других специалистов и служащих. Например, на одну заявленную в органы государственной службы занятости вакансию техника-технолога приходится более 250 человек, экономиста и юриста - по 40 человек на каждую, педагога и товароведа - по 30 человек, бухгалтера - по 20 человек. В республике избыток 4800 бухгалтеров, 3500 техников-технологов, 3200 экономистов, 1700 педагогов, 1300 юристов. В структуре безработных доминирующей категорией остаются уволенные по причинам текучести кадров (25%), длительно неработающие (18,9%) и высвобожденные работники (13,1%).

Из-за отсутствия альтернативных возможностей трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реформированием  АПК, обостряется проблема занятости  на селе. Каждый шестой безработный  является жителем сельской местности, по сравнению с первым полугодием 2007 г. их численность увеличилась  на 31,9%. Сохраняется повышенная напряженность  на рынке труда в ряде регионов республики. По состоянию на 1.07. 2007 г. в 13 регионах республики уровень безработицы  превысил 4%. В условиях реструктуризации производства и оптимизации численности  работников обостряется ситуация с  занятостью в населенных пунктах, имеющих  градообразующие предприятия.

Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, функционирование современного рынка  труда предполагает высокую активность государства. С целью сокращения безработицы государство использует социальную, макроэкономическую политику и политику в сфере занятости. При этом государственная политика занятости должна обеспечивать равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места, содействовать  той занятости, которая является экономически целесообразной, основываться на добровольности труда. Государство  должно содействовать эффективному распределению и перераспределению  трудовых ресурсов в соответствии с  динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации и интересов. От имени общества государство должно также обеспечивать социальную защиту в области занятости и взаимодействие политики в области занятости  с другими направлениями экономической  политики. На государственную политику занятости в Республике Беларусь влияют особенности формирования ее рынка труда. К таким особенностям относятся: отсутствие длительного  эволюционного пути развития рынка  труда, совпадение периода становления  рынка труда с формированием  других рынков, наличие многих стереотипов и нравственных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики.

Эти и  другие обстоятельства привели к  необходимости обновления всего  комплекса трудового законодательства. В настоящее время отношения  занятости в республике регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом  о занятости населения Республики Беларусь, Кодексом законов о труде  и другими нормативным актами.

Анализ  рынка труда в республике позволяет  выявить некоторые тенденции  его развития. В области предложения  рабочей силы - это ухудшение демографической  ситуации, сверхзанятость ряда демографических  групп, расширение предложения рабочей  силы за счет работников, высвобождаемых из сферы производства, нетрудоустроенных  выпускников, беженцев. Основными тенденциями  в области спроса на рабочую силу являются:

сокращение  спроса на рабочую силу со стороны  государственных предприятий;

рост спроса на трудовые ресурсы со стороны негосударственного сектора;

изменение отраслевой структуры спроса на рабочую  силу. Основная цель государственного регулирования занятости - достижение сбалансированности спроса и предложения  на рынке труда и воздействие  на процессы воспроизводства рабочей  силы. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным  с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных  и бюджетно-налоговых мер для  сокращения безработицы. Политика в  сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству  и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство  воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные  меры нацелены на создание дополнительны рабочих мест. К их числу принадлежит: во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета; во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, включающие организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве и т.д.; создание рабочих мест для молодежи; субсидии лицам, нуждающимся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивные меры занятости включают создание системы  социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального  страхования предусматривает выплату  пособий по безработице с учетом прежних заработков; система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Согласно  Закону РБ “О занятости населения  Республики Беларусь” государственная  политика в области занятости  населения основывается на следующих  принципах:

- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь, независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения, в реализации права на труд;

- предоставление социальных  гарантий и компенсаций безработным; 

- поддержание трудовой  инициативы граждан, содействие  и поощрение в развитии их  способностей к производительному  и творческому труду; 

- обеспечение мер, направленных  на предотвращение безработицы; 

- принятие дополнительных  мер, содействующих трудоустройству  граждан с ограниченной трудоспособностью; 

- обеспечение социальной  защиты в области занятости,  проведение специальных мероприятий  для трудоустройства граждан,  желающих работать;

- координация деятельности  в области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

- участие профессиональных  союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований  в разработке, реализации и контроле  за выполнением мер по обеспечению  занятости во взаимодействии  с органам государственного управления;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая профессиональную  деятельность граждан Республики  Беларусь за рубежом и трудовую  деятельность иностранных граждан  в Республике Беларусь.

Государство гарантирует  гражданам Республики Беларусь:

бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку;

бесплатное содействие в  подборе подходящей работы и трудоустройстве  в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включая профессиональную ориентацию;

возможность участия в  оплачиваемых общественных работах;

получение бесплатной информации о наличии свободных рабочих  мест (вакансий);

судебную защиту трудовых и других прав граждан в сфере  занятости;

предоставление подходящей работы на период не менее трех лет  ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодым специалистам-выпускникам  государственных учебных заведений;

свободу выбора рода занятий  и работы;

компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность.

Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий  населения:

1. Государство путем создания дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных), организацией обучения по специальным программам и другими мерами обеспечивает дополнительные гарантии занятости гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, молодежи до 18 лет, инвалидам, гражданам, выехавшим из зон радиоактивного загрязнения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, лицам предпенсионного возраста, воинам-интернационалистам, уволенным в запас в связи с окончанием срочной службы или с сокращением, лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда.

2. Государство обеспечивает  гарантии предоставления первого  рабочего места выпускникам государственных  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений путем направления  их на работу в соответствии  с заключенными между указанными  учебными заведениями и нанимателями  договорами (заявками), создания дополнительных  рабочих мест и других мер. 

Местные исполнительные и  распорядительные органы в соответствии с действующим законодательством  за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот и других источников устанавливают предприятиям, учреждениям  и организациям минимальное количество специальных рабочих мест для  приема на работу указанных категорий  граждан.

Государственные республиканская  и региональная программы занятости  предусматривают:

содействие структурной  перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся  отрасли;

развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создание новых рабочих мест с  учетом демографической ситуации;

обеспечение занятости отдельных  категорий населения, трудоустройство  которых затруднено;

повышение экономической  заинтересованности предприятий и  организаций в создании рабочих  мест и использовании гибких форм занятости;

совершенствование организационной  структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

Таким образом, государственная  политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, переобучении и  социальной защите зарегистрированных безработных. Государство должно взять на себя роль регулятора занятости, увязывая ситуации в сфере труда с макроэкономическими условиями функционирования экономики.

Реформирование экономики  Беларуси со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть “скрытая” форма безработицы перешла в “открытую”. Уже к концу 1991 г. в стране появились первые безработные. Однако нормально функционирующая рыночная экономика предполагает наличие безработицы. Общепризнанно, что если показатель безработицы не превышает 5%, то ситуация на рынке труда не является напряженной: человек, ищущий работу, может достаточно быстро ее найти. В то же время работодателю достаточно сложно заполнить вакансию. При превышении данного уровня на рынке труда складывается зеркальная ситуация: теперь безработному трудно найти работу, в то время как работодатели имеют возможность выбирать тех, кто им больше всего подходит. В этой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном (то есть таком, при котором уровень безработицы не превышал 5%).

В соответствии с законодательством, появившимся в условиях перехода к рынку, в Республике Беларусь в  плане обеспечения социальной защиты населения делается многое. Гарантируется  правовая защита от необоснованного  увольнения, возможность повышения  квалификации, а также выплата  пособий по безработице. Назначением  пособий по безработице занимаются районные и областные центры занятости, где безработные регистрируются. Центры занятости занимаются трудоустройством безработных, а также их переподготовкой, переквалификацией, обучением тем  профессиям, которые пользуются спросом.

Сегодня безработица стала  известным фактом, складывается необходимость  серьезно работать над проблемой  занятости трудовых ресурсов: изучать  потребность в кадрах рабочих  и специалистов, заниматься профориентацией, учетом занятых в общественном производстве и свободных рабочих мест, переподготовкой  кадров и т.д. . Появилась биржа труда - организованная форма обеспечения занятости.

Таким образом, можно сформулировать возможные пути совершенствования  государственного регулирования занятости  населения в Республике Беларусь: создание новых рабочий мест; организация  оплачиваемых общественных работ; содействие развитию частного предпринимательства  и самостоятельной занятости  населения путем оказания финансовой помощи; обучение, переобучение, повышение  квалификации безработных; упрощение  начисления пособий по безработице, увеличение их размера, приведение в  соответствие с минимальным потребительским  бюджетом; создание системы страхования по безработице: страхование должно иметь обязательный характер и стать автономным видом социального страхования.

Информация о работе Безработица как форма проявления макроэкономической нестабильности