Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:23, реферат
Классическое объяснение безработицы можно сегодня назвать примитивным: оно исходит из взаимности между ценой труда и спросом на труд. Снижение зарплаты стимулирует спрос на труд и, стало быть, занятость; рост зарплаты увеличивает предложение труда, но задерживает спрос. Артур Пигу, автор “Теории безработицы”(1903), так трактовал стихийное регулирование занятости.
Сущность и причины безработицы 3
Виды безработицы 7
Социально-экономические последствия безработицы 10
Факторы и механизм решения проблем занятости в Республике Беларусь 12
Литература 28
На рынке труда устойчивым спросом пользуются рабочие строительной отрасли (каменщики, кровельщики-жестянщики, машинисты бульдозера, экскаватора, плотники-бетонщики, штукатуры) и сельскохозяйственной отрасли (механизаторы, животноводы, доярки, полеводы). Среди специалистов и служащих востребованы врачи, прорабы, инженеры-программисты. Вместе с тем, сохраняется и углубляется тенденция избытка экономистов, юристов бухгалтеров и других специалистов и служащих. Например, на одну заявленную в органы государственной службы занятости вакансию техника-технолога приходится более 250 человек, экономиста и юриста - по 40 человек на каждую, педагога и товароведа - по 30 человек, бухгалтера - по 20 человек. В республике избыток 4800 бухгалтеров, 3500 техников-технологов, 3200 экономистов, 1700 педагогов, 1300 юристов. В структуре безработных доминирующей категорией остаются уволенные по причинам текучести кадров (25%), длительно неработающие (18,9%) и высвобожденные работники (13,1%).
Из-за отсутствия альтернативных возможностей трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реформированием АПК, обостряется проблема занятости на селе. Каждый шестой безработный является жителем сельской местности, по сравнению с первым полугодием 2007 г. их численность увеличилась на 31,9%. Сохраняется повышенная напряженность на рынке труда в ряде регионов республики. По состоянию на 1.07. 2007 г. в 13 регионах республики уровень безработицы превысил 4%. В условиях реструктуризации производства и оптимизации численности работников обостряется ситуация с занятостью в населенных пунктах, имеющих градообразующие предприятия.
Как показывает
опыт высокоразвитых индустриальных стран,
функционирование современного рынка
труда предполагает высокую активность
государства. С целью сокращения
безработицы государство
Эти и
другие обстоятельства привели к
необходимости обновления всего
комплекса трудового
Анализ рынка труда в республике позволяет выявить некоторые тенденции его развития. В области предложения рабочей силы - это ухудшение демографической ситуации, сверхзанятость ряда демографических групп, расширение предложения рабочей силы за счет работников, высвобождаемых из сферы производства, нетрудоустроенных выпускников, беженцев. Основными тенденциями в области спроса на рабочую силу являются:
сокращение спроса на рабочую силу со стороны государственных предприятий;
рост спроса на трудовые ресурсы со стороны негосударственного сектора;
изменение
отраслевой структуры спроса на рабочую
силу. Основная цель государственного
регулирования занятости - достижение
сбалансированности спроса и предложения
на рынке труда и воздействие
на процессы воспроизводства рабочей
силы. Функция социальной политики
состоит в оказании помощи безработным
с целью поддержания их жизненного
уровня. Макроэкономическая политика
предполагает использование денежно-
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительны рабочих мест. К их числу принадлежит: во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета; во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, включающие организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве и т.д.; создание рабочих мест для молодежи; субсидии лицам, нуждающимся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивные
меры занятости включают создание системы
социального страхования и
Согласно Закону РБ “О занятости населения Республики Беларусь” государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь, независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения, в реализации права на труд;
- предоставление социальных
гарантий и компенсаций
- поддержание трудовой
инициативы граждан,
- обеспечение мер, направленных
на предотвращение безработицы;
- принятие дополнительных
мер, содействующих
- обеспечение социальной
защиты в области занятости,
проведение специальных
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
- участие профессиональных
союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей,
трудовых коллективов, их
- международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая
Государство гарантирует гражданам Республики Беларусь:
бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включая профессиональную ориентацию;
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
получение бесплатной информации о наличии свободных рабочих мест (вакансий);
судебную защиту трудовых и других прав граждан в сфере занятости;
предоставление подходящей
работы на период не менее трех лет
ранее заявленным предприятиями, учреждениями,
организациями молодым
свободу выбора рода занятий и работы;
компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность.
Дополнительные гарантии
занятости для отдельных
1. Государство путем создания дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных), организацией обучения по специальным программам и другими мерами обеспечивает дополнительные гарантии занятости гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, молодежи до 18 лет, инвалидам, гражданам, выехавшим из зон радиоактивного загрязнения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, лицам предпенсионного возраста, воинам-интернационалистам, уволенным в запас в связи с окончанием срочной службы или с сокращением, лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда.
2. Государство обеспечивает
гарантии предоставления
Местные исполнительные и
распорядительные органы в соответствии
с действующим
Государственные республиканская и региональная программы занятости предусматривают:
содействие структурной
перестройке экономики и
развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создание новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
совершенствование организационной
структуры государственной
Таким образом, государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, переобучении и социальной защите зарегистрированных безработных. Государство должно взять на себя роль регулятора занятости, увязывая ситуации в сфере труда с макроэкономическими условиями функционирования экономики.
Реформирование экономики Беларуси со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть “скрытая” форма безработицы перешла в “открытую”. Уже к концу 1991 г. в стране появились первые безработные. Однако нормально функционирующая рыночная экономика предполагает наличие безработицы. Общепризнанно, что если показатель безработицы не превышает 5%, то ситуация на рынке труда не является напряженной: человек, ищущий работу, может достаточно быстро ее найти. В то же время работодателю достаточно сложно заполнить вакансию. При превышении данного уровня на рынке труда складывается зеркальная ситуация: теперь безработному трудно найти работу, в то время как работодатели имеют возможность выбирать тех, кто им больше всего подходит. В этой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном (то есть таком, при котором уровень безработицы не превышал 5%).
В соответствии с законодательством,
появившимся в условиях перехода
к рынку, в Республике Беларусь в
плане обеспечения социальной защиты
населения делается многое. Гарантируется
правовая защита от необоснованного
увольнения, возможность повышения
квалификации, а также выплата
пособий по безработице. Назначением
пособий по безработице занимаются
районные и областные центры занятости,
где безработные
Сегодня безработица стала известным фактом, складывается необходимость серьезно работать над проблемой занятости трудовых ресурсов: изучать потребность в кадрах рабочих и специалистов, заниматься профориентацией, учетом занятых в общественном производстве и свободных рабочих мест, переподготовкой кадров и т.д. . Появилась биржа труда - организованная форма обеспечения занятости.
Таким образом, можно сформулировать возможные пути совершенствования государственного регулирования занятости населения в Республике Беларусь: создание новых рабочий мест; организация оплачиваемых общественных работ; содействие развитию частного предпринимательства и самостоятельной занятости населения путем оказания финансовой помощи; обучение, переобучение, повышение квалификации безработных; упрощение начисления пособий по безработице, увеличение их размера, приведение в соответствие с минимальным потребительским бюджетом; создание системы страхования по безработице: страхование должно иметь обязательный характер и стать автономным видом социального страхования.
Информация о работе Безработица как форма проявления макроэкономической нестабильности