Бизнес-план предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

О разделах бизнес-плана, принятых в мировой практике, об особенностях его составления в российских условиях и пойдет речь в настоящей работе.

Содержание

Введение.
1.Общие замечания: назначение, типология бизнес-плана.
2. Разделы бизнес-плана.
2.1. Резюме.
2.2. Анализ состояния отрасли.
2.3. Виды товаров (услуг).
2.4. Анализ рынка.
2.5. План маркетинга.
2.6. Производственный план.
2.7. Организационный план.
2.8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.
2.9. Оценка риска и страхование.
2.10. Финансовый план.
2.11. Предложения, выдвигаемые фирмой.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 63.31 Кб (Скачать файл)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА.

 В принципе здесь речь идет об определении эластичности спроса на товар по цене, по который фирма намеревается его продавать. Спрос будет менее эластичным, когда товару нет замены или отсутствуют конкуренты, покупатели не сразу замечают повышение цен, медленно меняют свои привычки и не торопятся искать дешевые товары или покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышением качества товара. Если спрос можно считать эластичным, то продавцам стоит задуматься о снижении издержек, поскольку сниженная цена принесет больший объем общего дохода.

Точная оценка фирмы кривой спроса - дело довольно сложное и  дорогостоящее, требующее привлечения  специалистов. Но без нее обойтись нельзя. Поэтому если у фирмы нет  средств на проведение таких исследований или привлечения маркетологов, то такую оценку проводят на основе экспертных оценок специалистов по торговле товарами, которые аналогичны тем, которые собирается производить фирма.

 

 

ОЦЕНКА ИЗДЕРЖЕК.

Определившись со спросом, можно  перейти к третьему этапу рыночного  ценообразования - оценке издержек. Оценка издержек, а затем поиск путей  их снижения - этап, обязательный для  любого предпринимателя. Одной из причин, оправдывающих необходимость такого анализа является то, что от вида издержек зависит вид кривой предложения фирмы. Используя график рыночного равновесия предприниматель может смоделировать различные варианты своей коммерческой стратегии: чем ниже цена, по которой предполагается продавать товар, тем более пологой будет кривая предложения, и в этом случае фирма теряет в прибыли с единицы товара, но выигрывает в общей ее массе. И наоборот, когда кривая предложения будет более крутой, абсолютное количество проданных товаров уменьшится, хотя прибыль с каждой единицы будет достаточна велика. Какую из этих стратегий выбрать - дело предпринимателя. Но нельзя забывать, что в бизнес-плане необходимо обосновать причины этого выбора и показать, чем он выгоден для инвесторов и кредиторов.

Еще одной предпосылкой анализа  издержек является то, что издержки в краткосрочном периоде времени  делятся на постоянные (не зависящие  от количества выпускаемой продукции) и переменные (зависящие от количества произведенных товаров).

Как видно из графика, кривая вначале резко идет вверх, затем  выравнивается или даже снижается, а затем снова поднимается. Причина этих изгибов в том, что в начале выпуска продукции производственная деятельность еще не отлажена, низка производительность труда и высок уровень брака. Поэтому на начальном этапе фирму ожидает временное снижение прибыльности производства, что требует финансовой подстраховки. И об этом необходимо упомянуть в бизнес-плане, поскольку это прямо влияет на общий размер финансовых потребностей фирмы в том периоде, на который составляется бизнес-план.

На основе кривых валового дохода и кривой валовых издержек фирма может определить для себя график прибыльности.

 

АНАЛИЗ ЦЕНЫ И ТОВАРОВ КОНКУРЕНТОВ.

 Хотя максимальная цена определяется спросом, а минимальная - издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Изучение товаров и цен конкурентов преследует вполне конкретную цель - определить так называемую цену безразличия, по которой покупателю будет безразлично, чей товар купить. Если фирма собирается выпускать товар, аналогичный товару конкурента, то она будет вынуждена назначить цену, близкую к цене конкурента. Если товар ниже по качеству, чем у конкурента, фирма не сможет запросить за него такую же цену.

 

ВЫБОР МЕТОДА УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН.

 Зная кривую спроса, сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова приступить к выбору цены собственного товара. Самыми известными и популярными методами являются: начисление определенной наценки на себестоимость товара (но применять его можно, если на рынке нет конкурентов и фирма не опасается их появления); «глупое следование за конкурентом» (фирма назначает цену на товар такую же как и цена его конкурентов, не обращая внимание на показатели собственных издержек или спроса; он удобен и приемлем для фирм, которым не по карману проводить собственные маркетинговые исследования); метод установления цен на основе ощущаемой ценности товара (основным фактором при этом считают не издержки, а покупательское восприятие товара, и цена в этом случае призвана соответствовать ощутимой ценностной значимости товара); метод установления цены на основе закрытых торгов (фирма отталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не от взаимосвязи между ценой и издержками или спросом).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ЦЕНЫ.

Цель всех предыдущих методик - сузить диапазон цен, в рамках которого будет выбрана окончательная  цена товара. Этап установления окончательных  размеров цен реализуется уже  в ходе конкретных переговоров с  покупателями, но готовится к нему надо заранее. На этом этапе предстоит решить две главные задачи:

1. создать собственную  систему скидок для покупателей  и научиться ею пользоваться. Все скидки преследуют одну цель - привлечь покупателя, предложив ему наиболее заманчивые условия покупки товара. Самая простая скидка - скидка за платеж наличными, хотя также широко распространены скидки за превышение стандартного размера закупаемой партии, иногда используются скидки за закупку товаров до начала очередного сезона.

2) определить механизм  корректировки цен в будущем  с учетом стадий жизни товара. Необходимо помнить, что товар имеет свой жизненный цикл, и в зависимости от текущей стадии жизненного цикла необходимо проводить снижение или увеличение цен (на стадии выпуска товара и на этапе уменьшения спроса необходимо снижать цены, а на стадии зрелости и увеличения спроса на него - поднимать цену).

Определившись с окончательной  ценой на товар, предприниматель  может теперь подумать об их сбыте.

 

СХЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ  ТОВАРОВ (УСЛУГ).

Под этим подразумевается  организация каналов сбыта, т.е. путей  по которому товары движутся от производителя  к потребителю. Участники каналов  сбыта выполняют определенные функции, основными из которых являются:

-сбор необходимой для  организации и планирования сбыта  информации;

-создание и распространение  информации о товаре, которая  способствовала бы его приобретению  потребителем, а также стимулированию  оптовых покупок;

-налаживание и поддерживание  связи с потенциальными покупателями;

-предпродажное приспособление  товара к требованиям потребителей;

-согласование цен и  условий для последующего акта  передачи собственности или владения  товаром;

-транспортировка и складирование  товара; изыскание средств для покрытия издержек по функционированию каналов сбыта;

-принятие на себя ответственности  за функционирование канала сбыта.

Эти функции могут быть выполнены различными участниками  канала сбыта, что позволяет сэкономить ресурсы. Канал сбыта может быть охарактеризован по числу составляющих его уровней (уровень канала сбыта - любой посредник, который выполняет  ту или иную работу по приближению  товара к конечному потребителю). Например, при одноуровневом канале сбыта посредниками на рынке обычно бывают розничный торговец, агент  по сбыту или брокер. Для любого предпринимателя эффективное решение  данного вопроса состоит не в  том, чтобы отдать предпочтение какому-то одному каналу сбыта, а в выборе наилучшей  комбинации нескольких каналов.

 

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА.

Решение задач стимулирования сбыта достигается с помощью  множества разнообразных средств. При этом разработчик плана маркетинга учитывает и тип рынка, и конкретные задачи в сфере стимулирования сбыта. Основными средствами стимулирования сбыта являются образцы (предложение товара потребителям на пробу или бесплатно), купоны (дают право на обговоренную экономию при покупке конкретного товара), премии (товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара), экспозиции и демонстрации товара в местах продажи, стимулирование сферы торговли (предоставление скидки с определенного количества проданных товаров в определенный отрезок времени, нескольких бесплатных дополнительных товаров посреднику, купившему у фирмы определенное количество товара и т.д.), профессиональные встречи и специализированные выставки (производитель выявляет на выставках новых потенциальных покупателей, поддерживает контакты с клиентурой, знакомится с новыми заказчиками), конкурсы, лотереи и игры (они предоставляют возможность удачливым и усердным потребителям выиграть какие-то призы). Какой вид стимулирования выбрать - задача предпринимателя. Но в бизнес-плане он должен показать, как осуществлялся выбор и оценка различных методов стимулирования сбыта и насколько каждый из выбранных методов способствует повышению сбыта товаров (услуг).

Надо отметить, что сейчас очень много фирм уделяет большое внимание стимулированию сбыта. Но следует помнить, что оно эффективно на стадии зрелости товара и лишь не намного увеличивает доход предприятия в том случае, когда объем покупок товара стал снижаться.

Что касается рекламы, то к  вопросам, которые необходимо решить в этом разделе, относятся разработка стратегии рекламы, определение  конкретных рекламоносителей, объем рекламы и т.д. Конечно же, при разработке данных вопросов лучше всего обратится к специальным рекламным агентствам, которые профессионально занимаются всеми этими вопросами. Но если руководитель предприятия уверен в своих силах и знаниях, то можно и самой фирме разработать рекламную компанию. Единственное, что хотелось бы подчеркнуть, что реклама должна быть направлена на тех людей, на которых рассчитан товар.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ.

Здесь необходимо осветить вопросы, связанные с условиями  гарантийного и послегарантийного  обслуживания клиентов, с предоставлением  круга услуг в каждом из этих видов  обслуживания, структурой и месторасположением сервисных подразделений. В итоге  фирма решает: соответствует ли ассортимент  и качество послепродажных услуг  запросам потребителей? Оптимально ли по отношению к потребителю расположены  сервисные пункты и склады запасных частей? Как организован гарантийный  ремонт? Какова частота использования  отдельных деталей и узлов? Каково среднее время устранения неисправностей в сравнении с конкурентами? Какова средняя стоимость ремонта и  запчастей в сравнении с ценами конкурентов? Обладают ли необходимой  квалификацией и коммуникабельностью  работники сервиса фирмы? 

2.7. Производственный план

Данный раздел готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством  товаров. Главная задача здесь - доказать потенциальным партнерам, что фирма  будет реально в состоянии  производить нужное количество товаров  в нужные сроки и с требуемым  качеством.

Но перед написанием этого раздела предприниматель  должен собрать предварительную  производственную информацию. Здесь ему надо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке; составить список всех видов сырья и материалов; установить названия фирм-поставщиков, их ориентировочные цены; составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единицы оборудования выяснить, можно ли его арендовать или нужно покупать; определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки; определить ориентировочно расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию и другие муниципальные услуги и т.д.

На основе этой информации предприниматель уже  конкретно для своей фирмы  при составлении бизнес-плана  решает вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Кроме этого необходимо описать, как организована система выпуска  продукции и как осуществляется контроль над производственными  процессами, каким образом будут  контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), как будет размещено оборудование. По всем операциям необходимо дать схему производственных потоков: показать, откуда и как будут поступать  все виды сырья и комплектующих  изделий с указанием поставщиков, в каких цехах и как они  будут перерабатываться, чтобы получить продукцию, каким образом и куда эта продукция будет поставляться с предприятия, какое оборудование может понадобится в будущем. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, в соответствии с теорией выбирается на основе оценки издержек, кривой спроса и тем типом рынка, на котором действует фирма (см. раздел “План маркетинга”).

Для отечественных  предпринимателей это сегодня самый  трудный раздел, поскольку нестабильность хозяйственных связей, ненадежность поставщиков и невозможность  получить качественные комплектующие  и материалы для собственного производства способны отбить охоту  заниматься бизнесом даже у самых стойких. Надо помнить, что внешние инвесторы обычно рассматривают бизнес-план с точки зрения того, насколько рациональна технологическая схема, обеспечивает ли она всемерное сокращение затрат труда, времени и материалов, а также легкость изменения ассортимента продукции с учетом требований рынка.

 

 

 

2.8. Организационный план

После ответа на вопрос, как будут изготавливаться  товары, важно решить проблему набора сотрудников и планирования их работы, если фирма только создается или меняет направление работы, для чего необходимо набрать новый штат. Поэтому следующий раздел бизнес-плана - «Организационный план». Команда управления является ключом к внедрению хороших идей в успешный бизнес. Инвесторы отдают предпочтение сформировавшейся команде руководителей, сочетающей технические, управленческие, коммерческие и деловые навыки.

В первую очередь, в этом разделе рассматриваются вопросы  руководства и управления фирмой. Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается  роль каждого ее члена. Приводятся краткие  биографические данные о всех членах директоров (возраст, образование), анализируются знания и квалификация всей команды в целом. В идеальном случае таланты и умение каждого ее члена будут дополнять друг друга и охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг, финансы, производственный процесс). Также в этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях; освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, т.е. каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя.

Информация о работе Бизнес-план предприятия