Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:24, курсовая работа
О разделах бизнес-плана, принятых в мировой практике, об особенностях его составления в российских условиях и пойдет речь в настоящей работе.
Введение.
1.Общие замечания: назначение, типология бизнес-плана.
2. Разделы бизнес-плана.
2.1. Резюме.
2.2. Анализ состояния отрасли.
2.3. Виды товаров (услуг).
2.4. Анализ рынка.
2.5. План маркетинга.
2.6. Производственный план.
2.7. Организационный план.
2.8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.
2.9. Оценка риска и страхование.
2.10. Финансовый план.
2.11. Предложения, выдвигаемые фирмой.
Заключение.
Литература.
Не менее важным является разработка системы подбора кадров. Фирмой оговариваются принципы отбора сотрудников, принципы найма, создание системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, выбор метода и периодичность оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе.
По сути дела этими вопросами занимается менеджмент, и желательно, чтобы этот раздел составлял человек, хорошо разбирающийся в этой дисциплине.
Таким образом, ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство фирмой и каким образом будут складываться отношения между членами руководства на практике, какова система расстановки кадров и какова кадровая политика фирмы.
2.9.
Правовое обеспечение
Этот раздел иногда
называют «Юридическим планом». Он особенно
важен для тех фирм, которым
необходимо определить форму ведения
своего будущего дела. Практически
речь идет о форме собственности
и правовом статусе организации:
частное владение, кооператив, государственное
владение, открытая или закрытая акционерная
компания, совместное предприятие и
т.д. Конкретное наполнение этого раздела
зависит от выбранной формы организации.
Одно дело, если у предпринимателя
государственное предприятие и
необходимо разъяснить систему подчиненности
и границы вмешательства
В этом разделе указывают
не только дату создания и регистрации
фирмы, где и кем она
2.10. Оценка риска и страхование
Каждый новый
проект неизбежно сталкивается на своем
пути с определенными трудностями,
которые угрожают ее существованию.
Для любого предпринимателя очень
важно уметь предвидеть подобные
трудности и заранее
Открытие возникших негативных факторов перед потенциальными инвесторами может подорвать кредит доверия к проекту и лишить его финансирования. С другой стороны, определение и обсуждение риска в проекте демонстрируют квалификацию разработчиков и поднимают доверие инвесторов. Поэтому определение и обсуждение главных проблем и рискованных моментов служат развитию проекта. Оно включает описание опасных ситуаций в отрасли, на рынке сбыта, в сроках и финансировании начального этапа проекта.
Угроза может исходить
от конкурентов, от собственных просчетов
в области маркетинга и производственной
политики, ошибки в подборе руководящих
кадров, кроме этого к рискам относятся
пожары и землетрясения, забастовки
и межнациональные конфликты. Чем
глубже предприниматель проработает
эту проблему, тем проще и спокойнее
ему будет исполнять бизнес-
При написании данного
раздела предприниматель должен
привести перечень возможных рисков
с указанием вероятности их возникновения
и ожидаемого ущерба от них; указать
организационные меры по профилактике
и нейтрализации указанных
2.11. Финансовый план
Финансовый план составляется на срок реализации проекта и включает в себя:
1. план доходов и расходов;
2. план денежных поступлений и выплат;
3. анализ состояния потока реальных денег (наличности);
4. балансовый план;
ПРОГНОЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
Этот прогноз составляется,
по крайней мере, на первые три года,
причем данные за первый год должны
быть представлены в месячной разбивке.
Он включает такие показатели, как
ожидаемый объем продаж, себестоимость
реализованных товаров и
Поскольку основным источником доходов большинства фирм являются продажи, составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Для составления планов доходов и расходов на первый год необходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Для составления прогноза используются такие методы, как опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами и т.д. Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимость реализованной продукции может «скакать» и в некоторые месяцы быть несоизмеримо высокой или низкой. Все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке.
План расходов и доходов
должен содержать также оценки всех
статей косвенных (накладных, общефирменных)
расходов по месяцам первого года.
Расходы на заработную плату будут
зависеть от численности сотрудников
и их специальностей (эти данные
берутся из организационного плана).
В плане доходов и расходов
следует предусмотреть и
Помимо этих планов в разбивке
по месяцам первого года, планы
должны содержать прогнозные данные
на конец второго и третьего года.
При прогнозировании
ПЛАН ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ.
Этот план, как и план доходов и расходов, строится на определенных предположениях, которые представляются реалистическими на момент составления прогноза, но со временем могут и не подтвердится. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботится и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.
ПРОГНОЗ ПОТОКА РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ (НАЛИЧНОСТИ).
Такой прогноз строится на основании плана денежных поступлений и выплат. Он составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет фирмы не мгновенно, поэтому даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат, например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги. Именно прогноз потока наличности и выявляет эти условия.
БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН.
В этом разделе отражаются
активы и пассивы фирмы, средства,
вложенные в развитие производства
самим предпринимателем и его
партнерами, и нераспределенная прибыль.
К составлению балансового
2.12.
Предложения, выдвигаемые
В этом разделе бизнес-плана необходимо определить необходимый объем средств на разработку проектов (указать, если возможно, какие суммы будут направляться на конструирование, маркетинг и общие производственные нужды), виды и размеры гарантий, предоставляемых инвесторам, перспективы увеличения капитала, срок окупаемости проекта, а также изложить план получения средств. Дается формулировка этих целей, подкрепляя их финансовыми предложениями, что может стать первым шагом на переговорах с потенциальными инвесторами. Практически речь здесь должна идти о том, какую долю необходимых средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала. Соотношение этих двух источников финансирования - задача, не имеющая однозначного решения.
Финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих предприятиях, а для проектов, которые связаны с созданием нового предприятия или реализацией технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал.
Заключение
Таким образом, как видно из предыдущего раздела, что составление бизнес-плана - очень трудоемкое и ответственное дело. Необходимость соблюдения взаимосвязи между разделами, которые очевидны даже при кратком ознакомлении с разделами ставят перед предприятием проблему выбора тех, кто должен составлять этот документ.
Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был с начала и до конца составлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это объясняется тем, что инвестор отчетливо понимает, что если руководитель фирмы и ее специалисты не могут сами сделать бизнес-план, то уж дело они тем более не смогут поставить. При этом включаясь в работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя - хватит ли у него сил довести дело до успеха и двигаться дальше. Конечно же, это не означает, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.
В настоящее время появились специальные компьютерные программы для разработки бизнес-плана. Среди них можно выделить несколько наиболее удачных: Success, разработанная компанией Pynamic Pathways, Project Expert, Альт-инвест.
Success - это пакет интерактивного программного обеспечения, которое позволяет путем диалога типа «вопрос - ответ» составить привлекательный и продуманный бизнес-план.
Серия программ Project Expert for Windows (в настоящее время разработана 7 версия этой программы.). Данный пакет разрабатывается с 1992 г., что отрадно, российской компанией PRO-INVEST-CONSULTING. При этом данная программа наиболее подходит для российских условий (позволяет учитывать инфляцию, изменение ставок налогооблажения и введение новых налогов). В последних модификациях (6 и 7 версии) дополнительно учтена возможность моделирования бизнес-процессов с учетом случайных колебаний различных параметров: цены и объема сбыта, стоимости комплектующих, сырья и некоторых других.
«Альт-инвест» - разработка санкт-петербургской консалтинговой компании «Альт». - добротная программа, разработан на основе электронных таблиц Exel, позволяет готовить красочные диаграммы, графики, таблицы. К достоинству этого продукта можно отнести возможность задания собственных формул изменения параметров расчёта.
Представленная схема подачи материала и подготовки бизнес-плана не является универсальной и общепринятой. Практически каждый инвестиционный институт разрабатывает собственные требования к бизнес-плану и его структуре. В приложении 1 к настоящему курсовому представлены требования и рекомендации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, г. Москва (далее ФФПМП) по составлению бизнес-плана. Ниже в разделе 2 представлен пример бизнес-плана развития парикмахерской, подготовленный с учетом требований ФФПМП.
Список использованной литературы
1. Бизнес-план: Методические материалы/ Под ред. Проф. Маниловского Р.Г.- М.: Финансы и статистика, 1995.- 80 с.
2. Буров В.П., Мирошкин О.К., Новиков О.К. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример.- м.: Изд-во ЦИПКК АП - Отраслевая библиотека «Технический прогресс и повышение квалификации кадров в авиационной промышленности», 1995.- 88 с.
3. Васильева Н.Э., Козлова
Л.И. Формирование цены в
4. Дейян А., Анни и Лоик Троадек. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. Пер. с франц. Общ. Ред. Загашвили В.С.- М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.- 190 с.
5. Дейян А. Реклама. Пер. с франц. / Общ. Ред. Загашвили В.С. - М.: А/О Издательская группа «Прогресс», 1993.- 176 с.
6. Котлер Ф. Основа маркетинга: Пер. с англ./ Общ. Ред. И вступ. Ст. Пеньковой Е.М.- М.: Прогресс, 1990.- 736 с.
7. Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. Изд. 2-е, перераб. И дополненное.- М.: «Дело ЛТД», 1995.- 112 с.
8. Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха.- М.: Машиностроение, 1993.- 80 с.
9. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. Пер. с англ./ Науч. ред.: Борисович В.Т., Полтерович В.М., Данилов В.И. и др.- М.: «Экономика», «Дело», 1992.- 510 с.