Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение………………………………………………………..………………4
Сущность и структура государственного бюджет……………………….6
Экономическая сущность и функции государственного бюджета….....6
Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике................................9
Проблемы сбалансированности государственного бюджета………….18
Формы и методы бюджетного регулирования………………………….23
Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………..29
Заключение ……………………………………….………………………….31
Список использованных источников………………………………...….….33
Приложение 1 ………………………………………
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 31 с., 1 рис., 2 табл., 17 источников, 2 прил.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТИ. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Объект исследования – государственный бюджет и бюджетная политика.
Предмет исследования – особенности сбалансированности государственного бюджета в Республике Беларусь.
Цель работы: анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных данных изучено содержание государственного бюджета как основы финансовой системы, рассматривалось формирование и направление расходования средств государственного бюджета, предложены направления совершенствования бюджетной политики.
Элементы научной новизны: определена роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.
Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».
_________________
(подпись студента)
ABSTRACT
Course work: 31 sec., 1 fig., 2 tab., 17 sources, 2 adj.
STATE BUDGET PROBLEMS its balance. FISCAL POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Object of study - the state budget and fiscal policy.
Subject of research - especially balancing the state budget of the Republic of Belarus.
Objective: To review and consider the role of the budget in the financial system of the Republic of Belarus, the study of fiscal policy in our country.
Methods: analysis and synthesis, synthesis, comparative analysis, correlation.
Research and development: based on the aggregation of different data The content of the state budget as the basis of the financial system, considered the formation and direction of the expenditure of the state budget, proposed ways of improving fiscal policy.
Elements of scientific innovation: the role of the state budget is defined as the financial base of socio-economic development.
Realm of the possible practical applications: the results obtained in the course work can be used for studying the course "Macroeconomics".
_________________
(Signature of the student)
Введение……………………………………………………….
Заключение ……………………………………….………
Список использованных источников………………………………...….….
Приложение 1 ………………………………………………………………..34
Приложение 2 ………………………………………………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
Определяющую роль в формировании
и развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Содержание бюджета Республики Беларусь на 2012 г. показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики.
Именно с помощью бюджета
государство имеет возможность
сосредоточивать финансовые ресурсы
на решающих участках социального и
экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной
деятельности. Ни одно из финансовых звеньев
не осуществляет такого многовидового
и многоуровневого
Но здесь важно подчеркнуть,
что проявление присущих бюджету
свойств, его использование в
качестве инструмента распределения
и контроля возможно только в процессе
человеческой деятельности, что находит
свое выражение в создаваемом
государством бюджетном механизме,
который является выражением бюджетной
политики, отражающим нацеленность бюджетных
отношений на решение экономических
и социальных задач. Все вышесказанное
свидетельствует о том, что изучение
бюджетной системы, бюджетного процесса,
теоретических и
При анализе использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законах о бюджете Республики Беларусь на 2011 и 2012 год, Бюджетный кодекс Республики Беларусь, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа, материал периодических изданий, посвященные исследуемым проблемам.
\
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения
характеризуются большим
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
Совокупность бюджетных
отношений по формированию и использованию
бюджетного фонда страны составляет
понятие государственного бюджета
- определяющего финансового
Будучи экономической
формой существования реальных,
объективных распределительных
отношений, выполняя
- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований ;
- с помощью бюджета
происходит перераспределение
- пропорции бюджетного
перераспределения стоимости
- область бюджетного
распределения занимает
Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных факторов, первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др. Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности.
Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.
Согласно 1-ой государственный бюджет выполняет следующие функции:
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет через формирование и использование фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер ресурсов государства объему его потребностей и т.д.
Изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т.е. стабилизировать экономику. [14, C.309]
Согласно 2-ой классификации функции подразделяются на:
1. Экономическая – финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт), развитие инфраструктуры.
2. Социальная – поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и других социальных программ.
3. Политическая – финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на государственное управление.
4. Функция межотраслевого
и межрегионального
5. Финансирование