Бюджетное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение………………………………………………………..………………4
Сущность и структура государственного бюджет……………………….6
Экономическая сущность и функции государственного бюджета….....6
Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике................................9
Проблемы сбалансированности государственного бюджета………….18
Формы и методы бюджетного регулирования………………………….23
Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………..29
Заключение ……………………………………….………………………….31
Список использованных источников………………………………...….….33
Приложение 1 ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсав2.docx

— 89.74 Кб (Скачать файл)

Рост бремени внутреннего  долга увеличивает и долю государственных  расходов на его обслуживание, что  приводит к самовозрастанию и  бюджетного дефицита, и государственной  задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности  в бюджетно-налоговой сфере и  стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

- сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;

- внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

- сопровождающая переходный  период инфляция достигла высоких  темпов или представляется абсолютно  неизбежной.

Кредиты Национального банка  Республики Беларусь, а также средства от приобретения Национальным банком Республики Беларусь долговых обязательств Республики Беларусь при их первичном  размещении не могут быть источниками  финансирования дефицита бюджета, за исключением  случаев, предусмотренных законом  о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) Президентом Республики Беларусь.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета [1]:

1. Государственные займы;

2. Средства от операций  с имуществом, находящимся в республиканской  собственности, кроме средств  от операций с имуществом, являющихся  доходами и расходами республиканского  бюджета в соответствии с бюджетным  законодательством;

3. Изменения остатков  средств на счетах по учету  средств республиканского бюджета;

4. Иные источники в  соответствии с бюджетным законодательством.

 Источники финансирования  дефицита местных бюджетов [1]:

1.Бюджетные кредиты;

2. Займы, осуществленные  путем выпуска ценных бумаг  местными исполнительными и распорядительными  органами;

3. Средства от операций  с имуществом, находящимся в коммунальной  собственности, кроме средств  от операций с имуществом, являющихся  доходами и расходами местных  бюджетов в соответствии с  бюджетным законодательством;

4. Изменения остатков  средств на счетах по учету  средств соответствующего местного  бюджета;

5. Иные источники в  соответствии с бюджетным законодательством.

Таблица 2 - Финансирование дефицита республиканского бюджета 2013 года [2]:

Источник финансирования:

Тыс.руб.

1

2

Общее финансирование 

0

Внутреннее финансирование 

12 587 575 708,0

источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц

7 607 800,0

привлечение средств 

5 220 000 000,0

погашение основного долга  

-5 212 392 200,0

прочие источники внутреннего  финансирования

872 061,3

Получение средств

872 061,3

источники от операций с  принадлежащим государству имуществом 

-1 034 426 000,0

поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) в соответствии с законодательством о приватизации

455 375 000,0

1

2

увеличение доли государства  в уставных фондах (в том числе  приобретение акций), вложение средств в ценные бумаги (облигации) 

-1 489 801 000,0

изменение остатков средств  бюджета

14 813 521 846,7

из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального  развития 

- 2 593 3063 435,0

формирование государственного целевого бюджетного фонда 

4 128 437 051,0

использование государственного целевого бюджетного фонда 

1 535 130 616,0

операции по гарантиям  Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам банков Республики Беларусь 

-1 200 000 000,0

платежи Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и  распорядительных органов в качестве гаранта по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками Республики Беларусь 

–1 500 000 000,0

возврат сумм, выплаченных  Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными  органами в счет выполнения гарантий по кредитам, выданным банками Республики Беларусь 

300 000 000,0

Внешнее финансирование 

-12 587 575 708,0

кредиты международных финансовых организаций

-8 632 704 600,0

использование кредитов 

7 876 000 000,0

погашение основного долга 

-16 508 704 600,0

кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов 

-3 774 573 000,0

погашение основного долга 

-3 774 573 000,0

операции по гарантиям  Правительства Республики Беларусь по внешним займам

–180 298 108,0

платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению  и обслуживанию внешних займов 

–182 445 750,0

возврат сумм, выплаченных  Правительством Республики Беларусь в  счет выполнения гарантий по внешним  займам

2 147 642,0


 

Примечание. Источник [2]

 

  1. Формы и методы государственного регулирования

 

Бюджетное регулирование является центральным звеном в системе финансового регулирования экономики. С помощью бюджета государство сосредоточивает в своих руках, распределяет и перераспределяет между отраслями, секторами народного хозяйства и административно-территориальными единицами финансовые ресурсы, необходимые для централизованного руководства (регулирования) социально-экономическими процессами в республике. Изъятие и распределение денежных средств в народном хозяйстве должно и может осуществляться через бюджет таким образом, чтобы побуждать предприятия и организации к рациональному использованию материальных, трудовых, природных ресурсов, находящихся в их владении.

В условиях рыночных отношений  и переходного к рынку периода  в системе государственного регулирования  экономики используются самые разнообразные  формы и методы, обеспечивающие выработку  различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его  выполнения. Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Сегодня насчитывается несколько  сотен самых разнообразных методов  и инструментов государственного регулирования, которые отличаются друг от друга  направлениями и масштабами применения, использованием их для решения глобальных или частных проблем в рамках всей социально-экономической системы, так и ее отдельных элементов.

Под методом регулирования  следует понимать способ, прием осуществления  регулирующего воздействия, с помощью  которого достигаются поставленные социальные и экономические цели и задачи.

Метод может содержать  определенный набор инструментов, обеспечивающий его реализацию. При этом в различных  условиях один и тот же метод может  быть реализован с помощью разнообразных  инструментов. Регулирующее воздействие  государства на экономические и социальные процессы предполагает выбор наиболее приемлемого метода из всей совокупности существующих альтернативных методов, замену одного метода другим.

Сегодня в экономической  литературе представлены различные  классификации методов, в основе которых лежат различные классификационные  признаки: масштаб применения, содержание метода, тип воздействия и т. д.

По форме участия государства  в регулировании экономики и  характеру его влияния на объект выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные (рис. 1). Но при этом следует отметить, что они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания административно-распорядительных и экономических методов государственного регулирования между собой и сложившимся рыночным механизмом.

Методы государственного регулирования экономики


               ____________↓_________________

              ↓                                                           ↓

Прямые методы

 

Косвенные методы

Реализуются через субвенции, дотации, заказы и т.д.

Реализуются через налоговые  ставки, нормы амортизации, пошлины  и т.д.


              ↓                                                           ↓

Административно-распорядительные методы

 

Экономические методы

Основа – сила власти: запрещение, предупреждение, разрешение

 

Основа – экономические  интересы: экономическое поощрение, экономическая ответственность


              ↓                                                           ↓

Реализуются через законодательные  и нормативно-правовые акты, регистрацию, лицензии, стандарты и т. д.

 

Реализуются через финансово-кредитную  систему, нормы и нормативы, лимиты, индикаторы

и т. д.


 

Рис. 1. Методы государственного регулирования экономики

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т. д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий, и наоборот, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, установление очистных сооружений и т. д.). Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения и т. д.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

С помощью экономических  методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабильность в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, амортизация, цены и т. д.).

Прямые методы воздействуют на объект регулирования  непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т. д.; косвенные  – опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Структура используемых методов зависит от форм собственности  объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования.

Особенности проявления определенных функций управления в системе государственного регулирования экономики, масштабы их применения, а также возможности их реализации посредством близких по своей природе методов регулирования, объединенных в некую совокупность, позволяют говорить о формах государственного регулирования.

На сегодняшний  день в системе мер государственного регулирования экономики можно  выделить следующие формы:

    • планирование, программирование и прогнозирование;
    • финансово-кредитное регулирование;
    • антимонопольное регулирование;
    • дерегулирование экономики.

Важнейшими формами  государственного регулирования являются планирование, прогнозирование и  программирование.

Планомерное развитие общества – одно из основных достижений человеческой цивилизации. С его помощью обеспечивается согласованное целенаправленное функционирование всех звеньев хозяйственной системы общества.

Информация о работе Бюджетное регулирование