Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение………………………………………………………..………………4
Сущность и структура государственного бюджет……………………….6
Экономическая сущность и функции государственного бюджета….....6
Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике................................9
Проблемы сбалансированности государственного бюджета………….18
Формы и методы бюджетного регулирования………………………….23
Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………..29
Заключение ……………………………………….………………………….31
Список использованных источников………………………………...….….33
Приложение 1 ………………………………………
Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:
- сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
- внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
- сопровождающая переходный
период инфляция достигла
Кредиты Национального банка Республики Беларусь, а также средства от приобретения Национальным банком Республики Беларусь долговых обязательств Республики Беларусь при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) Президентом Республики Беларусь.
Источники финансирования дефицита республиканского бюджета [1]:
1. Государственные займы;
2. Средства от операций
с имуществом, находящимся в республиканской
собственности, кроме средств
от операций с имуществом, являющихся
доходами и расходами
3. Изменения остатков
средств на счетах по учету
средств республиканского
4. Иные источники в
соответствии с бюджетным
Источники финансирования дефицита местных бюджетов [1]:
1.Бюджетные кредиты;
2. Займы, осуществленные
путем выпуска ценных бумаг
местными исполнительными и
3. Средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;
4. Изменения остатков
средств на счетах по учету
средств соответствующего
5. Иные источники в
соответствии с бюджетным
Таблица 2 - Финансирование дефицита республиканского бюджета 2013 года [2]:
Источник финансирования: |
Тыс.руб. |
1 |
2 |
Общее финансирование |
0 |
Внутреннее финансирование |
12 587 575 708,0 |
источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц |
7 607 800,0 |
привлечение средств |
5 220 000 000,0 |
погашение основного долга |
-5 212 392 200,0 |
прочие источники внутреннего финансирования |
872 061,3 |
Получение средств |
872 061,3 |
источники от операций с
принадлежащим государству |
-1 034 426 000,0 |
поступления от реализации
принадлежащего государству имущества
(в том числе акций) в соответствии
с законодательством о |
455 375 000,0 |
1 |
2 |
увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций), вложение средств в ценные бумаги (облигации) |
-1 489 801 000,0 |
изменение остатков средств бюджета |
14 813 521 846,7 |
из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития |
- 2 593 3063 435,0 |
формирование государственного целевого бюджетного фонда |
4 128 437 051,0 |
использование государственного целевого бюджетного фонда |
1 535 130 616,0 |
операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам банков Республики Беларусь |
-1 200 000 000,0 |
платежи Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в качестве гаранта по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками Республики Беларусь |
–1 500 000 000,0 |
возврат сумм, выплаченных
Правительством Республики Беларусь,
местными исполнительными и |
300 000 000,0 |
Внешнее финансирование |
-12 587 575 708,0 |
кредиты международных финансовых организаций |
-8 632 704 600,0 |
использование кредитов |
7 876 000 000,0 |
погашение основного долга |
-16 508 704 600,0 |
кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов |
-3 774 573 000,0 |
погашение основного долга |
-3 774 573 000,0 |
операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам |
–180 298 108,0 |
платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов |
–182 445 750,0 |
возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантий по внешним займам |
2 147 642,0 |
Примечание. Источник [2]
Бюджетное регулирование
является центральным звеном в системе финансового
регулирования экономики. С помощью бюджета
государство сосредоточивает в своих
руках, распределяет и перераспределяет
между отраслями, секторами народного хозяйства и административно-
В условиях рыночных отношений
и переходного к рынку периода
в системе государственного регулирования
экономики используются самые разнообразные
формы и методы, обеспечивающие выработку
различных вариантов достижения
целей социально-экономического развития
страны, выбор наилучшего из альтернативных
вариантов и обеспечение его
выполнения. Все меры государственного
регулирования экономики
Сегодня насчитывается несколько
сотен самых разнообразных
Под методом регулирования следует понимать способ, прием осуществления регулирующего воздействия, с помощью которого достигаются поставленные социальные и экономические цели и задачи.
Метод может содержать определенный набор инструментов, обеспечивающий его реализацию. При этом в различных условиях один и тот же метод может быть реализован с помощью разнообразных инструментов. Регулирующее воздействие государства на экономические и социальные процессы предполагает выбор наиболее приемлемого метода из всей совокупности существующих альтернативных методов, замену одного метода другим.
Сегодня в экономической
литературе представлены различные
классификации методов, в основе
которых лежат различные
По форме участия государства
в регулировании экономики и
характеру его влияния на объект
выделяют административно-
Методы государственного регулирования экономики |
____________↓_________________
↓
Прямые методы |
Косвенные методы | |
Реализуются через субвенции, дотации, заказы и т.д. |
Реализуются через налоговые ставки, нормы амортизации, пошлины и т.д. |
↓
Административно- |
Экономические методы | |
Основа – сила власти: запрещение, предупреждение, разрешение |
Основа – экономические интересы: экономическое поощрение, экономическая ответственность |
↓
Реализуются через законодательные и нормативно-правовые акты, регистрацию, лицензии, стандарты и т. д. |
Реализуются через финансово-кредитную систему, нормы и нормативы, лимиты, индикаторы и т. д. |
Рис. 1. Методы государственного регулирования экономики
Административно-
Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.
С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабильность в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, амортизация, цены и т. д.).
Прямые методы воздействуют на объект регулирования непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т. д.; косвенные – опосредованно, например, через налоги, кредитование.
Структура используемых
методов зависит от форм собственности
объектов регулирования. Прямые и административно-
Особенности проявления определенных функций управления в системе государственного регулирования экономики, масштабы их применения, а также возможности их реализации посредством близких по своей природе методов регулирования, объединенных в некую совокупность, позволяют говорить о формах государственного регулирования.
На сегодняшний день в системе мер государственного регулирования экономики можно выделить следующие формы:
Важнейшими формами государственного регулирования являются планирование, прогнозирование и программирование.
Планомерное развитие общества – одно из основных достижений человеческой цивилизации. С его помощью обеспечивается согласованное целенаправленное функционирование всех звеньев хозяйственной системы общества.