Взаимодействие России с международными финансовыми организациями
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:26, курсовая работа
Краткое описание
Предметом исследования являются международные финансовые отношения России с крупнейшими международными финансовыми организациями, их проблематика и перспективы. Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3 ОСОНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОЛНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ…...3
Причины возникновения международных экономических и финансовых организаций……………………………………………………….………3 1.2 Функции и направления деятельности основных международных финансовых организаций…………………………………………………….…4 2 СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ……………………………………………………………11 2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ…………………………11 2.2 Сотрудничества Российской Федерации с Всемирным банком…………17 3 ПЕРЕСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ……………………………………..22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……….…….26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….…………….…..28
С Северным
инвестиционным банком Россия подписала
соглашение в апреле 1997 г. Это открыло
возможности финансирования приграничных
проектов в области экологии. Следует
отметить, что этот Банк уделяет
особое внимание открытости в осуществлении
проектов и проверяет целевое
использование предоставленных им
средств, что способствует ускорению реализации
проектов.
финансовых
партнеров российского правительства
и отечественных компаний занял Европейский
банк реконструкции и развития. Следует
отметить, что официально ЕБРР приступил
к операциям в апреле 1991 г., а в роли одного
из его учредителей выступал Советский
Союз. ЕБРР представляет собой уникальное
сочетание коммерческого банка и банка
развития, что отображается в преимущественном
направлении его ресурсов в негосударственный
или приватизируемый сектор. В связи с
этим Банк предоставляет средства на основе
проверки надежности проводимых банковских
и инвестиционных операций и в пределах
времени, необходимого для принятия коммерческих
решений. Членами Банка являются не только
58 государств, но и Европейский союз и
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
Основная
цель сотрудничества России с ЕБРР
- привлечение инвестиционных ресурсов
на льготных условиях (с низкими
процентными ставками, длительными
сроками и льготным периодом возврата
долга). За прошедшие годы Банк инвестировал
практически во все сектора российской
экономики. Большая часть финансирования
ЕБРР для России, одобренного в 1991-2002
гг. Советом директоров, приходится
на реальный сектор экономики: промышленность
- 24.3%, транспорт и связь - 12.1%, электроэнергетика
и добывающие отрасли - 26.7%, финансово-банковский
сектор - 31.7%, агробизнес- 1.8%, муниципальное
развитие - 1.9%.
География
инвестиционных проектов ЕБРР широка
- от Калининградской области (проект
улучшения водоснабжения и водоочистки
-16.5 млн. евро) до Камчатки (строительство
геотермальной электростанции - 85.6
млн. евро), чему способствует наличие
представительств Банка во многих регионах.
В 2002 г. годовой объем обязательств
ЕБРР в России увеличился на 500 млн.
евро по сравнению с 2001 г. и составил
1.3 млрд. евро. Доля РФ в общем объеме
операций Банка возросла за год с
22 до 33%. Ресурсы, предоставленные банком,
используются для поддержки нефтегазовой
промышленности, мелкого и среднего
бизнеса.
За
годы своей деятельности Банк стал
крупнейшим иностранным инвестором
в частный сектор нашей экономики.
По состоянию на конец 2002 г. в общем
объеме его операций в рамках подписанных
соглашений 81.3% приходилось на частный
сектор и только 18.7% - на государственный.
Одно из направлений деятельности ЕБРР
- финансирование среднего и малого предпринимательства.
Специализированный фонд поддержки малого
бизнеса (ФПМБ) предоставляет микрокредиты
(не более 10 тыс. долл.) и малые кредиты
(не более 200 тыс. долл.) предпринимателям
из 115 крупных и мелких российских городов.
За время своего существования ФПМБ выдал
предпринимателям более 107 тыс. кредитов
на общую сумму около 1 млрд. долл. Среди
его клиентов -предприниматели самых различных
областей экономики - от владельцев мелких
торговых точек до производителей высокотехнологичного
медицинского оборудования.
Одно
из направлений деятельности ЕБРР в
России - приобретение им акций российских
банков, в том числе и региональных.
Российские банки стремятся расширять
сотрудничество с ЕБРР, поскольку
это будет способствовать, в частности,
улучшению расчетов по экспортно-импортным
операциям. Кредитные линии открыты
нескольким российским банкам, в том
числе Московскому международному
банку, а также Кузбассоцбанку.
Некоторые
программы в России ЕБРР ведет
совместно с МБРР. Так, продолжается
осуществление проекта развития
финансовых учреждений, который правительство
Российской Федерации реализует
за счет займов от МБРР (200 млн. долл.) и
ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься
надежность ряда ведущих российских
банков, расширится и улучшится набор
предоставляемых им услуг13.
Сотрудничество
России с ЕБРР оказывает положительное
влияние на развитие частного сектора
российской экономики. Он осуществляет
кредитование среднего и малого предпринимательства
через свои
специализированные фонды: региональные
фонды венчурного капитала, Фонд поддержки
малого бизнеса, Фонд помощи малым пре
приятиям, фонды технического содействия.
За прошедшее десятилетие
ЕБРР стал не только одним из кредиторов
российского правительства
и отечественных компаний, но и источником
средств для иностранных инвесторов на
российском рынке. ЕБРР отдает явное предпочтение
банковскому сектору российской экономики.
3
ПЕРЕСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ
ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.
Создание
международных организаций явилось
результатом поиска эффективных
мер для разрешения чрезвычайных
или кризисных ситуаций в жизни
государств. Когда усилия национальной
дипломатии оказались недостаточными
для того, чтобы справиться с проблемами
современных международных отношений,
правительства стремились найти
адекватные методы взаимодействия в
целях создания благоприятных условий
для многострронних консультаций, сотрудничества
и совместных шагов в этом направлении.
С 1992 г.
Россия начала активно привлекать западные
кредиты, увеличивая свой внешний долг,
что активно поддерживалось за рубежом.
Взамен финансовой поддержки от России
требовалось держать курс на проведение
реформ, направленных на минимизацию государственного
вмешательства в экономику.
В настоящее
время проблема внешней задолженности
в России не стоит так остро, как
даже пять лет назад. В последние
годы доля государственного внешнего
долга в общем объеме государственного
долга Российской Федерации неуклонно
сокращалась. Это происходило вследствие
осуществления в 2003 - 2005гг. мер по
замещению внешних заимствований
внутренними, и его досрочного погашения
в 2005 - 2007 гг. за счет средств Стабилизационного
фонда РФ.
Динамика
объема задолженности Российской Федерации
перед международными финансовыми
организациями (МФО) за период с 1995 по 2007г.
свидетельствует о том, что максимальный
объем как всего внешнего долга
Российской Федерации, так и задолженности
перед международными финансовыми
организациями приходился на 1999г. Так,
если в 1995 г. задолженность перед
международными финансовыми организациями
составляла 4,5 % от всего внешнего долга,
то в 1999 г.-17,4%.
В дальнейшем
происходило плавное снижение задолженности
и к 2007 г. она составляла уже 5,5 млрд
долл. США против 26 млрд долл. США в 1999г.
Кризис
1998 г. показал опасность высоких
объемов задолженности и валютных
рисков, связанных с осуществлением
внешних заимствований. Начиная
с 1999 г. Правительство Российской Федерации
начало проводить политику постепенного
сокращения внешнего долга Российской
Федерации, замещения внешних заимствований
внутренними, оптимизации структуры
внешнего долга.
В 1999 г.
заимствования практически прекратились.
Правительство Российской Федерации
и МБРР провели внеочередной обзор
портфеля проектов МБРР, на котором
был выработан комплекс мер по
реструктуризации портфеля проектов,
в том числе по выборочному
сокращению заемных средств. Общий
размер займов был сокращен на сумму
свыше 2,2 млрд. долл. США. Причиной таких
решений стало резкое снижение платежеспособности
конечных заемщиков (банков, администраций,
предприятий) и, как следствие, выросшие
риски Минфина России по возврату
перекредитованных средств займов.
Период
с 2002 по 2004г. характеризовался задержками
в подготовке к реализации ряда новых
проектов, подписание соглашений по которым
предусматривалось еще в 2001 г. Также
продолжилась тенденция неудовлетворительных
темпов освоения средств. Так, из 16 проектов,
которые должны были быть завершены
к концу 2003 г., только по 7 расходование
средств составило более 90 %. В 2004
г. из 15 планируемых к завершению
проектов международных финансовых
организаций было завершено 9 проектов.
По шести займам расходование средств
в 2004г. не осуществлялось *(* Заключение
Счетной палаты Российской Федерации
по отчету Правительства Российской Федерации
об исполнении федерального бюджета за
2003 год, представленному в форме проекта
Федерального закона "Об исполнении
федерального бюджета за 2003 год" утвержденное
Коллегией Счетной палаты Российской
Федерации 10 декабря 2004 года (протокол
N 42 (412).).
Проводимая
в последние годы долговая политика,
направленная на замещение государственных
внешних заимствований внутренними,
удлинение сроков государственных заимствований,
осуществляемых на внутреннем рынке, и
снижение долговой нагрузки на экономику
страны, позволила сократить объем государственного
внешнего долга Российской Федерации
и обеспечила возможность гарантированного
выполнения обязательств по его погашению
и обслуживанию.
Рост
инвестиционной привлекательности
экономики повлиял на повышение
суверенного кредитного рейтинга Российской
Федерации ведущими международными
рейтинговыми агентствами. В целом
текущие показатели "долговой устойчивости"
Российской Федерации, разработанные
в соответствии с международной
методикой, свидетельствуют о существенном
сокращении бремени государственного
внешнего долга. В настоящее время
по основным показателям Российская
Федерация относится к государствам
с умеренным уровнем долговой
нагрузки.
В рамках
стратегии сокращения внешнего долга
государственная поддержка в
форме суверенных займов и гарантий
должна предоставляться только в
случаях невозможности финансирования
проекта с использованием коммерческих
кредитов или частичных гарантий,
а также при обосновании преимуществ
использования займов международных
финансовых организаций перед бюджетным
финансированием.
На
современном этапе наибольший интерес
в сотрудничестве с международных
финансовых организаций представляет
не столько привлечение кредитных
ресурсов, сколько использование
наработанных ими стандартов и технологий
для повышения эффективности
федеральных программ и проектов,
а также расширения сфер применения
финансовых ресурсов международных
финансовых организаций без предоставления
суверенных гарантий Российской Федерации.
Россия
отошла от практики заимствований в
целях поддержки платежного баланса,
когда займы предоставлялись
в поддержку осуществления ключевых
реформ на федеральном уровне (налоговая
служба, казначейство, таможенная служба,
кадастр). В то же время во многих
сферах перед страной по-прежнему
стоят важные задачи. Некоторые из
них, например реформа жилищно-коммунального
хозяйства, связаны с переходным
периодом; другие, например развитие частно-государственных
партнерств, направлены на создание новых
движущих факторов экономической диверсификации
и роста. Процесс адаптации к рыночной
экономике в такой большой стране, как
Россия, по понятным причинам происходит
неравномерно, поэтому внимание необходимо
уделять, прежде всего, преодолению растущего
разрыва между процветающими и отстающими
регионами. Ограниченность возможностей
и финансовых ресурсов замедляет реализацию
на местах хорошо разработанных реформ
- полномасштабное преодоление указанных
ограничений требует всех ресурсов, какие
Россия способна мобилизовать и внутри
страны, и за ее пределами.
Деятельность
по управлению портфелем проектов должна
быть сосредоточена на закрытии старых
проектов, совершенствовании отчетности
и мониторинга, отказа от сложных
соглашений о субзаймах. К числу новых
направлений сотрудничества можно отнести
развитие регионов, содействие в создании
частно-государственных партнерств и
помощь России в решении вопросов глобального
и регионального значения.
Россия
заинтересована в дальнейшем получении
поддержки международных финансовых
организаций в виде гибкого набора
аналитических и консультационных
услуг и отдельных приоритетных
инвестиционных проектов в целях
осуществления ключевых реформ. Программа
сотрудничества должна зависеть, главным
образом, от федерального финансирования,
а международные финансовые организации
должны предоставлять, прежде всего, свой
аналитический и технический
опыт, а также опыт управления проектами.
Россия
заинтересована в выработке такого
партнерства с Всемирным банком,
которое отвечало бы как основным
проблемам страны, так и ее возможностям.
Такое партнерство было бы аналогом
деятельности Банка в других странах
со средним уровнем доходов.
Однако
стоит отметить что Деятельность Всемирного
банка в течение длительного времени критикуется
различными неправительственными организациями,
учёными. В частности Дж. Стиглиц назвал
политику по отношению к развивающимся
странам, разработанную МВФ, Всемирным
банком и экономистами в американском
правительстве, ошибочной. По его мнению,
если бы этой политике следовали США, значительного
экономического роста не произошло бы.
Он также указал на то, что Россия последовала
рекомендациям и испытала падение реальных
доходов населения, а Китай не последовал
и переживает экономический подъем.
В частности
Джозеф Стиглиц резко отрицательно выразился
по поводу политики Всемирного банка в
отношении России, критикуя шоковую терапию
переходного периода.
Анализ
развития мировой экономики показывает,
что программы Всемирного банка
в том виде, как он их формулировал,
не обеспечивали устойчивого и справедливого
развития экономики. В связи с
этим стало нарастать давление на
Банк. Неправительственные организации
на национальном и международном
уровне стали добиваться открытого
и демократичного рассмотрения решений,
альтернативных политике Всемирного банка.
В 2001 году
Комиссия Конгресса США провела
оценку результатов деятельности международных
финансовых организаций и пришла
к выводу, что 60% проектов Всемирного
Банка завершились неудачно. Всемирный
банк призван бороться с бедностью,
но за последние пять лет лишь 1% кредитов
получили «бедные» государства, наиболее
нуждающиеся в такого рода помощи. За
это время уровень бедности в мире несколько
снизился, что нельзя объяснить только
деятельностью Всемирного банка. Успехов
добились государства, которые практически
не получали финансовой помощи Всемирного
банка. В тех странах, которые были получателями
основных пакетов помощи, не только не
было успехов в борьбе с бедностью, но
ситуация в них даже ухудшилась.