Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:40, курсовая работа
Важнейшим методом исследования экономической теории является метод равновесного анализа.
Обращаясь к исследованию экономики на макроуровне, зададим вопрос: а применим ли этот равновесный подход при анализе категорий совокупных народнохозяйственных показателей, т.е. национального дохода, инвестиций, сбережений, занятости и т.п.? Разумеется, ответ будет положительным. Однако в масштабе макроэкономики, на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Это своеобразное выражение равновесия между предложением (созданный национальный доход) и спросом (использованный национальный доход).
1.Введение…………………………………………………………………..2
2.Потребительские расходы и факторы, их определяющие……………..3
3.Сбережения: сущность и основные факторы. Влияние сбережения и
потребления на объемы национального дохода…………………………..9
4.Особенности сбережения и потребления в современной российской экономике……………………………………………………………………16
5.Практикум…………………………………………………………………21
6.Заключение………………………………………………………………...22
7.Список литературы………………………………………………………..24
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
Курсовая работа
по дисциплине « Экономическая теория »
на тему: « Взаимосвязь потребления и сбережения и их влияние
1.Введение……………………………………………………
2.Потребительские расходы
и факторы, их определяющие…………
3.Сбережения: сущность и основные факторы. Влияние сбережения и
потребления на объемы национального дохода…………………………..9
4.Особенности сбережения
и потребления в современной
российской экономике…………………………
5.Практикум…………………………………………………
6.Заключение………………………………………………
7.Список литературы……………………………………………………
Важнейшим методом исследования экономической теории является метод равновесного анализа.
Обращаясь к исследованию экономики на макроуровне, зададим вопрос: а применим ли этот равновесный подход при анализе категорий совокупных народнохозяйственных показателей, т.е. национального дохода, инвестиций, сбережений, занятости и т.п.? Разумеется, ответ будет положительным. Однако в масштабе макроэкономики, на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Это своеобразное выражение равновесия между предложением (созданный национальный доход) и спросом (использованный национальный доход).
Совокупные доходы общества представляют собой национальный доход. А совокупные расходы, в которых потребление выступает главным компонентом, и поэтому важно понять основные факторы, определяющие расходы на потребление, – это расходование национального дохода на потребление и накопление (инвестирование). Однако не все полученные населением доходы полностью расходуются; часть из них сберегаются, т.е. откладываются. Таким образом, предметом анализа данной курсовой работы будут не только национальный доход, потребительские расходы и роль объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на общее количество ресурсов, расходуемых обществом на потребление, но и сбережения (их сущность, виды и основные факторы), а также будет рассмотрена взаимосвязь сбережения и потребления и их влияние на объемы национального дохода, потребительский расход сбережения. Данные вопросы будут освещены в первом и втором теоретическом разделе данной работы, третий же раздел будет посвящен анализу особенностей сбережения и потребления в российской экономике.
1.Потребительские
расходы и факторы, их
Потребительские расходы —
это часть дохода, которую домашние хозяйства
тратят на приобретение товаров и услуг.
Другая часть дохода не расходуется на
текущее потребление — сберегается. Очевидно,
что уровень потребительских расходов
будет зависеть от того, в какой пропорции
располагаемый доход распадается на потребление
и сбережение, поэтому анализ потребительских
расходов предполагает их рассмотрение
во взаимосвязи со сбережениями.
Процесс формирования потребительских
расходов населения, я и буду рассматривать
в данном пункте своей курсовой работы.
Потребление (С) — это использование части располагаемого дохода для текущего приобретения товаров краткосрочного и длительного пользования и услуг.
Структура потребления, как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Мы тратим деньги в соответствии со своим доходом. Однако есть общие приоритеты. Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости, на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование и многое другое. При этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды. При росте доходов семей увеличиваются и их расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.п.
Итак, потребление выступает главным компонентом совокупных расходов. Поэтому важно понять основные факторы, определяющие расходы на потребление. Существует много факторов, которые влияют на уровень потребительских расходов.
Рассмотрим возможность воздействия этих факторов:
1 - Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учеб. пособие / Л.С. Тарасевич, П.И.Гребенников. – М.: Высшее образование, 2007.- 275 с.
1. Уровень текущего дохода.2 Общий объем потребления, как правило, зависит от общего объема дохода. Роль психологического фактора,
влияющего на потребление, описывается Дж. М. Кейнсом так: “Основной психологический закон, состоит он в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”. Соотношение между потреблением и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению (MPC):
MPC = ΔC / ΔY,
где
MPC – предельная склонность к потреблению;
ΔC – прирост потребительских расходов;
ΔY – прирост располагаемого дохода.
Средняя склонность к потреблению – (APC) – доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства расходуют на потребительские товары и услуги.
АPC = C / Y,
где
АPC – средняя склонность к потреблению;
C – прирост потребительских расходов;
Y– величина располагаемого дохода.
Простейшая функция потребления имеет вид:
C = a + b(Y – T), где
2 - Грязнов, А.Г. Курс экономической теории / А.Г.Грязнов. – М.:КНОРУС, 2006.- 239 с.
4
С – потребительские расходы;
а – автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода;
b – предельная склонность к потреблению;
Y – доход;
Т – налоговые отчисления;
(Y – T) – располагаемый доход Y (доход после внесения налоговых отчислений).
Обратимся к графическому анализу склонности к потреблению (рис. 1):
На оси абцисс откладывается чистый доход (после уплаты налогов).
Рис.1 График сколонности к потреблению.
На оси ординат – расходы на потребление. Если бы расходы точно соответствовали доходам, то это отражала бы любая точка, лежащая на прямой, проведенной под углом 450. Но в действительности такого совпадения не происходит, и только часть доходов расходуется на потребление. Поэтому кривая потребления отклоняется от линии 450 вниз. Место пересечения линии 450 и кривой потребления в точке В, означает уровень нулевого сбережения. Слева от этой точки можно наблюдать
отрицательное сбережение (т.е. расходы превышают доходы – “жизнь в долг”), а справа – сбережение положительное. Например, при доходе в 7000 руб. ситуация складывается следующим образом: отрезок Е1Е0 показывает размеры потребления, а отрезок Е1 Е2 – размеры сбережения. Равновесие семейных бюджетов наблюдается только в точке В, т.к. только здесь имеется равенство доходов и расходов.
2. Усилия по продаже (реклама). Факт, что увеличение общего совокупного спроса на какой либо один товар или группу товаров может возникнуть просто за счет снижения спроса на другие товары, порой не принимается во внимание теми, кто превозносит достоинства рекламы и прочих усилий по продаже как средств увеличения совокупного спроса. Тем не менее, весьма возможно, что увеличение или уменьшение объема усилий по продаже может влиять на совокупный объем потребительских расходов при данном уровне доходов.
3. Уровень благосостояния (богатство). Объем богатства оказывает важное влияние на потребление. Если исходить из гипотезы снижения предельной полезности, то очевидно, что чем больше первоначальный объем богатства, тем ниже его предельная полезность. Поэтому с ростом богатства уменьшается склонность снижать потребление ради увеличения будущего богатства. При прочих равных условиях, чем большими сбережениями обладает человек, тем меньше его желание больше накоплять (чем выше уровень благосостояния, тем выше потребительские расходы).
4. Ожидания. Ожидания по поводу движения уровня цен и объемов производства также способны оказать определенное влияние на формирование потребления. Так, ожидания повышения цен могут стимулировать текущее потребление, и наоборот.
5. Налоги. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов переместит график
потребления вниз. Наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично потребляться. Таким образом, снижение налогов вызовет сдвиг графика потребления вверх.
6. Трансферты. Увеличение трансфертов означает увеличение личного располагаемого дохода, а, следовательно, и увеличение потребительских расходов.
7. Потребительская задолженность (уровень задолжностей домохозяйств). Можно ожидать, что и уровень потребительской задолженности вызовет у домохозяйств желание направить свой текущий доход, либо на потребление, либо на сбережения. Если задолженность домохозяйств достигла такой величины, что, скажем, 20% или 25% их текущих доходов отчисляется для уплаты очередных взносов по предыдущим закупкам, то потребители будут вынуждены сокращать текущее потребление, чтобы снизить задолженность.
8. Ставка процента по потребительскому кредиту. Влияние ставки процента на потребление нельзя определить однозначно ни теоретически, ни эмпирически. Повышение ставки процента увеличивает сегодняшнюю стоимость потребления по сравнению с будущим (эффект замещения). Но если домашнее хозяйство является чистым кредитором, рост ставки процента повышает также его доход в течение всей жизни, что приведет к увеличению потребления.
9. Уровень цен. Возрастание уровня цен ведет к смещению графика потребления вниз, а снижение уровня цен – к смещению вверх. Этот вывод имеет прямое отношение к нашему анализу богатства фактора потребления, поскольку изменения уровня цен изменяют реальную стоимость, или покупательскую способность, некоторых видов богатства. Точнее говоря, реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньга, будет обратно пропорциональна изменениям уровня цен. Этот эффект называется эффектом богатства.
Отсюда следует заслуживающий внимания вывод: где бы мы на рис.1 ни
проводили (помещали) кривые уровня потребления мы считаем, что уровень цен постоянный. Это означает, что по оси ординат на данном графике откладывается реальный, а не номинальный (денежный) доход после уплаты налогов.
10. Количество потребителей и структурные факторы. К ним относят: среднюю численность семьи, средний возраст глав семей, географические особенности, состав национальных групп общества, расовые особенности, уровень урбанизации и т.п.
11. Психологические факторы. К ним, как правило, относят кейнсианские “ мотивы потребления ” (удовольствие, недальновидность, щедрость, просчет, хвастовство, экстравагантность).
Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решение, какую часть дохода израсходовать (потребить) сегодня, какую отложить на будущее – на случай непредвиденной ситуации, заболевания, инфляции, с целью накопить средства для приобретения дорогостоящей вещи. Одна часть расходуется на текущее потребление, другая – откладывается в виде сбережения.
Вывод*:
Из всего выше сказанного
можно сделать вывод о том,
что потребление - это функция
дохода. По мере роста доходов доля
потребления сокращается. Автономное
потребление — это потребление,
независимое от уровня дохода. А
уровень потребления характериз
1)средняя склонность к потреблению — доля дохода, направляемая на потребление, в общем доходе;
Информация о работе Взаимосвязь потребления и сбережения и их влияние на национальный доход